Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Данилова М.С., Алексеева С.В.

Национальная библиотека Республики Карелия,
Петрозаводск

Информационное обслуживание специалистов
в Национальной библиотеке Республики Карелия

Национальная библиотека Республики Карелия (НБ РК) основана в 1860 г. и обладает уникальным фондом, объявленным национальным достоянием республики.

Изменяющаяся социокультурная среда не могла не отразиться на качественном составе читателей НБ РК. За последние 2—3 года произошло резкое увеличение таких категорий пользователей, как студенты младших курсов и школьники старших классов, и уменьшение количества посещений библиотеки научными работниками и специалистами, особенно в 1996 г. В этих условиях НБ РК с точки зрения эффективного менеджмента перестала выполнять возложенную на нее миссию, поэтому была поставлена задача не только вернуть прежних читателей-специалистов, но и привлечь новых, обеспечив при этом максимально удобные условия для работы.

Прежде всего инициативная группа ведущих специалистов библиотеки разработала план действий для выхода из создавшейся ситуации, определила наши сильные и слабые стороны на местном рынке информационных услуг, что помогло спрогнозировать положение дел в будущем. Сильную сторону представляют мощный информационный потенциал библиотеки, хороший справочный аппарат и квалифицированный штат сотрудников; а слабую сторону — недостаточно комфортные условия (малое количество посадочных мест, очереди в гардероб и т.п.) и все возрастающий поток читателей юношеского возраста. Причины последнего — в усложнении школьных образовательных программ и слабом финансировании, а подчас и нефинансировании, недокомплектовании фондов других библиотек, в том числе школьных. Был период, когда библиотека стала своего рода "тусовкой" для юношества.

Проведена серьезная разъяснительная работа среди учителей и школьных библиотекарей о том, какие цели ставит перед собой НБ РК, какие задачи решает и обслуживание каких категорий пользователей для нее приоритетно. Выяснилось, порой сами учителя рекомендовали ученикам обращаться сразу в Национальную библиотеку, минуя школьную, городскую или юношескую, которые вполне могли удовлетворить их информационные потребности.

Организована рекламная кампания информационных возможностей библиотеки, направленная на определенный сегмент рынка, т.е. научных работников и специалистов: репортажи в местных теле- и радиопрограммах, заметки в местных газетах, рекламные объявления во всех крупнейших учебных, культурных, научных учреждениях. И, пожалуй, главное, — Национальная библиотека — крупный общедоступный информационный центр, аналогов которому на территории Республики Карелия не существует, — начала внедрять в практику новые информационные технологии.

Для читателей-специалистов в НБ организован широкий спектр информационных услуг — от традиционных носителей информации до электронных изданий, CD—ROM и телекоммуникационных возможностей Интернет. Чаще всего осуществляется перезапись информации на дискеты читателей. Кроме того, мы используем электронную почту, факс, обеспечиваем распечатку информации из БД, ксерокопии материалов. Все это очень ценится нашими читателями, так как экономит их время. Сегодня в автоматизированном режиме предоставляются десять услуг, многие бесплатно, например пользование как собственными, так и удаленными базами данных.

Небольшая историческая справка: Национальная библиотека приступила к автоматизации библиотечно-библиографических процессов в 1992 г. в тесном сотрудничестве с Региональным центром новых информационных технологий Петрозаводского государственного университета им. О.В. Куусинена (ПетрГУ). Выбрана автоматизированная информационно-библиотечная система "МАРК" (разработка НПО "Информ-система", Москва).

Началось создание электронного каталога. Уже сформулирован банк данных на книги и статьи из журналов, насчитывающий 200 тыс. названий. Его основными составляющими являются: ЭК новых поступлений книг за 1993—1998 гг., ЭК журнальных статей,. ЭК краеведческой литературы. Статистика обращений к ЭК библиотеки достаточно высока: 40% от общего количества справок выполняется с помощью ЭК, половина из них приходится на читателей-специалистов. Одна из возможностей информационного обслуживания специалистов заключается в предоставлении онлайн-доступа к ЭК библиотеки. Сегодня научные сотрудники, преподаватели, студенты ПетрГУ имеют возможность такого доступа из библиотеки, с кафедр, классов Интернет. В настоящее время изыскиваются средства для организации онлайн-доступа в Карельском научном центре, Министерстве культуры РК, Юношеской библиотеке РК.

Безусловно, ЭК библиотеки не в состоянии полностью удовлетворить информационные потребности специалистов. Помимо ЭК в распоряжении читателей пока небольшой (всего 81 диск) фонд CD—ROM. Среди них как зарубежные, так и российские диски (библиографические мультимедийные энциклопедии, полнотекстовые базы данных, журналы и др.): "Российская медицина", "Российская национальная библиография", "Библиография по экономике и демографии", "Российский сводный каталог по научно-технической литературе", "Юридическое право", "Fennica", "Bothnica" и др.

Летом 1996 г. Национальная библиотека получила возможность полного выхода в Интернет. Доступ читателей к его информационным ресурсам начался с 1997 г. Появление в библиотеке Netscape Navigator в корне изменило представление о возможностях поиска информации. За несколько месяцев ресурсы Интернет стали чрезвычайно популярными. К сожалению, технические возможности библиотеки невелики (всего 3 пользовательских места), поэтому предварительная запись пользователей осуществляется за 1,5—2 недели.

Сейчас в распоряжении читателей огромный информационный массив: каталоги библиотек мира, оглавления журналов, аннотации и рефераты статей из журналов и книг, полнотекстовые журналы, чаще всего это англоязычные ресурсы. Но главная проблема в том, что полнотекстовые и реферативные ресурсы платные, поэтому сейчас российские библиотеки имеют возможность пользоваться такими базами данных, лишь участвуя в экспериментах или получив бесплатный пароль доступа.

В июне 1996 г. Национальная медицинская библиотека США преподнесла в дар НБ РК программное обеспечение GratefulMed и пароль для прямого выхода в базы данных Medlars. (Medlars — это около 30 биомедицинских баз данных, которые обновляются ежемесячно и содержат рефераты на книги, аудио- и видеоматериалы, материалы конференций, симпозиумов и т.д., статьи из 4 тыс. журналов по медицине и смежным наукам). С ноября 1996 г. для медиков, обслуживание которых традиционно осуществляется на базе НБ РК, так как в республике нет специализированной медицинской библиотеки, выполнены около 400 справок по этим базам данных.

С декабря 1997 г. крупнейшим российским библиотекам, в том числе НБ РК, предоставлена возможность бесплатного пользования полнотекстовыми журналами издательства Springer (250 научных журналов по естественным, точным, медицинским и др. наукам). Эксперимент показал большую заинтересованность специалистов в доступе к ним. Наибольшей популярностью пользовались журналы по биохимии, физике, медицине, геологии, биологии, экологии (150 обращений).

В октябре—ноябре 1997 г. НБ РК и Научная библиотека ПетрГУ участвовали в эксперименте по онлайн-доступу российских библиотек к базам данных OCLC FirstSearch. Мы работаем с Интернет уже два года и успели столкнуться с проблемами перенасыщения Интернет объемами информации, когда для поиска действительно необходимой информации требуется огромное количество времени. Поэтому использование справочной системы типа OCLC FirstSearch, где вся информация собрана воедино, четко структурирована и постоянно обновляется, просто неоценимо; этот сервис крайне необходим библиотеке в повседневной работе.

Проанализировав статистику обращений к OCLC FirstSearch, мы пришли к выводу, что наибольшее число заявок поступило от научных работников, специалистов, преподавателей вузов и лишь незначительное число от студентов. Конечно, нам очень хотелось бы продолжить работу с этим сервисом, что позволило бы существенным образом улучшить справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и предоставить им оперативный доступ к научной информации.

С 1 янв. по 1 мая 1998 г. НБ РК участвовала в эксперименте "Международный книгообмен в электронном варианте" (проект OCLC ILL Russian trail), в котором сотрудничали американские и российские библиотеки, среди них Washington State University Library, Oregon University Library, Northwestern University Library, CUNY (City University of New York) Graduate Library, БЕН РАН, Российская национальная библиотека, Научная библиотека С.-Петербургского университета, Библиотека Американского центра. Читатели могли получать во временное пользование издания, отсутствующие в нашей библиотеке, но имеющиеся в фондах американских библиотек—участниц эксперимента. К сожалению, из 249 заказов удовлетворено лишь 15%.

С середины прошлого года НБ РК сотрудничает с ИНИОН РАН. Наши читатели могут заказать копии статей по электронной почте и получить их через FTP — сервер ИНИОН, что значительно сокращает сроки доставки информации (в отличии от традиционного МБА), улучшает качество обслуживания специалистов.

Кроме того, НБ РК предлагает читателям бесплатный доступ к реферативным журналам ВИНИТИ в режиме онлайн. В начале года НБ заключила договор с ВИНИТИ на пользование базами данных и при положительном результате эксперимента можно будет отказаться от дорогостоящей подписки на малоспрашиваемые РЖ и получить доступ к тем журналам, которые библиотека не выписывает.

Вся работа библиотеки по информационному обслуживанию специалистов была рассмотрена на Коллегии Министерства культуры РК и высоко оценена. В целях более рационального обслуживания специалистов принято решение о создании специализированного сектора обслуживания внешними базами данных (CD—ROM, Интернет).

В заключение хотелось бы сказать, что, внедряя в практику новые информационные технологии, НБ РК осуществляет идею так называемого альтернативного комплектования, что очень важно при отсутствии финансовой возможности подписки традиционных печатных периодических изданий, необходимых специалистам. Еще раз подчеркнем, что мы видим свою задачу в обеспечении доступа пользователей к интересующей их информации, поэтому подписка на электронные версии журналов, реферативные и другие базы данных, на наш взгляд, — самый перспективный способ комплектования библиотеки и обслуживания читателей-специалистов.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России