Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Попов Г.А.

Российская книжная палата, Москва

"Книги в наличии и печати" — информационная система для совершенствования книжного рынка

Изменение общественно-экономической формации в России преобразило облик российского книгоиздания, по-иному определив роли издателей, книгораспространителей и библиотек. Книжный рынок из жестко регулируемого государством и идеологическими учреждениями превратился в рынок со стихийной конкуренцией и явно недостаточной информацией об ассортименте выпускаемой продукции, ее наличии и расходимости.

По данным статистического учета за 1996 г. в России выпущено 36 237 названий книг общим тиражом 421,4 млн экз., а в 1995 г. 33 623 названий тиражом 475,04 млн экз.

При этом негосударственные издательства выпустили в 1996 г. большую часть книг и брошюр общим тиражом 305,1 млн экз., что составило 72,4% от общего объема выпуска. В настоящее время на российском книжном рынке представлены примерно 5 тыс. действующих издательств (зарегистрировано 10 тыс. издательств), около 350 оптовых предприятий, 6 тыс. книжных магазинов и 20 тыс. постоянных точек уличной торговли. 7 ведущих издательств страны выпускают треть книг и брошюр из имеющихся на книжном рынке России. Основная масса издателей и книгораспространителей представлена мелкими и средними производителями (10—50 названий в год) и, соответственно, книгораспространителями с ассортиментом до 500 названий. Ассортимент у ведущих книгораспространителей России — 10—20 тыс. названий. В 1996 г. 75% тиражей всех книг, изданных в России, проданы через частные книготорговые структуры.

Формирование рыночной экономики в книжной торговле требует усовершенствования информационно-рекламной системы. Основным недостатком существующей информационной системы является отсутствие устойчивой двусторонней связи "реклама книги — конкретные заказы покупателей".

Новая книготорговая информационная система находится в стадии становления. Увеличивается число отраслевых периодических изданий, содержащих рекламу новых книг, предложения о покупках. Широкое распространение получили "прайс-листы" с информацией об ассортименте и ценах изданий. Все большую популярность завоевывают каталоги изданий, предлагаемых к покупке. Однако в функционирующей на книжном рынке информационной системе, как правило, совершенно опускается товароведческая информация — продавец, цена, возможность заказа, условия экспедирования и расчетов, время поступления на рынок и т.д.

В этих условиях создание Российской национальной системы "Книги в наличии и печати" (Russian books in print — RBIP) весьма важно, так как она в настоящее время является значительным фактором в становлении книготорговой информационной системы.

Сегодня через каталоги системы RBIP в течение одного года отражается 30 тыс. названий книг, выпущенных более чем 2 тыс. издательств. Из них 20% названий книг, выпущенных региональными издателями, и 80% — издателями Москвы и С.-Петербурга. Данные каталоги в сравнении с другими информационными изданиями являются наиболее полными как по количеству названий, так и по полноте библиографического описания книг и представлению товароведческой информации. Однако оперативность представления информации о книгах, имеющихся на российском книжном рынке, пока не соответствует требованиям книжной торговли.

Находясь на пересечении интересов издателей, книгораспространителей и библиотек, система "Книги в наличии и печати" уже сейчас начинает обеспечивать выполнение следующих задач:

  • информирование о состоянии книжного рынка России и о книжной продукции, выпускаемой на русском языке в Украине, в Белоруссии, Казахстане и других странах СНГ;

  • содействие в обеспечении сбора и удовлетворения заказов на книги через издателей и книгораспространителей, данные о которых приводятся во всех каталогах "Книги в наличии и печати". Весьма важно, чтобы эти каталоги имелись у книгораспространителей, например в книжных магазинах, где посетители могли бы получить интересующую их информацию и, возможно, заказать необходимые им книги. Это позволило бы книгораспространителям усилить ассортиментную работу и установить дополнительные стабильные связи с другими издателями и потребителями, не входящими в уже имеющийся у них круг партнеров;

  • установление обратной связи от розничной торговли к издателю, позволяющей издателю оперативно реагировать на расходимость его книг, содействуя таким образом внедрению технологии постоянной допечатки (in print) книги, пользующейся спросом на книжном рынке;

  • внедрение у издателей, книгораспространителей и библиотек совместимых информационных технологий. Информация о книгах, произведенная на основе согласованных классификации, типологии, форматов и т.д., устраняет множество преград в ее распространении и использовании в других компьютерных технологиях;

  • обеспечение книготорговых организаций библиографически ориентированной информацией о книжном рынке, позволяющей книгораспространителям снизить свои расходы при предпродажной подготовке вновь поступивших к ним книг.

Весьма важно, чтобы издатели как можно полнее представляли в каталог "Книги в наличии и печати" информацию о книгах, планируемых к выпуску, находящихся на стадии печати в типографиях. Это позволит книгораспространителям заранее получить библиографическую информацию о книгах, которые будут поступать в книжную торговлю.

В этом году Центр информационно-издательских технологий Российской книжной палаты начинает централизованный сбор заказов на книги, отраженные в каталогах, и их выполнение на основе специальных соглашений между Центром, издательствами и книготорговыми организациями. В настоящем каталоге имеется более 20 тыс. названий книг, присутствующих на книжном рынке России.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России