Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.04(063)

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
"БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ
МИРЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА"

(Судак, Автономная Республика Крым, Украина,
6—14 июня 1998 г.)

Торн К.

Университет Сан Хосе,
Калифорния, США

Сериальные издания в электронный век

Как только мы начинаем строить планы на новое десятилетие, на следующий век или тысячелетие, развитие автоматизации и электроники открывает нам новые возможности, которые еще несколько лет назад казались несбыточной мечтой. У издателей, библиотекарей, пользователей библиотек сложились довольно разные представления о том, чем могут, станут или должны стать периодические и продолжающиеся издания в новом тысячелетии. С некоторыми из них можно согласиться, с другими — нет.

Сторонники электронных изданий пророчествуют: мир бумажных библиотек исчезнет бесследно в течение нескольких лет. Некоторые ученые и библиотекари, зарывшись в свои книги, продолжают утверждать, что нынешняя мода на компьютеры и такие слова, как гипертекстовые ссылки, метастанции, SGML, HTTP, гоферы, — не больше, чем эфемерный, проходящий этап в развитии. Но истина находится где-то посередине: электронные журналы, как и бумажные, появились, чтобы остаться, а электронная библиотека сегодня существует не в мечтах, а в реальности.

Первые печатные научные журналы появились в 1665 г., спустя 200 лет после изобретения печатного станка. Электронные же журналы возникли всего через 20 лет после того, как доказали свою жизнеспособность электронные публикации и началось обсуждение вариантов доступа к ним. Первые печатные журналы позволили вести хронику развития науки, изобретательства и научных исследований и делают это до сих пор. Тогда технология книгопечатания казалась ученым такой же чудесной и революционной, какой представляется сегодняшним исследователям электронная технология.

Постепенно журнальные статьи стали вытеснять книги как способ представления учеными результатов исследований и открытий. При этом стоимость первых журналов покрывалась за счет индивидуальных подписок, оплаты публикации теми авторами, кто жаждал напечатать свои работы, и отчасти самих издательств, которые использовали доход от более популярных журналов, выходивших большими тиражами, для покрытия расходов по малотиражным и узкоспециальным изданиям.

К концу Второй мировой войны расходы по изданию журнальной продукции покрывались за счет библиотечных подписок. По мере того как увеличивалось количество журналов и цены на них росли, библиотеки выделяли на их комплектование все большую часть своего бюджета ( по сравнению с комплектованием книг).

В 1960-е и 1970-е гг. библиотеки еще находили средства на оплату этих все возраставших расходов, но затем их бюджета перестало хватать. В результате библиотеки начали отказываться от подписки на дублетные малоспрашиваемые названия, стали более разборчивыми в выборе новых журналов. Но цены продолжали расти, и многие библиотеки приняли программы по сокращению комплектования сериальными изданиями. Чтобы компенсировать это сокращение, издательства подняли цены еще выше. Это привело к очередному росту цен на журнальную продукцию и новому кругу сокращения подписок. На первой ежегодной конференции североамериканской профессиональной группы по периодике (NASIG — North American Serials Interest Group), состоявшейся в июне 1986 г. и собравшей сотрудников отделов сериальных изданий библиотек всей Северной Америки, звучали слова горечи и возмущения в адрес издательств, прежде всего тех, кто особенно наживается на невообразимо и преступно высоком повышении цен на журналы.

В 1970-е гг. в мире журналов появилась новинка: несколько журналов стали выходить на компьютерных лентах или гибких дисках. Но были и проблемы: подписчики на эти новые журналы должны были иметь компьютеры одного типа и пользоваться тем же компьютерным языком, что и издательства. Усовершенствование оборудования или программного обеспечения одной из этих сторон означало, что прежние выпуски могли стать нечитаемыми; невозможность воспроизвести графические изображения и сложные рисунки делало невозможным и использование таких журналов в научной сфере; мультимедийные файлы оставались перспективой отдаленного будущего. До определенной стандартизации технического и программного обеспечения этот вид изданий оставался экспериментальным, или переходным. Однако некоторые электронные указатели, такие, как MEDLINE, ERIC, развивались довольно успешно и стали стандартными библиотечными средствами.

Эра электронных журналов по-настоящему наступила в начале 1990-х гг. и вскоре вызвала революцию в производстве сериальных изданий. Авторы, библиотеки, издательства стали рассматривать данный носитель информации как возможное решение бюджетных проблем. В начале 1993 г. Энн Окерсон (Ассоциация научных библиотек — Association of Research Libraries — ARL) начала вести электронный список под названием NewJour, который можно было получить по бесплатной подписке в онлайновом режиме. Каждая запись в нем представляет собой всего лишь название электронного журнала и его электронный адрес. В то время в списке была представлена тысяча журналов, приблизительно 10% из которых являлись научными. 28 янв. 1998 г., всего пять лет спустя редакторы NewJour внесли в этот список 5-тысячное название — первый электронный журнал в области палеонтологии. У NewJour, разместившегося теперь в Университете Пенсильвании, более 3 тыс. постоянных пользователей; недавно опубликована восьмая редакция справочника ARL по электронным журналам, информационным бюллетеням и профессиональным группам (одна из которых и явилась инициатором появления данного списка).

Мы, библиотекари, вступаем в эру электронных журналов с надеждой на то, что новое средство доступа к журнальным статьям будет гораздо экономичнее, чем подписка на печатные версии. Мы видим преимущества, которые могут дать электронные публикации:

  • сокращение времени между принятием статьи к печати и ее опубликованием,

  • экономия бумаги,

  • меньшая стоимость хранения при меньшей занимаемой площади хранения,

  • исключение расходов на переплет печатных версий журналов,

  • экономия на покупке весьма дорогостоящих коммерческих печатных указателей,

  • более эффективное обслуживание пользователей за счет сокращения времени обслуживания и увеличения фонда электронных документов,

  • возможность строить обслуживание в соответствии с потребностями конкретной библиотеки.

Но в то же время неограничительный характер законов авторского права, который дает возможность библиотекам и их читателям бесплатно пользоваться материалами и осуществлять доступ к их широкому кругу, многим кажется предпочтительнее ограничительных требований и высоких расценок на одно вхождение в систему.

Учитывая и преимущества, и проблемы в использовании электронных публикаций, мы предъявляем к ним определенные требования, поскольку нам необходима уверенность в том, что полные тексты журналов архивируются, обновляются и соответствуют современным компьютерным стандартам; постоянный доступ к журналам, на которые была подписана библиотека, будет обеспечен и в случае прекращения подписки. Стандартизация способов доступа и поиска превратилась в приоритетную задачу, поскольку библиотеки не только помогают своим читателям найти то, что им нужно, но и вынуждены обучать их технике пользования компьютером.

По отношению к электронным публикациям читателей — преподавателей и студентов можно разделить на две группы. Первая — более образованная в технологическом отношении и хотела бы иметь более независимый электронный доступ к материалам; ее запросы библиотеки уже не в состоянии удовлетворить. Вторая группа менее охотно переходит от бумажных носителей информации к электронным, ей нравится скорость онлайнового поиска и доступность информации, но она предпочитает иметь дело с печатными (бумажными) копиями статей. Большинство читателей — преподавателей и студентов хотят:

  • получать доступ к большему количеству материалов за меньшую цену и при меньших затратах собственного труда;

  • иметь более простой доступ к более обширным фондам;

  • пользоваться более быстрыми и простыми способами доставки заказанных материалов или их копий;

  • использовать понятный им способ поиска, при котором применяются "реальные" слова, а не кажущиеся им искусственными термины традиционных стандартных библиотечных предметных рубрик;

  • иметь возможность просматривать, а не просто искать конкретные статьи или статьи по отдельным темам;

  • использовать больше гипертекстовых ссылок и других механизмов, связывающих различные материалы;

  • получать не только тексты статей, но и иллюстрации к ним;

  • иметь возможность выводить на экран информацию наиболее удобным для них способом.

Читатели — ученые и исследователи хотели бы того же, но у них есть и другие требования к электронному доступу:

  • способность выводить на экран надстрочные и подстрочные знаки, а также особые шрифты, используемые в научных и многоязычных публикациях;

  • предоставление препринтов научных и научно-исследовательских статей;

  • фиксация времени поступления статей в редакции журналов и решения научного жюри;

  • уверенность в качестве и компетентности получаемых журналов, их возможности служить открытым форумом для научных дискуссий;

  • архивирование электронных текстов с гарантией их сохранности без изменений (ученые должны быть уверены в том, что в их труды не будут внесены изменения и доступ к ним не будет прекращен);

  • невысокая стоимость доступа к материалам или низкая подписная цена на них;

  • дополнительные функции, такие, как всплывающая графика, возможность увеличения масштаба иллюстраций, звук, "виртуальная реальность" и прямые отсылки к цитируемым статьям и библиографическим источникам;

  • доступ к книжным обзорам и письмам в редакцию как дополнение к полным текстам статей;

  • форум, где ученые из менее индустриализованных стран имели бы такое же право голоса и такое же признание, как и их коллеги из развитых стран, работающие в той же научной области;

  • статус электронных и печатных журналов должен быть одинаков — ученые хотят быть уверенными в том, что опубликованные в них работы получат такое же признание и сослужат ту же службу в области продвижения научных идей и формирования научного имени, что и напечатанные в традиционных журналах.

У издательств совершенно другие интересы. Коммерческие издательства делают деньги и должны удерживаться в рамках своего бюджета. Владельцы издательств и инвесторы хотят каждый год получать достаточную прибыль и не хотят оплачивать научные исследования за счет собственных убытков. Коммерческие организации, составляющие указатели журналов, должны быть уверены в достаточно высоком уровне и жизнеспособности издания. В указатели научного профиля включаются журналы с подробным обзором статей. Для издательств важными вопросами в области электронных публикаций являются:

  • законы авторского права, которые гарантировали бы им компенсацию за использование статей, более ограничительного характера, нежели либеральные законы, поощряющие широкое распространение информации (библиотекари, наоборот, заинтересованы в неограничительном характере законов авторского права);

  • ограничение "лицензирования" журналов, которое противостояло бы анархии, царящей в настоящее время на World Wide Web (интересы издательств здесь прямо противоположны интересам библиотек, которые гораздо меньше заинтересованы в ограничительных мерах);

  • адаптация журналов в соответствии с потребностями тех или иных библиотек или групп читателей: универсальной библиотеке, например, нужны лишь основные статьи, она не заинтересована в получении книжных обзоров и писем к редактору; научная или специальная библиотека хочет получать журнал полностью; еще какой-либо библиотеке нужны лишь оглавление и рефераты статей. Подобная адаптация позволила бы отказаться от фиксированной цены и устанавливать индивидуальные цены для каждой организации (ведущие издательства, такие, как Elsevier, уже начали вводить этот вид услуг);

  • дальнейшее повышение цен на журналы, необходимость которого издательства аргументируют чрезвычайно высокой стоимостью таких функций электронных журналов, как оповещение, профилирование, обеспечение удаленного доступа, гипертекстовые ссылки, адаптация журнала в соответствии с потребностями пользователя, обеспечение гибкости фирменного программного обеспечения, постепенная ретроспективная конверсия номеров журнала в электронный формат. Издательства считают, что библиотеки должны платить за эти услуги;

  • "добавленная ценность" услуг — одни издательства выпускают на рынок электронную версию, которая является простой копией печатного издания, другие дополняют электронный текст гипертекстовыми ссылками, собственной системой онлайнового индексирования, мультимедийными функциями, услугами препринтного оповещения или доступа к препринтам статей.

Интересно отметить, что многие библиотекари считают, что именно издательства вынуждают их обращаться к электронным журналам; а многие издательства утверждают, что они вынуждены выпускать данную продукцию под давлением библиотек.

Библиотеки и издательства, конечно же, пытаются понять точки зрения друг друга. Такие организации, как Международная федерация библиотечных ассоциаций и институтов (IFLA), UKSG, NASIG и все национальные библиотечные ассоциации, проводят конференции, семинары, дискуссии, посвященные вопросам электронных сериальных изданий. Осенью 1993 г. в Университете Манитоба (Виннипег, Канада) прошла Международная конференция по электронным журналам. Эра электронных публикаций лишь начиналась, но уже тогда ученые вполне представляли себе, чего они ждут от нее. Четыре года спустя многие из участников конференции в Манитобе приехали на другую канадскую конференцию (Beyond Print: Scholarly Publishing and Communication in the Electronic Environment), которая проходила в Университете Торонто в Скарборо в сентябре 1997 г. Весной 1998 г. в Будапеште состоялась вторая конференция ICCC/IFIP по вопросам электронных публикаций. Кроме того, создаются различные совместные группы, объединяющие большие библиотеки и отдельные издательства (или группы издательств). Некоторые из этих совместных предприятий добились значительных успехов в деле внедрения международных стандартов. Благодаря им произошли значительные изменения в области электронных публикаций:

  • издательства Wiley и (первоначально) Chapman и Hall стали спонсорами проекта CAJUN (CD—ROM Acrobat Journals Using Networks), развернутого на базе Ноттингемского университета в Англии;

  • проект Red Sage, развернутый в Америке, является продолжением сотрудничества издательства Springer-Verlag, Университета Калифорнии (Сан-Франциско) и лабораторий AT&T Bell и кроме названных организаций объединяет сегодня еще 18 медицинских издательств;

  • компания Elsevier реализовала проект TULIP (The University Licensing Program) по лицензированию университетских библиотек;

  • национальные лаборатории в Лос Аламосе создали весьма популярный и эффективный архив электронных публикаций в области физики;

  • CARL — альянс научных библиотек штата Колорадо (Colorado Alliance of Research Libraries) — разработал проект UnCover по созданию поискового банка данных о статьях из журналов, коллективными подписчиками на которые являются вошедшие в альянс библиотеки; банк данных (пользование которым платное) позволил библиотекам повысить эффективность служб доставки документов;

  • проект по онлайновому поиску химической информации CORE (Chemistry Online Retrieval Experiment) разработан совместными усилиями Американского химического общества, Службы Chemical Abstracts, OCLC, Bellcore и Корнеллского университета с целью изучения технических, экономических, социологических вопросов и вопросов материально-технического обеспечения перехода от традиционной к электронной доставке документов;

  • проект Muse, разработанный совместно издательством Университета Джона Хопкинса (John Hopkins University Press), библиотекой Милтона С. Эйзенхауэра и компанией Homewood Academic Computing, позволил подписчикам получать все журналы, выпускаемые издательством, через World Wide Web; свежие номера этих журналов появляются там на несколько недель раньше, чем выходят в свет их печатные версии;

  • эти же задачи решает и программа IDEAL (International Digital Electronic Access Library — Международная библиотека цифрового электронного доступа);

  • благодаря программе JSTOR, реализованной в рамках сотрудничества Фонда Эндрю Меллона и Университета штата Мичиган, проведена ретроспективная конверсия 100 названий журналов по социальным и гуманитарным наукам;

  • в Университете Лафборо (Англия) разработан ряд научных проектов в области электронных публикаций. Среди них проект создания электронной сети Бирмингема и Лафборо BLEND (Birmingham and Loughborough Electronic Network Development), проекты Quartet, ELVYN: Electronic Versions Why Not (Электронные версии: почему нет?) и проект по изучению пользовательской аудитории коммерческих и бесплатных электронных журналов CAFE JUS (Commercial and Free Electronic Journals User Study).

Все проекты, профессиональные объединения и конференции помогают искать выход из кризисной ситуации, сложившейся в области сериальных изданий, но многие проблемы все еще не решены.

Административные проблемы. Библиотекари — не ученые-компьютерщики и не инженеры-электронщики. Если системы электронной подписки и другие электронные системы, которые становятся все сложнее, не вызывают страха и отвращения у многих из них, то уж во всяком случае повергают их в смятение. Если библиотекам нужны специалисты, способные маневрировать в лабиринтах форматов и различных модификаций программного и технического обеспечения и быть по меньшей мере настолько же компетентными в этой области, как и читатели, то расходы по обучению персонала будут высокими. Финансирование обучения должно происходить за счет того же ограниченного бюджета. Можно ли рассматривать эти расходы как часть вложений, которые (потенциально) приведут к экономии бюджета за счет перехода от подписки на печатные издания к электронной подписке? Может ли обучение изменить отношение библиотекарей (и конечно же, отношение их пользователей) к электронным носителям информации, вторгшимся в безмятежную научную атмосферу традиционной библиотеки? У библиотекарей есть причина волноваться по поводу того, что многим из них кажется гибелью профессии: за последние пять лет произошло больше изменений в областях, имеющих прямое отношение к библиотекам и функциям библиотекаря, чем за все время их существования (с XVII в., после изобретения книгопечатания).

Обучение. Чтобы выполнять свои функции на том уровне, который вправе требовать пользователи, библиотекари должны приобрести новые компьютерные навыки. Они должны быть готовы обучать читателей пользованию электронными материалами с различной структурой файлов, материалами различных форматов и протоколов. Администрация библиотек должна осознать тот факт, что дальнейшее обучение библиотечных специалистов компьютерным технологиям обойдется недешево и займет много времени.

Оборудование. Цены на компьютеры падают, но компьютеры по-прежнему стоят недешево. Для обеспечения доступа к информации студентам и другим группам читателей библиотека должна иметь соответствующее количество пользовательских рабочих станций. Техническое и программное обеспечение также не должно отставать от времени. Каждые два-три года его необходимо заменять более новыми моделями или версиями. Деньги, которые библиотеке удается сэкономить на подписке (если удается!), расходуются на оборудование и подключение к сетям.

Бумага против электроники. Информация различного типа по-разному ложится на тот или иной носитель. Бумага остается главным носителем для цветных иллюстраций; повествовательные тексты легче читать на бумаге, чем на экране. Для передачи научных и математических символов и графики требуются более сложные внутренняя кодировка и программы, и пока их легче передавать в печатной форме. С другой стороны, электронные продукты дают пользователю возможность изменять масштаб различных участков иллюстраций, пользоваться гипертекстовыми ссылками, обеспечивают доступ к звуковым файлам и интерактивным текстовым элементам. Пока архивирование электронных журналов не станет стандартизованным и обязательным, бумажные копии журналов не могут быть изъяты из фонда, а параллельная публикация электронной и бумажной версий повышает стоимость журналов, что отнюдь не помогает библиотекам экономно расходовать свой бюджет. Становится ясно, что еще какое-то время электронные версии журналов будут издаваться как дополнение к печатным, так как это отвечает различным потребностям библиотек во всем мире.

Полный текст против неполного. Среди библиотекарей и ученых наблюдается рост недовольства тем, что некоторые издательства представляют как "полный текст". Библиотекари указывают на то, что письма в редакции медицинских журналов, включаемые в медицинские указатели, не попадают в "полнотекстовые" журналы. Ученые-химики также озабочены отсутствием в журналах писем в редакцию, так как в них рассказывается об авариях в лабораториях и выходе из строя оборудования. Во многие полнотекстовые статьи не включаются таблицы, графики графика, высококачественные фотографии, столь необходимые читателям.

Редактирование. Читатели должны быть уверены в том, что материалы, к которым они обращаются, являются подлинными, что их не изменяли и не искажали. Необходимо обеспечить соответствующую безопасность содержимого файла, методы надежного архивирования содержащихся в журнале материалов, гарантирующие то, что материалы являются современными и подлинными. Когда ученый читает статью, он должен знать точно, что это полная статья, а не ее реферат, что библиография или иллюстрации изъяты, поскольку библиотека подписалась на урезанный журнал по причине более низкой подписной цены. Даже студентам выпускных курсов нужно знать, вызвала ли статья, которую они читают в данный момент, волну писем в редакцию и послужила ли она поводом для дальнейших публикаций. Если ученый познакомился со статьей в одной библиотеке и позднее ему пришлось пользоваться другой библиотекой, может ли он быть уверен, что получит ту же версию данной статьи или же какие-то ее части не войдут в новую версию? Может ли библиотека заявлять о том, что в ее фонде имеется тот или иной журнал, если ученому нужна совсем иная версия этого журнала? Не будет ли изъятие некоторых материалов, "адаптированных к потребностям пользователей", рассматриваться этими пользователями как своего рода цензура? Американские каталогизаторы сериальной литературы считают, что каталогизировать и управлять печатными журналами так же трудно, как прибить желе гвоздями к стене. Что уж говорить об электронных сериальных изданиях, которые появляются во множестве редакций, адаптированных к потребностям отдельных библиотек!

Добавленная ценность. Такие передовые издательства, как Elsevier, уже начали снабжать издаваемые журналы дополнительными функциями, повышающими их ценность: индексирование, гипертекстовые ссылки, указатели, выделение отдельных областей — подписей к иллюстрациям, самих иллюстраций, важнейших частей статьи и т. д. Однако все это не так просто, поскольку существует множество форматов, схем внутреннего кодирования, структур файлов. Пока нет отраслевых стандартов на дополнительные функции электронных публикаций. Это означает, что библиотеки вынуждены самостоятельно решать проблемы, связанные с различиями в продукции издательств. Во многих случаях пока не существует дополнительных функций, которые представляли бы ценность для библиотек и ученых, поскольку для них не создана инфраструктура.

Стоимость подписки. Библиотекари твердо уверены в том, что издание электронных журналов является или может стать менее дорогим, чем издание печатных. Электронная публикация исключает расходы на печать, бумагу, переплетные работы, хранение и почтовую рассылку. Однако вместо одних расходов появляются многие другие, связанные со стоимостью технического обеспечения, электронной обработки и исследований. Помимо этого, сравнивая стоимость обоих методов публикации, следует учесть высокую стоимость компьютеров, плановую замену оборудования и обучение всего персонала. Издательства — не благотворительные организации, они всегда будут поддерживать цены на свою продукцию на выгодном для себя уровне, утверждая при этом, что цена учитывает как расходы издательств, так и ценность, которую электронные журналы представляют для библиотек. Может произойти так, что цены на журналы поднимутся слишком высоко и библиотеки не захотят платить за них; тогда издательства будут потеснены на рынке сериальных изданий или им придется совсем уйти с него. Библиотеки озабочены и тем, что они платят за доступ к научным материалам, а не приобретают их в свою собственность. Откажись они от подписки, что останется им взамен потраченных денег? Смогут ли они оправдать свои расходы в глазах властей и налогоплательщиков? Решением этой проблемы может стать создание научных консорциумов и сетей, так как у более крупных объединений может появиться возможность корпоративного использования ресурсов.

Авторитетность. Чтобы электронные журналы были признаны как авторитетный носитель научной информации, издательства должны очень серьезно подходить к вопросам их издания. Необходимо предпринять соответствующие меры безопасности, не допускающие несанкционированного вторжения в содержание электронных журналов — будь то обзоры книг и статей, письма в редакцию, библиография или индексы. В то же время необходимо дать возможность ученым размещать свои замечания к той или иной статье, на которые смог бы ответить автор. В условиях процветания сетей новостей, чатов, личных Web-страниц и прочих вольных псевдо-журналов издательства должны найти средство ясно информировать читателей, на кого рассчитан журнал. Но есть ли смысл хотя бы просто упоминать о физической природе печатного журнала? Размеры, формат, шрифт, даже вид бумаги (содержит она кислоту или нет) — все это не говорит о ценности бумажной версии журнала; должна быть видна ее физическая инфраструктура. Библиотекари и ученые должны убедить администрацию университетов, что научные электронные журналы являются изданиями того же научного статуса, что их печатные аналоги.

Лицензирование. Лицензии, как и законы авторского права, способны ограничивать и обеспечивать честное использование интеллектуальных и научных материалов. У библиотек вызывает озабоченность то обстоятельство, что лицензии ограничивают деятельность межбиблиотечного абонемента и при этом опираются на законы того штата (или той страны), где журнал был издан, а не того штата (или страны), где находится библиотека. С другой стороны, библиотекари должны понимать, что издательства преимущественно являются коммерческими предприятиями и должны получать прибыль от использования материалов, которые они публикуют. Чтобы повысить свое влияние при переговорах по лицензированию, академические и научные сообщества начинают объединяться в консорциумы и сети. Так, коалиция 15 голландских научно-исследовательских библиотек разработала принципы ведения переговоров с издательствами по вопросам подписки на электронные журналы. Сформировано аналогичное международное объединение библиотек.

Архивирование. Архивное электронное хранение — это нечто большее, нежели простое хранение копий всех опубликованных материалов; оно подразумевает регулярное обращение к материалам, их обновление, гарантирующее возможность их использования в будущем. Стоимость оборудования, размеры оплаты труда специалистов такого архива, систем безопасности и климатического контроля, поддерживающих целостность материалов хранения, чрезвычайно высоки. Многие издательства считают, что за архивное хранение издаваемых ими журналов должен отвечать кто-то другой: национальная библиотека, крупные университетские библиотеки, архивные центры, которые должны быть созданы, а может быть, конгрегации или коалиции библиотек. Некоторые издательства, например Elsevier, сами обеспечивают архивное хранение своих публикаций.

Авторское право и доступ. Законы об авторском праве, действующие в Америке и Европе, значительно различаются. Если исходить из того, что обмен научными материалами должен быть свободным, а доступ к ним — онлайновым, то при принятии новых законов об авторском праве необходимо учитывать международные аспекты процессов обмена и доступа. Если законы страны допускают свободный экспорт материалов, произведенных в других странах, где подобные законы носят более ограничительный характер, то неизбежен юридический хаос. И хотя интеллектуальная собственность должна быть защищена, законы не должны быть ограничительными настолько, чтобы ограничивать интеллектуальное использование материалов.

Международный доступ. Электронные издания дают ученым, работающим в изолированных районах и дальних странах, вполне реальную возможность печатать свои работы и получать материалы, необходимые для их исследований. Издательства и библиотеки одинаково озабочены тем, что законы авторского права и государственный контроль за Интернет или World Wide Web могут послужить поводом для ограничения ученым доступа к информации. Но в культурах стран есть различия: то, что разрешается публиковать в одной стране, в другой рассматривается как непристойность и порнография, а публикация определенных материалов или материалов на определенную тему может оскорбить чувства многих читателей.

"Коллективная бедность". Коллективное использование электронных ресурсов — одно из возможных решений некоторых проблем, вызванных высокой их стоимостью и недостаточным количеством специалистов соответствующего профиля в библиотеках. Однако есть и обратная сторона, на которую указывают члены Ассоциации научных библиотек: если большинство библиотек будет искать нужные документы в других библиотеках, отказавшись от комплектования своих фондов материалами на иностранных языках, узкоспециальными, региональными или малоспрашиваемыми изданиями, то коллективно используемые ресурсы совокупного фонда этих библиотек постепенно оскудеют.

Электронные журналы появились, чтобы остаться. Настало время библиотекам и издательствам забыть о разногласиях и вместе искать решения общих проблем. Библиотекам следует увидеть те позитивные элементы электронного доступа, которые отличают его от представления информации в традиционных формах, понять, какие потрясающие возможности он им дает. Нам необходимо активнее участвовать в поисках того направления, в котором пойдет развитие электронных библиотек, путей взаимодействия с издательствами и учеными в деле разработки электронных форматов и интерфейсов будущего. Мы должны стать такими же экспертами в области использования электронных носителей информации, какими мы являемся в мире печатной продукции. Это лучше, чем оставаться нео-луддитами, растерявшимися в мире техно-вандалов среди техно- и воздушной рекламы.

Всем нужно отдавать себе отчет в том, что издательства являются в основном коммерческими предприятиями, а библиотеки (большая их часть) — некоммерческими службами с ограниченными доходами. Издательствам следовало бы прислушиваться к библиотекарям, когда те говорят о существующих ограничениях и проблемах, а не думать прежде всего о том, какую прибыль можно получить от журналов. Если издательства не прислушаются к замечаниям библиотек или не будут воспринимать их всерьез, то однажды они могут оказаться совсем без прибыли.

Многие ученые отдают предпочтение научным сетям, публикуют в них свои работы, и это открывает к их работам более широкий и менее дорогой доступ другим исследователям. Благодаря таким организациям, как NASIG и USKG, благодаря профессиональным группам, в которых издатели, библиотекари, представители научного сообщества могут свободно обсуждать общие проблемы, искать пути решений и компромиссы, делиться мнениями по интересующих всех вопросам, мы начинаем уважать точку зрения друг друга.

Никто не может сказать, каким станет мир электронных сериальных изданий через десять лет и во что это обойдется издательствам и библиотекам. В наш век стремительных перемен необходимо, чтобы библиотеки и издательства вместе работали над созданием стандартов распространения электронной информации и обеспечения доступа к ней, чтобы ученым XXI в. было также доступно все, что издается сейчас, как мы сегодня пользуемся тем, что создано учеными прошлых веков.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России