Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Жандаравичене А.

Литовская техническая
библиотека, Вильнюс

Межбиблиотечный абонемент в крупных литовских
библиотеках и проекты финансовой помощи

Литовским организациям, пользующимся услугами МБА, абонентский номер присваивается по единой системе нумерации, принятой в республике. Индивидуальные абоненты, ознакомившись с правилами читателя, регистрируются в библиотеке.

Оригиналы, получаемые из других стран, предоставляются пользователям только в библиотеке. Взимается плата за почтовые расходы и оформление заказа. Часто за получаемые из других стран документы приходится платить по предъявленным платежным требованиям.

Тематическая подборка информации по заказам читателей МБА крупных библиотек Литвы не производится. Этим занимаются специалисты библиографических отделов. Библиотеки получают библиографические издания не только в традиционной форме, но и на CD—ROM, однако читатели чаще пользуются традиционным поисковым аппаратом. Читатель предъявляет сформированный заказ, а работники МБА библиотек стараются в кратчайшие сроки найти местонахождение документа и выслать заказ. Также очень важно своевременное возвращение документа и расчет с библиотекой-поставщиком.

В течение последних десяти лет произошло много перемен в работе МБА. Если до 1989 г. читатель находил нужный источник в каталогах и реферативных журналах, изданных в России, то обмен документами производился на дружеской основе, бесплатно.

После политических и экономических перемен некоторые предприятия Литвы закрылись или поменяли профиль деятельности; необходимость в новой информации уменьшилась. Число читателей, обращающихся в МБА, сократилось. Во многих библиотеках произошло сокращение работников МБА. Даже в Литовской национальной библиотеке им. Мартинаса Мажвидаса, где существовал отдел МБА, остались только две сотрудницы. В настоящее время в таких крупных библиотеках, как Библиотека Академии наук Литвы, Библиотека Вильнюсского университета и Литовская медицинская библиотека, остались лишь сотрудники, курирующие МБА. Секторы МБА имеются только в Литовской национальной библиотеке им. Мартинаса Мажвидаса и Литовской технической библиотеке.

В то же время возникли и другие проблемы. Библиотеки столкнулись с трудностями в комплектовании, задержками библиографической информации, сложностями в компьютеризации. Читатели, привыкшие все получать бесплатно, с трудом переориентировались на платные услуги.

Поскольку количество заказов по МБА уменьшилось, сотрудники начали думать, как восстановить деятельность секторов. Они стали искать более дешевые пути выполнения заказов, выявлять новые библиотеки и информационные центры с удобным подходом к информационному аппарату и невысокими расценками для получения нужного документа или его копий. Работники МБА начали повышать квалификацию на курсах поиска информации в Интернет, иностранных языков, обучаться работе с разными компьютерными программами.

В 1996 г. пять крупных библиотек: Литовская национальная библиотека им. Мартинаса Мажвидаса, Литовская техническая библиотека, Библиотека Академии наук Литвы, Библиотека Вильнюсского университета и Литовская медицинская библиотека подготовили проект финансовой помощи МБА. Фонд Сороса в Литве поддержал этот проект, и библиотеки получили деньги на выполнение заказов со скидкой. Некоторые группы читателей — ученые, студенты, пенсионеры, получающие литературу для научной работы, должны платить только 20% от суммы, которая взимается при получении нужного документа.

Через год был подписан второй проект финансовой помощи, в который включились новые участники: Библиотека Клайпедского университета и Библиотека Шяуляйского педагогического университета.

Сейчас количество заказов быстро растет. Некоторые библиотеки уже вынуждены ограничивать число заказов, принимаемых от одного читателя. Возникла мысль о уменьшении помощи (до 50%). Сотрудников, работающих в МБА и международном абонементе, не прибавилось, а работы стало очень много. Если раньше Литовская медицинская библиотека в год выполняла 200 индивидуальных заказов, то в 1998 г. такое же количество выполнено за один квартал. Много времени отнимает поиск нужных документов в информационном аппарате. Усложнилась статистическая сторона работы, возникли проблемы расчета с некоторыми библиотеками.

Литовская техническая библиотека — единственная из библиотек республики подписывает договоры с ГПНТБ России и ВИНИТИ. Несмотря на давнее сотрудничество с российскими библиотеками, возникает немало проблем. Первая — медленная пересылка; вторая — оформление специальных бланков-заказов, принятых только в конкретной библиотеке. Мы могли бы посылать всем библиотекам одинаковые ИФЛА-бланки, но за переоформление на форму бланка, принятого в конкретной библиотеке, опять же берется плата. Третья проблема — как рассчитываться с читателем, сколько стоит полученный документ или его копия? Каждый заказ проходит разный путь, пока документ попадает в руки читателя. Получая акт о произведенной работе один раз в полгода, невозможно подсчитать, сколько стоило получение одного документа. В ВИНИТИ расценки на все работы вообще засекречены. Получаем лишь письмо о том, что перечисленные по договору деньги закончились. А как рассчитаться с читателем и Фондом Сороса, которых совсем не интересует, что мы не можем договориться о такой мелочи — исполнив заказ, указать цену. Иногда проблема расчета за выполнение заказа возникает и с другими библиотеками Европы.

В Литве разработан проект ЛИБИС (Литовская интегральная библиотечная информационная система), в соответствии с которым автоматизируются библиотечные процессы, создается сводный каталог библиотек, республики, внедряется подсистема МБА.

Автоматизация процессов работы МБА поможет оперативно выполнять заказы абонентов, оповещать их о наличии документа в той или другой библиотеке, фиксировать сроки выполнения заказа, контролировать своевременность возврата документа, производить финансовый расчет с абонентом.

Перемены, связанные с автоматизацией библиотечных процессов, изменили методы работы МБА. Каждый день ставит новые вопросы и проблемы, решение которых повышает профессионализм работников МБА.

Забота о своих читателях заставляет нас искать оптимальные пути доставки нужной информации, находить новых партнеров в других библиотеках и других странах.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России