Home page | Каталоги и базы данных |
![]() Научные и технические библиотеки |
![]() |
Гендина Н.И. Кемеровский
государственный Методологические основания
разработки и реализации государственных
образовательных стандартов Динамизм социально-экономических преобразований в России, принципиальные изменения в общественном сознании, возрастание роли личности в этих процессах обусловили перемены, происходящие в сфере образования: создание новых типов учебных заведений, появление новых видов образования, новых форм и методов управления, новых видов и направлений образовательной деятельности. Ведущим мотивом этих перемен, в отличие от традиционного социоцентризма старой системы, стал приоритет развивающейся личности. В первую очередь он был реализован в образовательной политике, что проявилось в идеологии реформы, основные принципы которой — гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, многоукладность и вариативность, непрерывность, открытость, регионализация, развивающий, деятельностный характер образования и др. Эти изменения государственной политики в области образования получили отражение в действующей Конституции России и Законе Российской Федерации "Об образовании". Закон открыл перед отечественной высшей и средней специальной школой перспективы автономии, декларировал самостоятельность в выборе типа образовательного учреждения, содержания учебных планов, форм и методов обучения, возможность введения новых дисциплин. Освободившись от излишней административной опеки и получив реальные возможности для реализации академических свобод, закрепленных законодательно, высшие учебные заведения страны в весьма короткий срок сумели значительно обновить и расширить номенклатуру специальностей подготовки кадров в соответствии с запросами и потребностями общества. Отказ от типовых учебных планов, программ и учебников открыл более широкие возможности для преодоления консерватизма и инертности образовательной системы. Однако диверсификация типов образовательных учреждений и содержания учебных планов породила немало проблем, главная из которой — необходимость введения со стороны государства специальных мер, обеспечивающих на территории России единое образовательное пространство. В качестве такой меры, позволяющей государственным органам управления обеспечивать контроль качества подготовки специалистов, а учащимся и студентам не испытывать непреодолимых сложностей при переходе из одного учебного заведения в другое, используются государственные образовательные стандарты. Структура государственных стандартов включает четыре основных блока дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественнонаучные, общепрофессиональные, специальные. Наряду с этим государственные образовательные стандарты предусматривают дисциплины по выбору студентов и факультативные курсы. Важной особенностью стандартов является сочетание принципов обязательности и вариативности, что проявилось в наличии федерального и регионального компонентов. Федеральный компонент определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, региональный — позволяет учесть региональные особенности подготовки специалистов. Таким образом, уровни стандартизации — федеральный, региональный и уровень, принятый в конкретном учебном заведении (возможность введения дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом), соотносятся как категории "общее — особенное — единичное". При этом каждый последующий уровень включает образовательный минимум, заданный предыдущим и конкретизирует его. Действующая ныне первая версия государственных стандартов в сфере библиотечного образования создавалась научно-методическим советом по библиотечно-библиографическому и книговедческому образованию учебно-методического объединения по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. В настоящее время вузами, осуществляющими подготовку библиотечных кадров, накоплен некоторый опыт внедрения государственных стандартов, что позволяет провести их анализ с целью корректировки и уточнения, необходимой для разработки нового поколения образовательных стандартов. Принципиально важным, с нашей точки зрения, является рассмотрение данного вопроса в контексте развития системы непрерывного образования. Поэтому совершенствование системы государственных образовательных стандартов должно предусматривать развитие стандартов, регламентирующих как среднее специальное, так и высшее библиотечное образование. На факультете информационных технологий Кемеровского государственного института искусств и культуры проведено исследование действующих в настоящее время образовательных стандартов в области библиотечного образования. С этой целью осуществлен сопоставительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 05.28.00 "Библиотековедение и библиография" и среднего профессионального образования по специальности 05.17 "Библиотечное дело". В результате исследования установлено следующее:
Итоги сравнительного анализа позволяют утверждать, что совпадение ряда позиций в анализируемых стандартах является важным достоинством создаваемой системы государственных стандартов, регламентирующих библиотечное образование в целом. Это открывает возможности реального конструирования единой системы многоуровневого библиотечного образования. Вместе с тем неизбежно возникают вопросы о том, каковы критерии, отличающие профессиональную подготовку библиотекарей в среднем и высшем профессиональном учебном заведении, каким образом должна обеспечиваться дифференциация содержания образования в данных учебных заведениях. К сожалению, и в анализируемых нормативных документах, и в публикациях, посвященных совершенствованию подготовки библиотечных кадров, аргументированные ответы на эти вопросы отсутствуют. Решение данной задачи, на наш взгляд, требует проведения специального исследования, в котором нужно предусмотреть изучение должностных обязанностей, уровень квалификации, анализ доли творческого, эвристического и рутинного, шаблонного труда в профессиональной деятельности библиотекарей. Целесообразно проведение экспертной оценки требований, предъявляемых к выпускникам средних и высших учебных заведений, в которой смогли бы принять участие не только преподаватели, но и руководители библиотек. Необходим анализ современного состояния библиотечных кадров, включая соотношение библиотекарей с высшим и средним специальным образованием. Для принятия обоснованного решения о необходимой доле дублирования в содержании профессиональной подготовки в средних и высших библиотечных учебных заведениях нужен сравнительный анализ учебных планов и учебных программ. Только на основе такого комплексного изучения возможно провести разграничение в требованиях к содержанию образования, дифференцировать критерии оценки знаний, умений и навыков библиотекарей различного уровня подготовки. Проведенное исследование подтвердило плодотворность системного подхода к построению стандартов на библиотечное образование в целом, включая разные уровни подготовки специалистов. Вместе с тем оно убедило в том, что одной декларации принципа системности явно недостаточно. Совершенствование действующих и разработка нового поколения стандартов на библиотечное образование требуют решения следующих проблем:
Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие и совершенствование образовательных стандартов в сфере библиотечного образования не может осуществляться путем внесения частных изменений и доработки их отдельных частей. Требуется решение целого комплекса проблем, включая проблемы методологического, организационно-управленческого, содержательного характера. Основные выводы исследования могут быть сведены к следующему: 1. Первое поколение государственных образовательных стандартов в области библиотечного образования отражает коренные изменения, связанные с преобразованиями в социально-экономической жизни страны: развитие рыночных отношений, обеспечение демократических свобод и прав личности при выборе образования, освобождение учебных заведений от идеологических догм, административной опеки и излишней регламентации. Достоинством действующих образовательных стандартов является возможность государственного регулирования качества образования, обеспечение единого образовательного пространства в России, развитие системы многоуровневого библиотечного образования; 2. Дальнейшее развитие и совершенствование государственных образовательных стандартов в области библиотечного образования должно строиться на принципах системного подхода, целостности. Оптимизация государственных стандартов, регламентирующих среднее специальное и высшее библиотечное образование, должна вестись на единой методологической основе, с позиций реализации идей непрерывного образования. С этой точки зрения целесообразно предусмотреть совместимость требований, заложенных в стандарте на высшее библиотечное образование, с требованиями к послевузовскому библиотечному образованию — подготовке кадров по специальности 05.25.03 "Библиотековедение и библиографоведение" при обучении в аспирантуре; 3. Корректировка действующих и создание новой версии государственных образовательных стандартов невозможны без проведения комплексной научно-исследовательской работы, предполагающей объединение усилий творческих коллективов вузов, средних специальных учебных заведений, ведущих библиотек страны. Такое исследование должно обеспечить выработку научно обоснованных решений о критериях дифференциации содержания образования в средней специальной и высшей библиотечной школе; более точно сформулировать требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников, получивших профессиональную подготовку различного уровня; определить принципы моделирования однопорядковых (сопоставимых) учебных курсов; обеспечить целостность и единство системы стандартов на библиотечное образование; 4. Оптимизация системы государственных стандартов, позволяющих контролировать качество библиотечного образования, должна проходить в условиях гласности, широкого привлечения библиотечной общественности, обсуждения содержания образовательных стандартов в профессиональной печати. |
![]() Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |