Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Кудрина Е.Л.

Кемеровский государственный
институт искусств и культуры,
Россия

Мониторинг библиотечных кадров в регионе
как стратегия деятельности вуза

Для современного российского общества характерны быстрые изменения во всех сферах: социальной, экономической, производственной и т. п. Не является исключением и социально-культурная сфера со всеми действующими в ней субъектами хозяйственной деятельности, в том числе и библиотеками. Происходящие в стране реформы в значительной мере затронули библиотечные учреждения. С 1990 г. идет упорядочение библиотечной сети в соответствии с реальными потребностями населения и возможностями учредителей библиотек. Значительно уменьшилось число профсоюзных, научно-технических и других специальных библиотек, не имеющих бюджетного финансирования. В этой ситуации местным органам управления приходится делать максимум возможного, принимая в свое ведение ликвидируемые библиотеки.

Вполне естественно, что все перемены самым непосредственным образом влияют на социально-трудовую сферу жизнедеятельности библиотек, на рынок труда. Раньше библиотечные работники не сталкивались со многими из тех проблем, которые возникают в новой социально-экономической ситуации, в частности с принципами отбора претендентов на рабочее место. Человек не может остаться вообще без работы, тем более выпускник учебного заведения. Раньше не было необходимости поддерживать себя в состоянии постоянной мобильности на рынке труда, а учебным заведениям заниматься анализом и прогнозированием складывающейся там ситуации. Для понимания назревающих или уже свершившихся перемен недостаточно разовых разрозненных исследований, дающих "моментальный снимок" происходящего и не позволяющих уловить тенденции, вовремя услышать "предупреждающие сигналы", подаваемые обществом. Необходимо создать адекватную современным задачам систему анализа и прогнозирования, позволяющую отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи, которая определяется как мониторинг.

Именно мониторинг, построенный на ряде последовательно проводимых через определенные промежутки времени исследований, основанных на едином методологическом подходе, программе и инструментарии, позволит органам управления различных уровней (от руководителей библиотек и учебных заведений, местных и федеральных органов управления до правительства) своевременно реагировать на перемены и принимать необходимые решения.

В настоящее время понятие мониторинг, используемое в нашей стране как метод научного исследования, связанный непосредственно с изучением живой природы, находит все более широкое применение. Полифункциональная по своей сущности и содержанию роль мониторинга породила ряд его определений:

  • комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека;

  • специально организованное в целях комплексной оценки и повышения эффективности функционирования систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов;

  • регулярное наблюдение, оценка, прогноз (с помощью электронных средств) состояния окружающей среды, а также различных процессов, происходящих в некоторых странах;

  • систематическое сопоставление действительного положения фирмы, организации с желаемым;

  • система сбора данных о сложном явлении, процессе, которые описываются с помощью определенных ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике;

  • совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор и обработка информации и подготовка рекомендаций по развитию реформы и внесению необходимых корректив и др.

Мониторинг принято рассматривать в двух значениях — теоретическом и практическом. В теоретическом плане мониторинг — своеобразная философия, концепция управления. Здесь можно вести речь об исходных целях, принципах мониторинга, особенностях организационных структур. Сюда следует отнести и мониторинговые исследования. Словом, это область теоретической дятельности, осуществляемая учеными, специалистами, соответствующими отделами, лабораториями и т. д.

В практическом значении мониторинг — одна из внешних функций управления, разновидность управленческой деятельности, имеющая свои цели и задачи. Она осуществляется многими субъектами и направлена на множество объектов, т. е. включает в себя разработку предложений по развитию объекта в нужном направлении и заключения об эффективности мер по управлению объектом. Подобная деятельность осуществляется широко и целенаправленно, складывается на практике в своеобразный комплекс мониторинга, т. е. сложную специфическую систему управления, которую можно изучать с различных позиций: социально-экономических, экономических, социальных, социально-демографических, этнических и др.

В Кемеровском государственном институте искусств и культуры в рамках выполнения научно-исследовательских, курсовых и дипломных работ и проектов проводятся исследования по слежению за кадровой ситуацией в сферах применения труда выпускников вуза. Следует отметить, что при проведении мониторинга соблюдаются его основные принципы: непрерывность наблюдения за объектами, периодичность снятия информации о происходящих изменениях в кадровой ситуации, сопоставимость показателей, применяемых для оценки решений и разработке прогнозов ближайших и отдаленных последствий, развитие мониторинга путем обогащения методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов, увеличения числа объектов исследования.

При разработке концепции мониторинга мы сочли важным определить, что характеризует сферу применения мониторинга, какие показатели могут и должны описывать ее, какие объекты подлежат обследованию и наблюдению.

В последнее время мониторинги становятся все более специализированными. В рамках одного из них проведен социологический опрос выпускников и руководителей тех учреждений, где они работают. По выпускникам факультета информационных технологий проведен пилотажный опрос, который охватил лишь Кемерово, поэтому полученные результаты репрезентативны только по одному региону. Главная цель мониторинга заключалась в получении информации для оценки деятельности кафедр и факультета в ходе их самоаттестации и прогнозирования подготовки кадров для региона.

В результате опроса получены 33 анкеты, в том числе 18 от выпускников и 15 от руководителей. В выборку попали 9 выпускников 1995—1997 гг., 5 — 1990—1994 гг., 3 — 1985— 1989 гг., 2 — 1984 г. Таким образом среди опрошенных две трети — выпускники последних 7 лет. Тем не менее на контакты с вузом в последние три года указали только 50% выпускников.

Для деятельности факультета важным является вопрос об удовлетворенности специальностью. Большинство опрошенных указали профессию библиотекаря, реже библиографа, технолога информационного обеспечения и технолога автоматизированной обработки информации. Более 90% подтвердили, что работают по специальности, полученной в вузе. Только 72% удовлетворены своей работой. Настораживает, что остальные не считают, что работа с каждым годом становится интереснее или затрудняются ответить на данный вопрос.

Один из вопросов анкеты: поступил бы выпускник снова на эту же специальность? 40% затруднились ответить, 50% ответили положительно, а 10% — отрицательно. Полученные данные можно признать высоко результативными, так как профессия библиотекаря в настоящее время не самая популярная.

Вполне естественно, что нас интересовали аспекты качества подготовки специалистов. К сожалению, только 33% опрошенных оценили подготовку в вузе положительно, столько же дали отрицательный ответ, остальные воздержались. Что касается причин, то 33% указали плохую практическую подготовку, 5% — слабую как теоретическую, так и практическую подготовку, остальные на поставленный вопрос не ответили.

Более половины опрошенных считают, что полученные знания помогли им развить в себе качества, необходимые в работе, а более 70% ориентированы на повышение своей квалификации. Треть выразила желание получить второе высшее образование по девяти профессиям, восьми из которых можно обучаться в нашем институте.

В ходе экспертного опроса руководителей библиотек 65% отметили удовлетворенность работой выпускников института, лишь 8% дали отрицательный ответ, а 27% затруднились ответить. Только 17% назвали конкретные причины неудовлетворенности выпускниками, среди которых — слабая заинтересованность работой и отсутствие ответственности.

Мониторинг не может быть ограничен только социологическими опросами. Вполне естественно, что для анализа кадровой ситуации в регионе и прогноза подготовки специалистов необходимо использование статистики, материалов прессы, результатов семинаров, "круглых столов", деловых игр и др. Эти источники информации помогут принимать квалифицированные решения на уровне не только факультета, но и института.

Систематические контакты института с областным центром занятости населения позволяют анализировать ситуацию на рынке труда. За последние годы в качестве безработных в центре зарегистрированы только 4 выпускника 1995 г. Таким образом, несмотря на нарастающую тенденцию высвобождения рабочей силы, которая приобретает все более острый характер в Кузбассе, выпускники института реже теряют работу и чаще находят сферу применения своего труда. Несмотря на отмену обязательного распределения, в вузе сохранилась практика направления выпускников на работу по заявкам работодателей.

Проводимые в институте мониторинговые исследования позволяют определить его действия по структурным изменениям в вузе, направлениям, специальностям и специализациям подготовки кадров, взаимоотношениям с потребителями кадров.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России