Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Алешин Л.И.

Московский государственный
университет культуры

Перспективное направление совершенствования
подготовки высших библиотечных кадров

Успехи развития библиотечного дела существенно зависят от подготовки библиотечных кадров. Система высшего образования, сложившаяся в России, не может развиваться на основе использования устаревших методов и методик. Новые подходы в этой области открывают современные информационные технологии. Нынешние выпускники вузов, по утверждению многих отечественных и зарубежных специалистов, должны уметь работать с любыми техническими средствами и программным обеспечением, которые применяются и будут использоваться в библиотечно-информационных системах как минимум через пять лет.

Это утверждение базируется на известных тенденциях развития высшего образования в мире. Если сегодня основной формой обучения в вузах Российской Федерации остается очная, то в будущем первенство за более прогрессивной формой — дистанционной. Воплощая важнейшие достижения научно-технического прогресса, она способна коренным образом изменить традиционную систему подготовки библиотечных кадров. На международной конференции "Новые информационные технологии в университетском образовании", проходившей в марте 1996 г. в Новосибирске, отмечались важность развития дистанционного образования, необходимость инициирования научно-технической программы Русский Интернет для создания информационной среды образования в России на основе сети RUNNet. Аналогичные системы уже существуют за рубежом, например Education Internet.

Для реализации данной концепции следует всемерно расширять применение компьютерных технологий в учебном процессе, что влечет за собой изменение технологии обучения на основе достижений современной педагогики, педагогической психологии и др.

Можно выделить несколько основных направлений применения информационных технологий в образовании:

  • разработка современных видов представления учебных материалов для различных форм обучения (методический аспект),

  • подготовка, издание и оперативное переиздание всех видов учебно-методических материалов (полиграфический аспект),

  • организация оперативного получения необходимых информационных материалов на базе широкомасштабного использования компьютерных сетевых технологий (информационный аспект),

  • разработка современных форм и методов обучения и контроля знаний, в большей степени для индивидуального усвоения изучаемого материала (дидактический аспект),

  • организация обучения студентов информационной культуре, информационным и компьютерным технологиям, используемым в будущей профессии (организационный аспект),

  • формирование системы дистанционного обучения на методическом, технологическом, техническом и административном уровнях (аспект дистанционного обучения),

  • организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава для решения поставленных выше задач (квалификационный аспект).

Гармоничная одновременная реализация названных направлений будет помогать формированию учебного процесса, способного отвечать требованиям высшей школы настоящего и будущего, развитию библиотечно-информационного образования в России. Уже сейчас половина учебной нагрузки студентов очной формы обучения приходится на самоподготовку, что ставит перед преподавателями задачу обеспечения с этой целью каждого студента комплектом специальных заданий, практикумов (в том числе компьютерных) по всем дисциплинам. Студент ориентируется на значительное увеличение доли самостоятельной работы при изучении соответствующих дисциплин. По мнению ряда ведущих специалистов, преподаватель должен выступать более как организатор, консультант учебной деятельности студентов, формируя у них творческое отношение к делу, умение самостоятельно найти и использовать необходимые знания. Конечно, данное положение не подразумевает отсутствия непосредственного контакта между преподавателем и студентом. Он может осуществляться различным образом. Имеет смысл прикреплять к преподавателю ограниченное количество студентов (до 10 человек), что позволит ему выполнять свои функции более эффективно и вести научно-исследовательскую работу, формировать собственную школу единомышленников, своевременно и качественно консультировать их и т. п.

Максимальный успех дистанционного образования может быть обеспечен при его внедрении в первую очередь на заочной форме обучения, которая в дальнейшем станет платформой распространения данного вида обучения и для других его форм — вечерней и дневной. Например, все чаще приходится слышать от представителей высшей школы предложения по организации очно-заочной формы обучения как некоторого промежуточного этапа перехода к дистанционному.

Имеющиеся уже сегодня технические возможности позволяют начать фронтальное совершенствование заочной формы на основе использования преимуществ дистанционного обучения. Являясь эффективной формой индивидуального обучения высококвалифицированных специалистов, она может быть достаточно органично включена в стратегию дальнейшего развития и совершенствования библиотечного дела России.

Новая форма содержит многие принципы традиционного очного и заочного обучения. Главное, она предоставляет возможность получать высшее специальное образование, почти не покидая места работы и/или проживания. В условиях современного экономического и политического состояния нашего общества данное обстоятельство как никогда актуально. Современные технические средства таковы, что позволяют обучаемым достаточно быстро обмениваться любыми видами информации на любом языке и расстоянии, включая видеоконференции. Существенным аспектом является возможность студента в процессе обучения осваивать новейшие информационные технологии, приобретающие основополагающее значение в профессиональной деятельности специалистов. И здесь важно организовать обучение студентов данных специализаций самым передовым технологиям управления библиотечной работой, создания, адаптации и совершенствования электронных (цифровых), мультимедийных библиотек на базе отечественных и зарубежных программных продуктов.

Необходимо отметить, что имеющиеся за рубежом и в нашей стране технические и технологические разработки позволяют различным образом осуществлять организацию данного процесса. Конечно, в дальнейшем предпочтительней организация общения студентов с преподавателями в виде видеоконференций, позволяющая общаться на любом удалении друг от друга (режим — онлайн) на индивидуальном, мелкогрупповом и групповом уровнях. Более того, уже сегодня можно проводить, например, чтение лекций преподавателем на расстоянии. В этом случае студенты, находящиеся порой за много тысяч километров от лектора, видят, слышат его и могут задавать вопросы. То же самое касается и преподавателя. В этом режиме обеспечивается непосредственная обратная связь (аналогично телевизионным телемостам). Конечно, организация подобных вариантов обучения носит локальный характер и требует значительных финансовых средств, что не под силу многим вузам. Однако такой эксперимент предполагается осуществить, например между двумя вузами США и России.

Другой, более простой и приемлемый для широкого использования в нашей стране способ предлагает государственное предприятие Министерства культуры РФ "Эльфа". Разработанная им технология позволяет студенту, не имеющему необходимых технических средств (компьютера, модема, соответствующей формы компьютерной связи, например Интернет), посылать свои сообщения по телефону, факсу или почте. Получение же информации каждым студентом можно обеспечить на его телевизионный приемник в режиме Телеинфо, аналогичном Телетексту. Подобная форма напоминает проводившееся ранее обучение широких масс россиян по специальному телевизионному каналу. Разница заключается в том, что передаваемая таким образом информация может носить индивидуальный характер и для этого требуется подключение к телевизору специального устройства, которое является современной отечественной разработкой, у него небольшие размеры и невысокая цена. Такой режим носит название офлайн, т. е. отложенный непосредственный контакт. В данном случае не удается решить все проблемы обучения, например непосредственный контакт преподавателя и студента и др. Однако у большинства граждан нашей страны имеются телевизоры и стоимость дополнительного устройства мала, поэтому сегодня использование подобной технологии может получить широкое распространение.

Существуют и другие варианты организации дистанционного обучения, в том числе и комбинирование различных его методов. Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса настолько велики, что не вызывает сомнения своевременность создания необходимых программно-технических средств, способных на высоком техническом уровне обеспечивать практически все запросы высшей школы по организации современного дистанционного обучения на протяжении, по крайней мере, ближайших десятилетий.

Необходимо отметить, что непосредственный контакт студента и преподавателя при подобной форме обучения может осуществляться различным образом, например, как уже упоминалось выше, в виде проведения различных индивидуальных или групповых телеконференций по отдельным проблемам и дисциплинам, посещения студентом вуза или выезда преподавателя в регион, где проживает определенная, достаточная по численности группа студентов. Существовавшая ранее форма организации обучения студентов-заочников на местах их проживания — УКП (учебно-консультационный пункт) — одна из перспективных при организации дистанционного обучения. Она возрождается на качественно новой основе и может быть рекомендована всем вузам. Наибольшая эффективность реализации дистанционного образования в этом случае возможна на основе широкого использования средств компьюникации (компьютеров и компьютерных коммуникаций).

Совершенно очевидно, что для такого обучения потребуются новые виды и формы учебно-методических материалов, создание фондов методических материалов, новые формы и методы общения студентов с преподавателями и административно-управленческими структурами вуза, корректировка методов преподавания и контроля знаний всех дисциплин в вузе.

С точки зрения первоочередных задач по реализации данного подхода наиболее важными следует считать методические проблемы. Имеющиеся учебно-методические материалы в большинстве своем не могут эффективно использоваться при дистанционном обучении. Требуются совершенно новые формы машиночитаемых учебных пособий и учебников, которые должны являться одновременно как базами данных, так и базами знаний, позволяющими обновлять и дополнять содержание включенных в них разделов и тем учебных дисциплин, оперативно обеспечивая студентов необходимыми учебными материалами.

Студента необходимо обеспечить всеми видами учебно-методических материалов (традиционными печатными, специально разработанными компьютерными учебными и контролирующими программами, лекционными и другими материалами на аудио- и видеокассетах, дискетах и т. п.) на весь период обучения в вузе. Несмотря на то, что спектр разнообразных учебно-методических материалов, использующих названные формы представления информации достаточно велик и продолжает пополняться уже на протяжении, по крайней мере, последних десяти лет, методических разработок по созданию подобных материалов практически нет. Кроме того, при организации подобного учебного процесса необходимо обеспечивать единство теории и практики.

Данный аспект достаточно важен, так как в последнее время прослеживается тенденция уменьшения собственно библиотечных и информационных работников в составе студентов, обучающихся на заочных отделениях. Снижаются планы приема студентов на заочные отделения библиотечно-информационных факультетов. Здесь имеются как объективные, так и субъективные факторы. Однако представляется, что такие решения вышестоящих организаций не соответствуют ни требованию времени, ни желанию обучающихся. Во-первых, тенденция роста контингента студентов именно на заочных формах обучения все более ощутима во всем мире. Во-вторых, ничем не оправданы ограничения приема студентов на данную форму обучения, так как именно студенты-заочники не требуют стипендий, общежития, готовы платить за свое обучение, как правило, работают и будут работать в сфере, соответствующей профилю выбранной профессии.

Ориентация вузов на увеличение блока информационных дисциплин среди общих и специальных библиотечных курсов позволяет с уверенностью утверждать, что наметившаяся в мире тенденция сокращения рабочих мест библиотечных работников не повлияет на успешное применение выпускниками библиотечно-информационных факультетов знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Данное утверждение базируется на общеизвестных данных роста потребности практически всех организаций в получении, создании, обработке, хранении и распространении разнообразной информации на основе использования компьютерной техники и технологии. Тут более важными являются проблемы оборудования вузов соответствующими техническими средствами и кадрами, организации научных исследований преподавателей и студентов по совершенствованию методов обучения на основе широкого применения в учебном процессе информационных технологий.

Возникающие проблемы со студентами-заочниками, работающими не по профилю обучения в вузе, достаточно легко исправить организацией соответствующих мероприятий. Например, студент-заочник оформляет договор с учреждением (организацией, фирмой), имеющим библиотеку, и на протяжении всего периода обучения получает там необходимые практические навыки.

Обладая информацией о библиотеках, в которых работают студенты, преподаватели вузов смогут рекомендовать им передовые библиотеки, расположенные близко, с целью знакомства с технологией их работы, обмена опытом, совершенствования умений, навыков и т. п. Приобретенные студентами практический опыт и информация о методах, формах, способах работы изученных библиотек и информационных центров позволят создавать в учебных заведениях массивы информации для проведения прикладных и общетеоретических исследований по совершенствованию и развитию библиотечного дела, форм и методов обучения библиотечных специалистов, поддерживать взаимовыгодные творческие связи с практиками библиотечного дела. Эти материалы послужат также базой данных для проведения наиболее значимых научных исследований студентов и преподавателей и создания баз новых знаний.

Такое обучение будет носить в большей степени индивидуальный характер, максимально ориентироваться на самостоятельную работу студентов и целенаправленные, конкретные консультации преподавателей, действительно индивидуальное выполнение всех контрольных, практических и иных заданий с использованием любых возможных технических средств. По эффективности подобное обучение может превзойти все ожидания.

Дистанционная форма обучения не только повысит имидж библиотечной профессии, но и будет способствовать совершенствованию теории и практики библиотечного дела, подготовке современных высококвалифицированных библиотечных кадров, способных внедрять современные технологии в практику и одновременно развивать теорию библиотечного дела.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России