Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02

Власова И.Н.

Традиции и инновации в библиотеке

Изложены результаты опроса, проведенного Ижевской центральной городской библиотекой им. Н.А.Некрасова среди библиотекарей ЦБС Ижевска по теме "Традиции и инновации в работе библиотеки: за и против" с целью выяснить соотношение понятий традиция и инновация в сознании библиотекарей, а также их личную готовность к внедрению нового в работу.

Проблемы муниципальных библиотек сегодня напрямую связаны с социально-экономическими условиями, которые заставляют их искать свою нишу в культурной и информационной городской среде, брать на себя порой несвойственные библиотекам функции, своевременно реагировать на потребности пользователей. Такое положение дел требует движения вперед, т.е. применения новшеств, инноваций в работе библиотек. Опрос, проведенный сектором научно-исследовательской работы Ижевской центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова, предполагал определить новые формы, методы, виды и перечень услуг, оказываемых библиотеками города, и выяснить проблемы, возникающие при этом. По результатам опроса необходимо было создать картину нынешнего состояния библиотек ЦБС и наметить дальнейшие перспективы.

На вопросы анкеты ответили 63 библиотекаря из 13 библиотек ЦБС. У 40% из них высшее библиотечное образование, 41% закончили училище, 7% пришли в библиотеку после школы,у 12% — небиблиотечные специальности. Соответственно различны стаж и опыт работы опрошенных сотрудников. Организаторы опроса постарались изучить мнение библиотекарей, работающих в различных функциональных отделах и на разных должностях.

Участникам опроса предложили дать определение понятиям традиция и инновация в библиотеке. 53% опрошенных дали лишь терминологическое определение понятий; 47% ответили обстоятельно, с примерами, где к традиционным видам работы библиотеки отнесли обслуживание читателей, индивидуальную работу с ними и т.п. По мнению библиотекарей, традиционно и обязательно для библиотеки справочно-библиографическое обслуживание, работа с книжным фондом, массовая работа, планирование, отчетность, статистика.

В отношении инноваций мнения библиотекарей разделились на две точки зрения. Первая: инновации — это изменения в библиотечной деятельности, касающиеся форм, методов и видов работы библиотеки (например, платное обслуживание на абонементах и в читальных залах, реклама, автоматизация и техническое оснащение библиотечных процессов). Вторая: инновации — это изменения, новшества, внедряемые в библиотечную деятельность, но как таковые с ней не связанные. Их внедрение обусловлено временем, экономическими условиями в стране. Библиотекам приходится искать пути выживания и брать на себя несвойственные функции, чтобы в дальнейшем вписаться в инфраструктуру района, города, определить свое место в ней. Например, к инновациям библиотекари относят выбор приоритетных направлений деятельности (библиотека-клуб, библиотека-центр молодежи и т.п.), создание при библиотеках различных досуговых структур (клубы для женщин, ветеранов, компьютерных классов для детей). Инновационными процессами, по мнению опрашиваемых, является также привлечение к работе специалистов небиблиотечных специальностей (психологов, социологов и др.).

Результаты опроса показали разделение мнений библиотекарей в зависимости от стажа работы в библиотеке и образования. Опытные специалисты с высшим и средним библиотечным образованием рассматривали традиции и инновации с практической точки зрения, а библиотекари с высшим образованием, но небольшим стажем работы дали научные определения этих понятий.

Насколько же сегодня специалисты заинтересованы во внедрении нового в деятельность библиотек? Было предложено каждому библиотекарю отнести лично себя к одной из двух групп, названных условно "новаторы" и "консерваторы". 20% опрошенных сочли себя сторонниками традиционной работы ("консерваторами"). Согласны с нововведениями, но не во всем 68% опрошенных. И только 12% ("новаторы") признали, что в работе библиотеки необходимы коренные изменения. Личная готовность работников библиотек выразилась в следующем: 73% согласны с нововведениями, но не совсем готовы к их осуществлению; 19% дали ответ "да" и 8% — "нет". Основными причинами неготовности к различного рода инновациям названы слабая материально-техническая база библиотек, недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие индивидуального поощрения библиотечных работников. Прозвучало мнение, что инновации небиблиотечных форм и методов работы совершенно не нужны в библиотеках.

Какие же факторы влияют и благоприятствуют внедрению новшеств в библиотеку? 71% библиотекарей ответили, что внедрению нового способствует знакомство с опытом работы библиотек города, республики, России, а также ближнего и дальнего зарубежья; 38% — изучение интересов и потребностей читателей; 14% — указания руководителя библиотеки или вышестоящих структур. По мнению респондентов, решающими факторами внедрения инноваций являются также материальная заинтересованность, психологическая готовность самого библиотекаря, наличие сплоченной команды единомышленников; деловые, организационные качества самого сотрудника. Большое значение придается финансовому обеспечению инноваций, в том числе привлечению спонсорских средств. "Необходима программа развития библиотечного дела на уровне города". Это мнение нашло свое реальное воплощение уже сегодня. Выделены дополнительные средства на развитие муниципальных библиотек Ижевска на период до 2000 г.

Один из вопросов анкеты был посвящен профилированности или выбору приоритетного направления в работе библиотеки при совмещении традиционного обслуживания пользователей с тематическим или жанровым. 46% опрошенных сказали, что сегодня — это прежде всего дань моде; 41% — необходимость для читающего населения; 6% затруднились ответить; а 4% ответили, что библиотеки не должны работать по профилю или направлению, так как это сковывает работу, ставит библиотекарей в определенные рамки, заставляет заниматься дополнительным образованием, создает дополнительную нагрузку. Выступившие за профилирование деятельности библиотек, увидели в этом возможность для библиотеки не распылять свои силы, а сконцентрировать их на достижении одной большой цели. Но при этом работники библиотек обозначили в своих ответах определенные проблемы: профилирование, работу по приоритетному направлению невозможно осуществлять без высокого уровня комплектования книжного фонда и периодических изданий и без хорошей материально-технической базы. Актуальность профильного направления, по мнению библиотекарей, также должна определяться информационными и досуговыми потребностями населения района обслуживания, а не инструкциями сверху.

Сотрудники ЦБС при опросе отметили изменения в работе своих библиотек: как положительные (71%), так и отрицательные (11%). 60% библиотекарей (в основном сотрудники абонементов и читальных залов) подчеркнули, что в связи с внедрением новшеств и инноваций в библиотеках увеличилось количество читателей. 15% респондентов обратили внимание на изменение содержания работы с читателями (уделяется больше внимания индивидуальному общению с читателями). 15% констатировали улучшение имиджа библиотеки в районе обслуживания, 7% — повышение интереса работников библиотек к своему труду.

Наиболее активное участие в опросе вызвала тема: "Если бы я был руководителем библиотеки, я бы изменил (оставил)..." Мнения высказывались по двум направлениям: традиционная работа библиотеки и изменения или усовершенствования ее деятельности. В ответах прозвучало, что традиционным в работе библиотеки необходимо оставить прежде всего все формы бесплатного обслуживания всех категорий читателей. Большое внимание уделено совершенствованию справочно-библиографической работы, информационного обслуживания. Участники опроса написали также, что за годы работы в библиотеке вырабатывается определенный стиль деятельности, складывается единый коллектив; внедрение инноваций психологически может изменить (ухудшить, улучшить) его моральный климат.

В ответах на вопросы анкеты респонденты показали высокую степень заинтересованности и личной инициативы в инновационном развитии библиотеки. Анализ показал, что изменения, которые они хотели бы осуществить, работая в роли руководителя своей библиотеки, связаны с материально-технической базой. Немаловажная роль отведена совершенствованию методов руководства библиотекой или отделами. По мнению опрошенных, в отдельных случаях необходимо изменить систему взаимоотношений руководителя и коллектива.

Респонденты заострили внимание на необходимости совершенствования форм учета и статистики, системы обслуживания читателей (ужесточении штрафных санкций по отношению к должникам и читателям, портящим книги). Представив себя в роли руководителя, сотрудники филиалов предложили следующие варианты новшеств библиотечной деятельности: изменение графика работы библиотеки, расширение перечня платных услуг, увеличение заработной платы за большие нагрузки библиотекарей, работающих на кафедрах обслуживания читателей, внедрение автоматизации библиотечных процессов в библиотеках-филиалах, сокращение объема массовой работы, расширение площадей библиотек, улучшение интерьера и внешнего вида библиотек.

Респондентам предложили поговорить о личном вкладе каждого из участников опроса в деятельность своей библиотеки. 39% опрошенных подтвердили, что у них имеются личные достижения и созданы авторские разработки, заслуживающие внимания читателей и коллег. Разработка новых интеллектуальных, библиографических игр, викторин, авторских сценариев досуговых мероприятий, посвященных различным событиям и датам, презентации журналов — вот только малый перечень того, что характеризует творческий потенциал сотрудников библиотек Ижевска.

Организаторы опроса предложили библиотекарям пофантазировать и создать проект библиотеки будущего, обрисовать перспективы ее развития. Описывая будущее, абсолютно все участники опроса представили библиотеки технически оснащенными, но... по минимальному варианту: в библиотеке должны быть печатная машинка, калькулятор, ксерокс, техника для ремонта книг — все необходимое для наиболее полного удовлетворения запросов читателей. Затронута проблема сохранности библиотечных фондов. По мнению опрошенных, книжный фонд библиотеки будущего — это фонд аудиовизуальной информации. Изменятся виды и структура носителей информации, усовершенствуется система копирования основных источников. Из анкет видно, что сотрудники мечтают также об автоматизированных формах учета, статистики, планирования и отчетности в библиотеках.

Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что библиотека будущего — это информационно-культурный центр, где будет все необходимое для получения информации, ее хранения, использования и распространения; созданы все условия для комфортного отдыха и общения пользователей. Значительную часть в ответах заняли мнения, посвященные хозяйственным вопросам библиотек. Ответы интересны и в чем-то неожиданны. Так, один из респондентов предложил ввести униформу для сотрудников библиотек; другие — открыть в стенах филиалов "зеленые уголки", "уголки живой природы" и т.п. Большое внимание в анкетах уделено усовершенствованию охранной системы библиотек. Внесены предложения по совершенствованию организации управления, например внедрение в работу с кадрами контрактной системы. О помощи спонсоров размечтались 3% респондентов.

Какие же специалисты необходимы для осуществления преобразований в библиотеках ЦБС? Первое место в рейтинге "нужности" занял психолог (25% ответов), второе — методист (23%). Почти одинаковый показатель необходимости методиста и психолога не только говорит о значимости этих специалистов для библиотекарей, но и может быть истолкован как взаимодополнение этих специализаций. 16% библиотекарей нужна консультативная помощь справочно-библиографического отдела, 15% заинтересованы в менеджере, 6% — в социологе для выявления наиболее существенных проблем, связанных с библиотечным обслуживанием, профессиональными и личными интересами самих библиотекарей. 11% опрошенных указали, что в библиотеке-филиале необходим специалист по книжным фондам.

Современные социально-экономические условия ставят сегодня перед библиотеками задачи, которые невозможно решить, придерживаясь лишь традиционных форм и методов работы культурно-просветительных учреждений. Функции библиотек расширяются, переплетение инновационных процессов с традиционными дает новый, отвечающий современным требованиям результат. Библиотеки стремятся занять достойное место в инфраструктуре города. Выявленные в ходе исследования проблемы, болевые точки в дальнейшем могут быть учтены при определении перспектив дальнейшего развития библиотек.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России