Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 658.014.1

Суворова В.М.

Сравнительная характеристика составления
бизнес-плана и работы с благотворительным фондом

В основе любой грамотно организованной предпринимательской деятельности лежит планирование. Прогнозирование и планирование своей деятельности предприниматель (заявитель) начинает с разработки бизнес-плана (заявки) — стандартного документа, где описываются основные параметры будущего коммерческого предприятия (проекта), анализируются проблемы, с которыми предприниматель (заявитель) может столкнуться, и определяются способы их решения.

Если принять во внимание, что бизнес-план — это в широком смысле план деловой деятельности, а в узком — план реализации проекта, то составление бизнес-плана во многом можно уподобить составлению заявки на грант благотворительного фонда. Промежуточный результат бизнес-плана (инвестиционного) и заявки — получение инвестиций (гранта), т.е. финансовой поддержки, конечный результат — реализация проекта, базирующегося на инновационной идее. Цена ошибки в обоих случаях чрезвычайно велика. В основе бизнес-плана, так же, как и заявки, лежит проект, разработка которого позволяет предпринимателю (заявителю) обосновать концепцию своего бизнеса (идеи), тщательно проанализировать желаемое, проверить его разумность и реалистичность. Это дает возможность еще до начала реализации проекта либо в случае его принятия и одобрения проработать все стратегические вопросы, касающиеся плана и сроков, команды исполнителей, финансов и др.

По своему характеру бизнес-план представляет собой своеобразный "гибридный" документ, где конкретные цифровые выкладки сопровождаются рекламной информацией. Точно так же, составляя заявку, руководитель проекта включает в нее список публикаций основных исполнителей проекта по теме; характеризует каждого из них, в том числе и себя (curriculum vitae); дает краткое описание направлений деятельности учреждения, товаров и услуг (применительно к библиотеке — информационных продуктов и услуг), как того требует благотворительный фонд. Приукрашивание показателей бизнес-плана (или заявки) с целью получения необходимых кредитов чревато для предпринимателя большими потерями, главной из которых является утрата репутации в деловых кругах.

Стиль изложения бизнес-плана (заявки) должен быть предельно четким и деловым. Учитывая, что документы будут читать специалисты, приветствуется использование графиков, схем, таблиц и т.п. Например, диаграмму Ганта (Gant Diagram), на которой ясно видна временнa я перспектива и последовательность работ, удобно использовать для наглядной демонстрации плана реализации проекта как в бизнес-планировании, так и в описании проекта заявки на грант.

Кто должен разрабатывать бизнес-план? Обычно это делают специалисты. Нередко только профессионалы могут указать на подлинные масштабы проблем, которые самому предпринимателю кажутся мелкими. Желательно привлечение консультантов и экспертов. Составляя заявку на грант, сотрудник библиотеки выходит за традиционные рамки библиотечной работы, становясь на время филологом, экономистом, переводчиком, специалистом в области автоматизации библиотечных процессов, знатоком вычислительной техники, маркетологом, и обязательно — ученым, владеющим навыками ведения научно-исследовательской работы.

Как уже отмечалось, во главе угла и бизнес-плана, и заявки лежит проект, который определяется как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете. Основные характеристики проекта бизнес-плана и заявки: 1) измеримость, т.е. возможность количественного описания деятельности или ожидаемых результатов (затрат); 2) наличие временного горизонта, т.е. характерного ограниченного отрезка времени для разработки и реализации проекта; 3) четко определенная последовательность событий, связанная с отдельными видами деятельности (работы по проекту); 4) целевая направленность.

Идентичны структура проектного цикла в бизнес-плане и алгоритма работы с благотворительным фондом, так как оба представляют собой поэтапную последовательность действий по планированию и реализации проекта.

Сравнимы и структуры проектов бизнес-плана и заявки на грант, включающие обычно следующие разделы: резюме, введение, постановка проблемы, цели и задачи проекта, методы реализации проекта, оценка эффекта реализации проекта, бюджет проекта, приложение.

Что самое трудное? Отражение в проектах бизнес-плана и заявки эффективности и возможных перспектив. Проект может быть оценен в двух аспектах: определение эффективности достижения объявленных целей и решение поставленных задач. Этот подход к оценке эффекта реализации проекта основан на оценке результатов проекта. Такая концепция оценки базируется на анализе предложенных методов реализации проекта. Многие подходы к оценке эффектов проекта библиотеки-заявителя субъективны в своей основе и скорее говорят об отношении к программе, а не о том, чем могут стать результаты ее реализации. Эффективность бизнес-плана определяется в рублях и в конечном итоге измеряется выручкой от реализации продукции.

И бизнес-план, и заявка начинаются с резюме. Однако пишется этот раздел в последнюю очередь, когда разработаны все остальные разделы плана. Только тогда, когда программа действий полностью продумана и предельно ясна во всех аспектах разрабатываемого проекта, можно в сжатой форме изложить его основное содержание. Фактически резюме представляет собой предельно сокращенную версию бизнес-плана или заявки: не изложение основ, не введение в тему, а своего рода "уведомление о намерениях". Говорят, что эксперты всегда просматривают и придирчиво оценивают резюме, план реализации и бюджет проекта — "три кита", на которых держится весь документ. Однако в отличие от резюме заявки, в резюме бизнес-плана особое место уделяется финансовым результатам, ожидаемым от реализации проекта.

Бюджет, или смета расходов (для заявки) и финансовый план (для бизнес-плана) — это, возможно, самая главная составная часть проекта. Не все эксперты дотошно интересуются применяемыми методами реализации проекта, однако бюджет проверяют все. Очень легко потерять доверие эксперта, если он заметит, что бюджет не отражает сути предполагаемой работы либо переполнен закупками оборудования или поездками, не связанными напрямую с целями проекта. Поэтому необходимо четко увязать позиции бюджета с позициями этапов работы.

Последнее и самое главное правило: если проект одобрен — он должен быть реализован.

Список литературы

Грядов С.И., Удалов В.А. Бизнес-план предпринимателя: Учеб. пособие /Департамент кадров. политики и образования МСХП РФ; МСХА им. К.А.Тимирязева. М.: Изд-во МСХА, 1997. 123 с.

Ключникова К.М., Семенихина Т.И. Бизнес-план в НТБ: Рекомендации / ГПНТБ России. М.: 1997. 30 с.

Колегаева С.Д. Платные услуги и предпринимательская деятельность библиотек // Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. Вып. 2. М.: Либерея, 1997. С. 190—195.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России