Home page | Каталоги и базы данных

УДК 028

Казаринова И.Н., Смагин Е.Л.

Возможности библиотерапии

Рассмотрены некоторые вопросы библиотерапии как одного из направлений работы библиотек. Представлен проект Положения о библиотерапевтической службе, которая создана на базе ЦБС Кировского района С.-Петербурга.

Изменившиеся социальные условия значительно повысили уровень тревожности населения. Это отразилось как на поведении, так и на всей деятельности пользователей библиотек. В связи с этим чрезвычайно актуальным стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия.

Библиотеки могут повысить стрессоустойчивость личности, находящейся в дискомфортном или кризисном состоянии, в том числе и вызванном дестабилизацией информации. Не случайно наиболее творческие личности среди библиотекарей рассматривают библиотерапию как одну из форм работы, ориентированную на читательское развитие, и включают в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий.

Само понятие библиотерапия ранее в основном рассматривалось как лечение книгой, что заметно сужало круг проблем библиотерапевтической деятельности.

Мы хотим представить библиотерапию как направление работы библиотек с читателями, сущность которого — целенаправленное воздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной работы в различных дискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации и коррекции через совершенствование читательской деятельности. Основная задача библиотерапевтической работы библиотек — оказание помощи для саморегуляции читательской деятельности личности в условиях психологического дискомфорта и стимуляция читательского развития.

Практика работы позволяет говорить о лечении библиотекой (библиотечными средствами работы) не только отдельной личности, но и определенных групп и читательской аудитории в целом. Через развитие читательской культуры библиотекари могут помочь каждому находить свое лекарство для души.

В переводе с греческого терапия (therapeia) — это забота, уход, лечение. Ранее никто не рассматривал библиотерапевтическую работу в аспекте заботы. С позиций читательского развития для нас наиболее важным является именно это значение слова терапия. Традиционно основной заботой библиотекарей являлось воспитание культуры чтения или более современная задача — развитие личности как читателя, или читательское развитие личности на разных этапах жизни.

В дискомфортных ситуациях, испытывая беспокойство, тревогу, личность стремится к психологической защите, адаптации, компенсации, которые являются основными составляющими системы саморегуляции.

С позиций деятельностного подхода саморегуляция рассматривается как целостная и открытая информационная система, обеспечивающая взаимосвязи личности с поставленной целью, путями ее достижения и действиями регуляторных процессов. Большинством психологов саморегуляция определяется как важная составляющая успешного развития личности, предотвращающая ее распад в критической ситуации.

Саморегуляция читательской деятельности в узком значении понимается нами как активный, осознанный, целенаправленный способ самовоздействия читателя на свое читательское развитие в различных условиях и состояниях, с учетом понимания своих возможностей, внутренних ресурсов, включая и выбор продуктивных способов чтения.

Саморегуляция читательской деятельности в широком значении понимается нами как система взаимодействия читательского опыта, моделей интеллектуальных преобразований, межчитательских взаимовлияний и средств библиотечной работы для достижения библиотерапевтических целей.

Поэтому библиотерапия — это воздействие всем информационным пространством библиотеки как социального института, происходящее по закону перехода количества в качество, так как библиотека является базой читательского развития личности, совершенствования этой деятельности, ее стимуляции средствами библиотечной работы, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности.

В обществе на современном этапе нередко возникают такие ситуации, с которыми специалисты, призванные их решать, не справляются и теряют доверие населения; поэтому многие обращаются за помощью не в медицинские учреждения, а в библиотеки. Подобные ситуации можно решать более успешно, если на базе библиотеки создать психологическую службу или библиотерапевтический центр.

Такого рода служба создана и успешно действует на базе филиала № 1 ЦБС Кировского района С.-Петербурга. Библиотека оказывает непосредственную помощь своим читателям, озабоченным различными психологическими проблемами, например, проводит психологическое консультирование и тестирование. Психологическая служба ориентирована на библиотерапевтическую деятельность по различным актуальным направлениям с упором на читательское развитие личности в дискомфортных и кризисных ситуациях. Параллельно с этим осуществляется переподготовка кадров библиотечных работников в направлении библиотерапевтической деятельности. Разработан проект положения о библиотерапевтической службе (прил.).

Помимо уже упомянутой ЦБС Кировского района С.-Петербурга, подобная модель психологической (библиотерапевтической) службы действует в Эстонии, в г. Вильянди на базе психиатрической больницы, а также в Культурном колледже этого города.

В рамках специализации "психолог-культуролог библиотечно-информационного обслуживания" на кафедре социологии и психологии чтения С.-Петербургской государственной академии культуры в блоке библиотерапия изучаются и разрабатываются на практических занятиях и другие варианты моделей психологических служб, а также моделей-схем индивидуальной, групповой и фронтальной массовой работы, в том числе и с использованием нейролингвистического программирования (НЛП).

Нейролингвистическое программирование — это новейшее направление в психологии и психотерапии, уделяющее большое внимание структуре субъективного человеческого опыта. Сущность НЛП — моделирование, позволяющее получить желаемые измерения за сравнительно короткое время. Знание метамоделей и метапрограмм помогает библиотекарю значительно эффективнее взаимодействовать с читателями, а читателю — с библиотекарем.

Одно из направлений работы библиотерапевтической службы в филиале № 1 Кировской ЦБС осуществляется специалистом-психологом с базовым медицинским образованием, мастером-практиком НЛП.

Для индивидуального и группового консультирования на базе библиотеки применяются модели обучения эффективному общению и творческому развитию личности на основе НЛП. Такого рода консультирование ориентировано на помощь в определении личностного стиля читателей, выявление и раскрытие различных способностей личности через адаптацию различных методик, как отечественных, так и зарубежных, применительно к условиям библиотек; направлено на активизацию читательской деятельности личности в неблагоприятных условиях.

Тем же целям подчинены практический тренинг-семинар "Основы эффективного общения", включающий три блока (стратегия эффективного общения, магия успеха, экология личности) и семинар "Откройте свою судьбу" с использованием психоаналитических методик, раскрывающих способности к глубинному самопознанию.

В филиале № 1 Кировской ЦБС с осени 1997 г. регулярно проводятся ежемесячные встречи с читателями, рассчитанные на обучение эффективному общению и творческому интеллектуальному развитию через систему семинаров и лекций на основе НЛП. Наибольший интерес у читателей вызвали темы "Сам себе психотерапевт", "Путь к себе", "Эффективное общение".

 

Приложение

Положение о библиотерапевтической службе
читательского развития личности
в дискомфортных и кризисных ситуациях

Проект

Служба создается на базе ЦБС Кировского района С.-Петербурга. Руководит службой директор ЦБС, заместителем является директор филиала, осуществляющего то или иное направление библиотерапевтической работы.

Финансирование: 1) дополнительное государственное (муниципальное); 2) на средства Фонда Сороса или ему подобных фондов; 3) на средства, получаемые за аренду от коммерческого подразделения службы.

Предусматриваются два подразделения: непосредственно библиотечное и самоокупаемое (коммерческое).

Штат — 3 библиотекаря с учетом углубленной специализации: библиотекарь-психолог, библиотекарь-конфликтолог, библиотекарь-библиотерапевт — в зависимости от возможностей за счет дополнительных ставок или перепрофилирования и переобучения уже работающих.

Для самоокупамого (коммерческого) подразделения следует предусмотреть 1—2 ставки по согласованию с директором службы. Примечание: число этих специалистов не должно превышать числа специалистов с базовым библиотечным образованием. По согласованию возможен отдельный хоздоговорной проект.

Цель службы — через средства библиотечной работы способствовать успешному читательскому развитию личности, преодолению последствий социально-экономических реформ, адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, коррекции и самокоррекции различных деформаций личности. Направлена на различные читательские группы. Ориентирована на совершенствование читательской деятельности, показ читателю возможностей библиотеки в этом направлении.

Основные направления работы

1. Библиопрофилактическое. Работа (индивидуальная, групповая, фронтальная) по содействию читательскому развитию различных категорий читателей.

2. Собственно библиотерапевтическое (в 3 формах):

  • библиотечное — через библиотечные мероприятия и индивидуальный подход, направленные на показ читателю способов саморегуляции читательской деятельности;

  • медико-психологическое — предполагает привлечение психологов и психотерапевтов; включает индивидуальное консультирование и групповые мероприятия на платной основе; рассчитано на те группы читателей, которые ощущают необходимость преодолевать различные дискомфортные и депрессивные состояния, но не могут справиться самостоятельно;

  • криминологическое — предполагает привлечение психологов-криминологов, специалистов правоохранительной системы; ориентировано на коррекцию криминологической направленности личности в социально-неустойчивых группах, профилактику девиатного и делинквентного поведения через ориентацию на активизацию духовной жизни и читательской деятельности.

3. Реабилитационно-рекреационное. Предполагает объединения читателей, испытывающих потребность в межличностном и межчитательском общении для самосовершенствования, удовлетворения эмоциональных потребностей, в информационно-психологической защите, поддержке на основе интересов и потребностей читателей.

4. Развивающее (творчески-прогностическое). Предусматривает индивидуальную и групповую работу с читателями по углублению знаний о выявлении творческих резервов по читательскому развитию личности.

5. Библиотерапия библиотекарей — предполагает как читательскую саморегуляцию библиотекарей, так и аккумулирование читательского опыта читателей в кризисных ситуациях, овладение способами самозащиты для общения с такими группами читателей в процессе проведения библиотерапевтической работы; предусматривает тестирование, цикл лекций, семинаров и практических занятий по психологии личности, эффективному общению, преодолению конфликтов, обучению способам совершенствования читательской деятельности на разных этапах, коррекцию кризисов профессионализации.

Основные группы и соответствующие направления

1. Социально-незащищенные группы читателей — адаптация, коррекция, психологическая защита.

2. Асоциальные личности — коррекция.

3. Группы читателей, чья профессиональная деятельность традиционно связана со стрессогенными условиями — коррекция профессиональных деформаций личности.

4. Группы читателей, испытывающих кризисы социализации — адаптация, компенсация, психологическая защита, коррекция, саморегуляция.

5. Группы читателей (по инициативе самих читателей), заинтересованных в прогнозировании и преодолении личных кризисов на основе читательского развития.

Научно-исследовательская работа

Проведение исследований по малоизученным аспектам библиотерапии:

  • сравнительный анализ эффективности различных библиотечных мероприятий по библиотерапевтической направленности в различных читательских группах;

  • проблемы профилактики асоциального поведения различных групп молодежи, коррекция девиатного и делинквентного поведения;

  • проблемы эффективности обучения, связанные с коррекцией личностных и возрастных кризисов;

  • проблемы деформаций личности, связанные с кризисом социализации;

  • проблемы профессиональных деформаций личности, связанные с кризисами профессионализации;

  • коррекция и самокоррекция возрастных кризисов личности;

  • библиотека как база для адаптации различных социальных групп в рыночной экономике;

  • имидж библиотеки как библиотерапевтического центра;

  • сказкотерапия в различных читательских группах;

  • изучение потребностей различных групп населения в овладении методиками выявления проблем и самокоррекции личности в меняющихся и стрессовых условиях (для здоровых, больных, невротизированных, криминально направленных);

  • изучение потребностей разных групп читателей в овладении различными методиками рационального чтения.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России