Home page | Каталоги и базы данных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 002-052 Полищук М.А. Характер информационных потребностей Результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. ЦГБ им. Н.А. Некрасова среди жителей Ижевска. В мае—октябре 1998 г. социологической службой ЦГБ им. Н.А. Некрасова и студентами философско-социологического факультета Удмуртского государственного университета проведено исследование информационных потребностей жителей Ижевска. Его цель — выявление информационных потребностей читателей муниципальных библиотек города. Объектом исследования стали посетители библиотек и эксперты — специалисты централизованной библиотечной сети. Естественно, такой выбор сужает круг изучаемых потребителей информации, поскольку автоматически исключается часть населения, не пользующаяся библиотеками как источниками информации; но его можно считать обоснованным, так как по данным предыдущих исследований читателем муниципальной библиотеки является приблизительно каждый седьмой житель города. Основные задачи исследования:
Сначала были проанализированы результаты предыдущих опросов читательских аудиторий и литература по библиотековедческим исследованиям, проведен экспертный опрос специалистов библиотек. Дальнейшее изучение проводилось методом анкетирования по систематической бесповторной выборке среди читателей библиотек с помощью анкетного опроса реальных читателей ЦБС Ижевска. В процессе исследования опрошены 400 посетителей библиотек. В результате интервьюирования экспертов и последующего обсуждения с ними различных проблем, касающихся изучения потребностей населения в разнообразного рода информации, установлено, что на первом месте стоят потребности в социально-бытовой информации. Эту проблему считают насущной все респонденты-эксперты. На втором месте — проблемы, связанные с подготовкой к учебе и преподаванию (72% респондентов). Третью позицию занимает потребность в информации документально-правовой сферы (63%). Основными потребителями информации, предоставляемой библиотеками, эксперты считают учащихся различных учебных заведений (отмечено всеми респондентами); государственных служащих, в том числе учителей (54% ответов) и пенсионеров (45%). Анализ данных, полученных в процессе опроса посетителей библиотек, позволил найти ответы на все основные вопросы, касающиеся задач исследования. Результаты представлены в табл. 1—7. Таблица 1 Социально-демографический состав читателей
Таблица 2 Распределение читателей по доходам
Таблица 3 Тематика информационных потребностей читателей
Таблица 4 Использование информации
Таблица 5 Распределение используемой
информации по видам
Продолжение табл. 5
Таблица 6 Мнения о причинах неудовлетворения
Таблица 7 Отношение читателей к платным
услугам,
Продолжение табл. 7
Результаты исследования показали, что посетители библиотек Ижевска проявляют особый интерес к информации, касающейся различных гуманитарных дисциплин (табл. 3), а не к информации по экономической и политической тематике, как предполагалось ранее. Судя по целям использования информации (табл. 4 и 5), библиотеки можно считать одним из центров образования и досуга. Большинство читателей — люди с относительно невысокими доходами (табл. 2), но платные услуги, введенные библиотекой, не вызывают у них негативных эмоций. Наиболее нужными оказались ксерокопирование (готов платить 61% респондентов), выдача книг из читального зала на выходные дни (41%), набор текста на компьютере (25%). В результате исследования выявились некоторые недостатки в работе библиотек. Так, по мнению экспертов и читателей, информации, которая имеется в библиотеке, недостаточно для удовлетворения потребностей читателей, и к тому же она очень быстро устаревает. Кроме того, причиной информационной неудовлетворенности читателей является и то, что библиотечные фонды пополняются очень медленно вследствие недостаточного финансирования. Читатели вынуждены посещать другие информационные учреждения (различные архивы и компьютерные центры — 62%) и пользоваться библиотеками родственников и друзей (49%). Проведенное исследование показало необходимость расширения и совершенствования сферы услуг в области, связанной с предоставлением разного рода информации с первоочередной ориентацией на потребителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |