Home page | Каталоги и базы данных

УДК 002:34

Илмаз Бюлент

Право на информацию:
возможна ли его реализация в развивающихся странах?

Доклад 059-86 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (15—22 авг. 1998 г., Амстердам); буклет 0, с. 45—50.

Право на информацию — одно из основных прав человека, которое защищает нашу жизнь и обеспечивает развитие. Использование этого права способно содействовать решению многих социальных и культурных проблем отдельных граждан и нации в целом. Однако существуют определенные предварительные условия, относящиеся к уровню экономического, социального, политического и культурного развития государства, необходимые для практической реализации права граждан на информацию в конкретной стране. До тех пор, пока государство не в состоянии решить такие проблемы, как голод населения, недостаточное образование, здравоохранение, социальное обеспечение и политические свободы, право на информацию реализовать невозможно.

Существует весьма сильная зависимость между уровнем развития страны и возможностью реализации права на информацию. По сравнению с гражданами развивающихся стран, проживающие в промышленно развитых странах имеют намного больше шансов использовать право на информацию. В настоящее время 4/5 населения планеты живет на территории наименее развитых и развивающихся стран, которые не в состоянии решить основные проблемы благосостояния граждан и еще достаточно далеки от предоставления своим гражданам прав на информацию.

Информация — движущая сила развития общества и поэтому право на информацию является важным гуманитарным правом. В данной статье исследуются возможности обеспечения права на информацию жителям наименее развитых и развивающихся стран и делаются заключения относительно усилий библиотекарей в разрешении данной проблемы.

 

Демократия, интеллектуальные свободы и право на информацию

Давайте прежде всего рассмотрим этические аспекты библиотечной профессии, связанные с интеллектуальными свободами и правом на информацию, это нужно сделать для понимания первопричин существования библиотек.

Существует прочная связь между интеллектуальными свободами и правом на информацию. Другими словами, концепция права на информацию исходит из понятия свободы информации, т.е. интеллектуальной свободы; а вместе они — интеллектуальная свобода и право на информацию — и являются гуманитарными правами, защищающими человеческую жизнь и обеспечивающими гуманитарное развитие. Однако в стране должна быть установлена полная демократия, чтобы гарантировать гуманитарные права гражданам, участие всех членов общества в процессе принятия решений, а для этого, в свою очередь, необходимо право на информацию. Без построения истинно демократического общества незачем добиваться права на информацию.

Пожалуй, трудно сказать, что развивающиеся страны достигли уровня полной демократии, хотя некоторые позитивные сдвиги с 1980 г., безусловно, налицо; составленный в 1994 г. Мировым Банком "Индекс демократичности" ясно иллюстрирует ситуацию. Если оценивать полную демократию по 10-балльной шкале, то только промышленно развитые страны близки к 10. Это подтверждает, что без обеспечения полной демократии, необходимой для осуществления права на информацию, ни одна из развивающихся стран не может представить своим гражданам каких-либо реальных шансов.

Индекс демократичности различных регионов

Промышленно развитые страны 10
Латинская Америка 6
Восточная Европа и Центральная Азия 4
Южная и Восточная Азия и Тихоокеанский регион 2
Африка южнее Сахары 0
Средний Восток и Северная Африка 5

 

Гуманитарное развитие и право на информацию

"Человеческая бедность равнозначна лишению гражданина фундаментальных прав. Для поддержки социального прогресса и поднятия уровня жизни в рамках расширенной концепции свободы международное понимание прав человека признает экономические и социальные права необходимыми для устранения бедности и ее последствий. Среди этих прав мы назовем качество жизни, опирающееся на адекватный уровень питания, жилья, образования, здравоохранения, работы, социального обеспечения и участие всех граждан в пользовании плодами социального прогресса" [2]. Эти права являются совершенно обязательными (sine non quo) предпосылками для реализации права на информацию как на национальном уровне, так и по отношению к отдельному гражданину. Голодный, больной, необразованный человек, не имеющий жилья, работы и защиты, не может воспользоваться правом на информацию.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что еще многие страны не ратифицировали или не присоединились к соответствующим конвенциям ООН по правам человека. Это означает, что десятки стран имеют проблемы с реализацией гуманитарных прав, в том числе права на информацию.

Таблица 1

Ратификация конвенций ООН по основным правам человека
(состояние на 01.03.97; источник — Справочник ООН за 1997 г.)

Конвенция и дата ее
принятия в ООН

Число стран,
принявших Конвенцию

Число стран, не
принявших Конвенцию

Экономические, социальные
и культурные права, 1996 г.

135

57

Гражданские и политические
права, 1966 г.

136

56

Исключение дискриминации
женщин, 1979 г.

153

39

Права детей, 1989 г.

190

2

Рассматривая гуманитарное развитие, следует различать индивидуальный и национальный уровни. В табл. 2 приведены некоторые основные показатели гуманитарного развития для трех групп стран. Ясно, что только образованный (или по крайней мере грамотный) гражданин сумеет воспользоваться правом на информацию — неграмотный человек, при всем желании, им не сумеет воспользоваться. Шрикантайя и Донг [3] в свое время отметили определенную корреляцию между числом пользователей Интернет, уровнем валового национального продукта (ВНП) на душу населения и уровнем грамотности. Можно сказать, что столь же определенная корреляция имеется между использованием информации и уровнем грамотности — просто потому, что пользователь обязан быть грамотным.

Охват населения всеми тремя уровнями образования (начальным, средним и высшим) — хороший индикатор возможностей страны или региона в обеспечении права на информацию. В наименее развитых странах 64% населения, в развивающихся странах 44% — не имеют образования; конечно в этих странах право на информацию не может быть использовано, да и сами эти страны к высшим приоритетам относят другие проблемы.

Таблица 2

Обобщенные показатели гуманитарного развития по группам стран
(источник — Справочник ООН за 1997 г.)

Показатель

Наименее
развитые страны

Развивающиеся
страны

Промышленно
развитые страны

Ожидаемая продолжительность жизни (лет)


50,4


61,8


74,1

Уровень грамотности взрослого населения


48,1


69,7


98,5

Комбинированный показатель образования на 3-х уровнях



36



56



83
Доступность медицинского обслуживания (%)


49


80


95,3

ВНП на душу населения
(в долларах США)

210

1 053

17 221

Показатель гуманитарного развития

0,336

0,576

0,911

Итак, можно сделать вывод, что право на информацию или правильнее сказать право на доступ к источникам информации соотносится с целями образования и может быть одной из перспективных целей при получении образования и вообще гуманитарном развитии.

Тревожная ситуация наблюдается в отношении расходов на образование к ВНП. Наименее развитые страны тратят на образование 3,1% ВНП, развивающиеся 3,8% и промышленно развитые 5,8% (данные ООН за 1997 г.). Бедным странам трудно реализовать право на информацию, не подтянувшись по данному показателю к экономически сильным.

Весьма значительна разница между странами в уровне грамотности (см. табл. 2). Почти половина населения бедных стран не могут пользоваться письменной информацией и приоритет для этих государств — формирование грамотного общества.

Одним из основных прав человека, равно как и нации, является право быть здоровым. Больной человек или страна с серьезными проблемами в национальном здравоохранении не могут считать приоритетным право на информацию; с этой точки зрения разница между группами стран очевидна.

Службы здравоохранения недоступны для 51% населения в наименее развитых странах и для 20% в развивающихся странах — нереально ожидать, что государства со столь серьезными проблемами будут озабочены правом граждан на информацию ( в промышленно развитых странах здравоохранение недоступно менее 5% населения).

Достаточно показательно для рассматриваемой проблемы насыщение страны средствами связи. Из таблицы 3 видно, что наименее развитые и развивающиеся страны не могут в короткое время справиться с созданием традиционных средств общения. Кроме того, по состоянию на 1994 г. в 37 странах не выпускались ежедневные газеты.

Поскольку коммуникации составляют основу распространения информации, можно считать бедные страны весьма далекими от практической реализации права граждан на информацию.

Таблица 3

Уровень развития коммуникаций
(источник — Справочник ООН за 1997 г.)

Показатель

Наименее развитые страны

Развивающиеся страны

Промышленно развитые страны

Радиоприемники
(на 1 000 человек)


96


178


1 018

Телевизоры (на 100 человек)

2

14

50

Опубликовано наименований книг (на 100 тыс. человек)


-


7


52

Телефонных линий
(на 100 человек)


0,3


3,3


40,1

Международных телефонных переговоров (минут на человека)


0,5


2,5


35,1

Факс-машин (на 100 человек)

-

0,1

2,8

Пользователей Интернет на
(10 тыс. человек)


-


1,5


223,2

Персональных компьютеров (на 100 человек)


-


-


14,2

Население и право на информацию

По данным ЮНЕСКО за 1997 г. население мира составляет
5 629 635 000 человек; 68% живут в развивающихся странах, 10% — в наименее развитых и 21% — промышленно развитых. Только пятая часть жителей планеты имеет достаточные условия для практической реализации права на информацию, а для большинства людей более важными являются другие проблемы. Например, смертность детей в возрасте от 1 года до 4 лет в странах Африки составляет 3 128 на 100 тыс. детей (в Финляндии — 30) — и важнейшее из прав — право на жизнь — остается нереализованным. Кроме того, перенаселенность создает жителям развивающихся стран массу дополнительных проблем, решение которых отодвигает право на информацию на второй план.

Библиотеки и право на информацию

Библиотеки, особенно публичные, как общественные культурные и информационные центры, несут серьезную ответственность за обеспечение населения информацией. Однако насыщенность регионов мира публичными библиотеками весьма различна, налицо неравенство и дисбаланс.

Таблица 4

Насыщенность библиотеками и библиотечными услугами
(источник — Ежегодник ЮНЕСКО за 1996 г.)

Страна

Кол-во жителей на одну публичную библиотеку

Процент населения — читателей публичных библиотек

Библиотечные фонды
(тыс. томов)

Уганда

1 145 611

0,2%

82

Канада

6 581

16,0%

60 955

Финляндия

2 851

47,3%

36 300

Великобритания

10 854

57,6%

133 134

Из данных табл. 4 следует, что в Великобритании на одного жителя в среднем приходится 2,29 книг, а в Уганде — на одну книгу — 3 тыс. человек. Ясно отслеживается связь между уровнем развития и насыщенностью страны публичными библиотеками. Для нормального использования публичных библиотек их плотность должна быть достаточно высокой, как и насыщенность страны учреждениями образования. Итак, развитие страны является предпосылкой широкого использования публичных библиотек и, значит, права на информацию.

Прогресс библиотечного обслуживания и предоставление права на информацию могут рассматриваться как часть национальной политики в области информации. Однако большинство наименее развитых и развивающихся стран не имеют разработанной национальной политики в области информатизации, что самым пагубным образом отражается как на состоянии библиотечного дела, так и на обеспечении права граждан на информацию.

Заключение

Как подчеркнуто в [4], гуманитарное развитие — результат всеобъемлющего экономического, социального, культурного и политического процесса, направленного на постоянное повышение благосостояния нации в целом и отдельных граждан. Право на информацию как гуманитарное право является результатом гуманитарного развития. Слова о праве на информацию для голодного человека, не имеющего средств к существованию, оплате жилья, образования, несвободного политически — ничего не значат. Точно так же для государства, не сумевшего решить проблемы обеспечения населения питанием, образованием, политическими и экономическими свободами, вопрос обеспечения права на информацию не является приоритетным.

Конечно, информация — движущая сила прогресса. Однако правительству и гражданам нет дела до прогресса — сначала обеспечьте право на еду, достойное жилье, работу, социальную защиту, короче говоря, право на жизнь, а уж затем займемся правом на информацию.

Библиотекам и библиотекарям предстоит очень многое сделать; однако было бы совсем нереалистично ждать только от них решения проблемы обеспечения права на информацию пока существует неравенство между странами. По-видимому и в XXI веке нынешние наименее развитые и развивающиеся страны не сумеют полностью решить проблему обеспечения своих граждан правом на информацию.

Список литературы

1. United Nations. Human Development report 1997. New Yord. Oxford university Press.

2. Koren, Marian. "The right to information as a condition for human development". 63d IFLA General Conference, August 31 — September 5 1997 Copenhagen, Denmark, Booklet 0. P. 3—16.

3. Srikantaiah, K and Dong, X. "Internet and its impact on developing countries: examples from China and India" 63d IFLA General Conference, August 31 — September 5 1997 Copenhagen, Denmark, Booklet 0. P. 13—35.

4. UNESCO Statistical Yearbook 1997.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России