Home page | Каталоги и базы данных |
УДК 025:65.011.56 Хан Т.А., Порешина И.А. Автоматизированная подсистема Опыт НТБ Московского государственного инженерно-физического института. Вся деятельность НТБ МИФИ направлена на решение основной задачи вузовских библиотек — информационного обеспечения учебного процесса. С середины 1970-х гг. в практику нашей библиотеки внедрен метод группового обслуживания студентов. Тогда же началась работа по созданию картотеки "Книгообеспеченность учебного процесса". Издан приказ по МИФИ об обеспечении студентов учебной литературой, в соответствии с которым утверждены регламентирующие документы, определившие ответственность и обязанности библиотеки, кафедр и учебного управления в выполнении ими определенных функций по организации книгообеспеченности учебного процесса и ведению картотеки книгообеспеченности. Каждый год перед осенним и весенним семестрами проводится так называемое визирование календарных планов, т.е. все преподаватели представляют в библиотеку перечень своих дисциплин со списками рекомендуемой литературы, основной и дополнительной, с указанием количества студентов, которым необходимо данное издание. Все эти сведения заносятся в соответствующий раздел картотеки книгообеспеченности. В ней отражены все дисциплины, читаемые в МИФИ, вся литература, имеющаяся в учебном фонде и все сведения о студентах. Материалы картотеки "Книгообеспеченность учебного процесса" используются для получения оперативной информации о состоянии обеспеченности учебных дисциплин литературой; постоянного контроля, анализа обеспеченности и выдачи студентам учебной литературы; своевременного обоснованного распределения литературы учебного фонда; корректировки тематического плана комплектования учебного фонда и анализа его использования. Таким образом картотека является основным справочным аппаратом для четкой организации обеспечения студентов учебной литературой. Она редактируется два раза в год с использованием учебных программ и списков рекомендуемой литературы, а текущие изменения вносятся ежедневно. Совершенно очевидно, что работа с картотекой в ручном варианте была весьма кропотливой и трудоемкой и требовала больших временных затрат. Переход библиотеки МИФИ на современный уровень обслуживания читателей — с использованием вычислительной техники и сетевых технологий — дал возможность автоматизировать всю работу по ведению картотеки "Книгообеспеченность учебного процесса" как части общей автоматизированной информационно-библиотечной системы МИФИ. Исходными данными для подсистемы являются: электронный каталог "Книги"; предоставляемые кафедрами сведения о дисциплинах (название; на каком семестре читается; группы, изучающие данную дисциплину; количество студентов в группах и рекомендуемая литература — основная и дополнительная); паспорт картотеки книгообеспеченности; технологические инструкции, регламентирующие работу библиотеки. Основные пользователи подсистемы "Книгообеспеченность учебного процесса" — сотрудники отдела обслуживания учебной литературой, отвечающие за своевременное отображение в картотеке всех изменений, связанных с поступлением, списанием и перемещением литературы, регистрацию книг, выданных студентам и оставшихся на полках; осуществляющие мониторинг данных о кафедрах-исполнителях; администрация библиотеки, получающая различные виды выходных документов и форм отчетности; преподаватели, студенты, сотрудники кафедр, которым доступны режимы поиска литературы, просмотра, заказа, копирования и вывода на печать списков рекомендуемой литературы. Первоначально мы планировали интерфейс для внешних пользователей в той же среде, в которой разрабатывался сам программный продукт. Поскольку мы используем сетевой вариант системы, то внешние пользователи могли бы работать в любом месте библиотеки, где открыт свободный доступ читателям к компьютерам. Но создав библиотечный Web-сервер, мы немного расширили задачу и благодаря Интернет-технологиям вышли за пределы демонстрации подсистемы в своей локальной сети — предоставили к ней доступ всем пользователям Интернет. Мы считаем, что данное решение является достаточно прогрессивным, так как заинтересованные пользователи — преподаватели, студенты, сотрудники кафедр, учебного управления — могут получить интересующую их информацию, не приходя в библиотеку, а непосредственно на своем рабочем месте в любое удобное для них время и без участия сотрудников библиотеки. С помощью автоматизированной подсистемы "Книгообеспеченность учебного процесса" можно узнать:
Сегодня подсистема "Книгообеспеченность учебного процесса" находится в эксплуатации, может работать как в ЛВС, так и на отдельной рабочей станции. Автоматизированная система "Книгообеспеченность учебного процесса" дает возможность:
|
![]() Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |