Home page | Каталоги и базы данных

Библиотечное обслуживание пользователей информации

УДК 025.1

Сергеева Е.И.

Библиотечно-информационный менеджмент: применения в бизнес-информации. Некоторые аспекты менеджмента в практике
информационной деятельности специализированных библиотечно-информационных структур

В статье рассматриваются проблемы и перспективы создания реальной структуры информационного обеспечения отечественных и зарубежных пользователей через информационный центр "Россия-США."

Говоря о теории единого информационного пространства, без которого немыслимо существование постиндустриального общества, необходимо отметить, что определяющими критериями уровня развития современного общества становятся информационное обеспечение и информационный сервис, включающие такие факторы, как собственно информационные ресурсы или информационный потенциал и динамично развивающиеся средства передачи информации. Можно сказать, что мы вступаем в эру, когда бизнес и профессии изменяют свою структуру вследствие роста применения информационных технологий.

Перспективы создания информационного общества неразрывно связаны с созданием глобальной информационной сети - SUPERHIGHWAY, обеспечивающей полноту и оперативность удовлетворения запросов как индивидуальных, так и коллективных клиентов.

Сегодня уже никого не удивляет непрерывный рост числа пользователей сети INTERNET. Информационный обмен осуществляется как государственными учреждениями, так и коммерческими структурами и частными лицами во все возрастающих объемах.

Информатизация современного общества в общественном сознании тесно связана с состоянием и функционированием информационных служб и информационным обеспечением различных видов деятельности. В ряде статей и докладов зафиксировано, что в настоящее время в нашей стране в основном сложился рынок информационных продуктов и услуг, отличительной чертой которого является его динамичность.

Необходимо понимание того факта, что реальное продвижение к информационному обществу подразумевает изменение статуса библиотечных и информационных учреждений, их перепрофилирование, коррекцию их функций и роли в жизни общества, выработку новых принципов и подходов к традиционным функциям с учетом изменившейся экономической ситуации, общественных потребностей, что означает выработку новой концепции библиотеки. Библиотечные и информационные учреждения в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны коммерческих информационных структур и неуклонно сокращаемых инфляцией финансовых возможностей в основном озабочены поиском путей выживания. Весьма характерным явлением можно считать борьбу библиотеки как общественного института за свое существование.

Поиск путей оптимизации деятельности библиотечно - информационных учреждений возможен только с использованием научно-обоснованных действий. С этой целью весьма полезным представляется изучение инициатив и опыта ведущих библиотечных учреждений Англии и США, сумевших приложить основные позиции общей теории научного управления к специфике библиотечного дела и обобщить практический опыт ее применения.

Приходится констатировать, что российские библиотеки несколько отстают и не находятся в числе передовых в вопросах управления. Основные компоненты библиотечно - информацион - ного менеджмента, определяющие целесообразность создания новых информационно-библиотечных структур, это методы стратегического планирования с точки зрения поиска новых решений и их реализации, включая все стадии разработки новых информационно-библиотечных структур, анализ факторов успеха их развития и совершенствования информационного сервиса в области бизнес-информации.

Анализ состояния мирового информационного рынка показывает, что лидирующее место в мире в общем информационном потоке в последние годы наряду с научной занимает бизнес-информация. До сих пор в области обмена бизнес-информацией наблюдались разрозненные попытки налаживания контактов между отдельными структурами в России и на Западе.

Однако опыт в установлении контактов с западными информационными и библиотечными учреждениями показывает, что доступ к информации об отечественных информационных продуктах по бизнес-информации практически отсутствует или весьма затруднен, интерес к ним зачастую не удовлетворяется из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к подобным информационным продуктам. Их зачастую низкое качество и недостоверность объясняются тем, что затраты огромных средств на ведение и актуализацию баз данных доступны только крупным учреждениям, располагающим информационными ресурсами. Открытым остается и вопрос об авторском праве. Слабая законодательная база также не способствует улучшению положения.

Некоторые сегменты рынка бизнес-информации функционируют весьма успешно. Процесс становления рыночной экономики вызвал рост числа издательств и количества публикаций экономической, правовой, юридической литературы. Заметно активизировался в последние годы и процесс создания служб бизнес-информации. Однако их успешное функционирование не меняет общего положения в области бизнес-информации в целом. Доступ к мировым ресурсам информации все еще затруднен для рядовых пользователей, редко осуществляется поиск в режиме on-line.

Наступило время переходить от вопросов использования отдельных компонентов системы бизнес-информации в отдельных библиотечных и информационных учреждениях к созданию реальных структур информационного обеспечения отечественных и западных потребителей. В этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму библиотечно - информационного менеджмента.

Нам представляется весьма интересным рассмотрение планирования и создания объединенного информационного центра "Россия-США", где одним из основных компонентов является бизнес-информация. Идея создания Центра принадлежит ведущим специалистам ГПНТБ России, активная работа над продвижением Проекта Центра ведется в течение года. Первые испытания прошла подготовленная Бизнес-Программа Центра, включая предложения по бизнес-информации. Широкий спектр предоставляемых Центром услуг, высокий уровень сервиса, а также анализ функционирования различных служб информации позволяет предполагать довольно высокую степень успеха данного Проекта. Важным вопросом при определении емкости бизнес-ресурсов был вопрос их централизации и предоставления конкурентноспособных продуктов на равной основе. Поскольку, как уже отмечалось, бизнес-ресурсы в нашей стране еще достаточно разрознены и хаотичны, не всегда отвечают мировым требованиям, попытки одиночных прорывов на мировой рынок зачастую обречены на провал. Нерентабельность многих информационных продуктов ставит под сомнение целесообраз - ность затрат на их создание.

Итак, началом работы над любым проектом можно считать определение и поиск способов реализации идеи, т.е. планирование. Применительно к данному случаю, стратегическое планирование было осуществлено с учетом специфики создаваемого учреждения, его многоплановости и сложности решаемых задач. Разработка Проекта включала системный и целевой подходы к решению задач управления Центром.

При этом учитывались такие концепции стратегического планирования, как:

  • влияние внешних факторов;
  • активная позиция организации-инициатора;
  • осознание необходимости изменений

При составлении плана работ над Проектом были учтены такие действия, как:

  • выявление круга потенциальных потребителей информационных продуктов,
  • выявление круга продуктов и услуг, поставляемых Центром,
  • определение умений и навыков, степени квалификации для сотрудников Центра,
  • постановка целей или программы действий для успешной работы организации,
  • определение путей и размеров используемых ресурсов как финансовых, так и людских, технических и материальных.

К важным факторам при разработке плана создания Центра нужно отнести учет внешних условий (экономических, социальных, политических и структурных), определение приоритетных целей деятельности, формулировка стратегической позиции в будущем, оценка факторов риска, мониторинг (оценка и учет неблагоприятных факторов внешней среды и рынка), мобильность в принятии решений. Однако основным этапом и главной особенностью целевого планирования явилось выявление приоритетов деятельности и распределения ресурсов согласно приоритетам целей. Вариант финансирования (целевая смета, программа-смета или функциональный бюджет) должен будет учитывать специфику Центра, многопрофильный характер его деятельности и ориентироваться на самоокупаемость.

Наиболее вероятным представляется функционально - иерархический принцип организации Центра. Развитие деятельности может предполагать два основных направления деятельности: поиск и изменение рынка сбыта или изменение ассортимента продукции и услуг. При выборе стратегии планирования в таком случае за основу принимаются следующие варианты: проникновение на рынок , его развитие, развитие продукции, диверсификация (поставка новых продуктов на новый рынок). Нельзя забывать, что с проблемой стратегического планирования неразрывно связано планирование человеческих ресурсов. Поэтапное и последовательное осуществление стратегического планирования также влияет на конечный результат.

В заключение, несколько слов о значении стратегического планирования как набора действий и решений, предпринимаемых руководством, ведущего к разработке специфических стратегий для достижения поставленных целей. Представляется, что правильно осуществленное планирование с учетом возможных факторов риска и успеха, достаточно сбалансированное и спрогнозированное, должно иметь доказательством реализованный Центр, успешно функционирующий и мобильно откликающийся на колебания информационного рынка.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России