Home page | Каталоги и базы данных

Библиотечное обслуживание пользователей информации

УДК 025. 5 /.6

Голованова М.В.

Кабинет деловой информации: эффективность обслуживания пользователей печатными справочными изданиями

Цель данного исследования - выявление основных тенденций спроса пользователей Кабинета деловой информации на издания справочного характера.

Если рассматривать современное общество с точки зрения чисто структурного подхода, то можно сказать, что современный мир переживает новый информационный взрыв, в процессе которого происходит трансформация общественной структуры и вместе с тем общественного сознания, направленного на удовлетворение "информационного голода", который присущ любой социально - политической системе .

Это подтверждается общепринятым мнением, что информация является важнейшим ресурсом, влияющим на такие сферы деятельности общества, как наука, техника, культура и многие другие. Информация выступает также в роли фактора, оказывающего огромное влияние на формирование сознания, как отдельного индивида, так и массовое сознание членов социума в целом.

К сожалению, процесс заполнения информационных лакун и представления пользователям информации в той или иной форме, в нашей стране стал особенно актуальным лишь в последнее время. Структурами государственного управления на этом этапе разрабатывается ряд программ, связанных с информатизацией общественной жизни, издан ряд законодательных актов, регулирующих политику государства в этой сфере. В стране стали возникать различные информационные структуры, как коммерческие, так и государственные, взявшие на себя роль доведения до пользователя необходимой информации и представления ее в той или иной форме. Но ведущую роль в удовлетворении потребительского спроса на информационные ресурсы все-таки несут на себе государственные структуры, а именно библиотеки и библиотечные подразделения.

Конечно, спектр услуг в области удовлетворения потребности в тех или иных знаниях достаточно широк и может быть дифференцирован в зависимости от тематики запросов пользователей.

На данном этапе развития и формирования новой социальной и общественной структуры российского общества наблюдается всплеск информации, получившей статус деловой литературы или "бизнес - информации". Это понятие включает в себя достаточно широкий спектр литературы по различным направлениям.

Спрос на литературу вышеуказанной направленности породил предложение, т.е. во многих городах России стали возникать библиотечные структуры или просто информационные центры, которые взяли на себя функцию представления пользователям необходимой информации.

Одним из ведущих центров по обслуживанию пользователей бизнес - информацией является Кабинет деловой информации, созданный при ГПНТБ России в 1992 году. Ежегодно Кабинет деловой информации обслуживает более 7 000 пользователей бизнес - информации, причем информация может быть получена, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме представления.

В данной статье будет приведена попытка сопоставления и анализа информации справочного характера, пользующейся наибольшим спросом у пользователей Кабинета деловой информации и представленная в его фонде традиционными печатными изданиями.

Традиционные формы представления информации включают в себя следующие виды справочных изданий, приведенных ниже в сравнительной таблице.

Подводя итоги сравнительного анализа обслуживания справочными изданиями пользователей в Кабинете деловой информации, надо оговориться, что критерии оценки того или иного вида или формы справочного издания были обусловлены конкретными читательскими интересами к наличию тех или иных сведений при получении необходимой информации. Суммируя все полученные данные, касающиеся целесообразности использования в процессе обслуживания справочных изданий, можно сделать следующие выводы:

1. Многоотраслевые справочные издания, несут на себе основную информационную нагрузку в обеспечении информацией и доведении ее до потребителя. Поэтому при оценке этого типа изданий особое внимание нужно обращать на:

  • полноту и достоверность записи;
  • объем представленных записей;
  • частоту обновления;
  • наличие фактографической информации;
  • территориальный охват;
  • справочно-поисковый аппарат к изданию;
  • доступность издания, тираж.

Немаловажно также наличие у издания электронного аналога. Поэтому, давая оценку многоотраслевым изданиям, нужно выделить среди них такое издание, как "Бизнес-карта". Издание включает в себя большое число промышленных предприятий, акционерных обществ и других организаций различных сфер деятельности. Издание имеет достаточно разветвленную структуру справочно-поискового аппарата, дает полную информацию о предприятиях. Большую роль также играет то, что издание постоянно обновляет информацию, доводимую до пользователя и несет ответственность за достоверность представленной информации. Следует отметить, что издание представлено как в традиционном виде (на печатных носителях), так и в электронном. Кроме того, деловые справочники вышли на 4-х языках, что играет свою роль при распространении на информационном рынке. На базе издания проводятся информационные и маркетинговые исследования. Однако "Бизнес-карта" имеет свои неудобства в практике использования:
Таблица. Сравнительные характеристики справочных изданий на печатных носителях

Во-первых, пользователь не всегда сразу разбирается в справочно-поисковом аппарате к изданию и в структуре самого издания. Многих пугает то, что при работе с "Бизнес-картой" приходится работать с несколькими книгами и вести разветвленный поиск по изданию. Во-вторых, ключевые слова, по которым ведется поиск, присутствуют в каждом томе только тогда, когда в этом же томе присутствует информация о том или другом виде продукции, в которой нуждается пользователь. Поэтому, чтобы иметь более полную картину, приходится обращаться к справочному тому ко всей серии, как в случае с серией "Промышленность. Регион". Эти свойства издания можно рассматривать двояко, с одной стороны, как положительные, с другой стороны, как отрицательные свойства издания. Здесь следует отметить, что эти недостатки характерны не только для "Бизнес-карты", но и для многих других многоотраслевых справочных изданий.

Далее при оценке многоотраслевых справочных изданий нужно отметить следующие: "РАУ-Регистр", "Ваши партнеры в условиях рынка"... и т.д. Эти издания могут чисто визуально показаться неудобными в обращении, но они несут достаточно всеобъемлющую информацию и обычно имеют полный и хорошо устроенный справочно-поисковый аппарат. Поисковые качества этих изданий видны при подробном изучении работы со справочными изданиями такого типа. Еще одно достоинство этих изданий состоит в том, что они охватывают большие территории, это позволяет оценить картину выпуска той или иной продукции в полном масштабе, не перебирая большое количество источников. Однако эти издания далеки от совершенства, у них есть определенные недостатки, обусловленные большим объемом этого типа изданий. Информация, приводимая в этих справочниках, зачастую медленно обновляется, для них характерна разветвленная система ссылок и отсылок, от одного указателя к другому, что, с одной стороны, дает возможность поиска по ключевым словам, но может запутывать пользователя. Некоторые из изданий не имеют электронного аналога. Одним из достаточно уязвимых мест многоотраслевых изданий, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы с этими справочными изданиями, является то, что они представляют информацию в основном о крупных, известных предприятиях, умалчивая о менее известных, которые бывает очень трудно найти в справочных изданиях. Поэтому при оценке достоинств и недостатков того или другого справочного издания, нужно рассматривать необходимость тех или иных его качеств, которые будут необходимы в процессе работы с этим изданием для разыскания нужной пользователю информации.

2. Если говорить об отраслевых изданиях, нужно отметить, что данный вид изданий достаточно удобен при поиске конкретной отрасли. Издания этого типа быстро обновляются. Такие издания, как: "Отраслевые справочники АСУ "Импульс", "Бизнес-карта", "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", имеют хорошо устроенный справочно-поисковый аппарат, удобны в пользовании. Отраслевые издания, которые были условно ориентированы на банковские, страховые и биржевые организации, имеют ряд особенностей. Издания такого рода должны быть актуальными в данный момент времени, а не через два или три года. Трудно поручиться, существует ли тот или иной коммерческий банк через 2 года после своего основания, в некоторых случаях "да", в некоторых случаях "нет". Еще один большой минус у справочных изданий этого типа - это отсутствие справочно-поискового аппарата. Однако необходимость этих справочных изданий бесспорна.

3. Телефонные справочники. Справочные издания этого типа отличаются универсальностью представляемой информации, наряду с достаточно краткой ее характеристикой. Для этого типа справочных изданий характерно большое количество рекламных материалов, иллюстраций, фотографий выпускаемой продукции. Издания подобного типа актуальны тогда, когда пользователь не нуждается в большом количестве параметров, ему достаточна самая краткая характеристика информации. Большим достоинством этих изданий, является их своевременное обновление и, как уже говорилось, универсальность, т.е. возможность найти сведения нужные в любой, как производственной, так и не производственной сфере. Можно сказать также, что изданиям подобного типа пользователи предпочитают многоотраслевые или отраслевые справочные издания, особенно если их поиск ограничивается определенным регионом.

4. В данной работе не обойдены молчанием и справочные издания, несущие в себе цифровую информацию, справочно-аналитические и информационные сборники. В справочно-аналитических и справочно-информационных изданиях, приводятся исследования, целью которых является сопоставление и анализ тех или иных явлений, происходящих в какой-либо сфере общественной жизни. К таким изданиям, относятся:

  • "Справочник цен мирового рынка",
  • "Цены и рынок: Справочно-информационный сборник",
  • "Уровень нашей жизни 1913-1933: Аналитический справочник" и т.д.

Подобные справочные издания наряду с аналитической информацией о мировых ценах на сырьевом рынке или прогнозах на их состояние, содержат также различные нормативные материалы, касающиеся цен и ценообразования.

Информация такого рода очень актуальна, но эти издания недостаточно часто и своевременно обновляются, хотя пользуются большим спросом у пользователей Кабинета деловой информации.

Последнее, что хотелось бы отметить при оценке эффективности обслуживания справочными изданиями, представленными в фонде Кабинета деловой информации, - это их неисчерпаемые ресурсы развития. Работа по доведению до потребителей необходимой информации строится на взаимодействии традиционных и нетрадиционных форм представления справочной информации, взаимно дополняющих друг друга. В практике обслуживания широко используются справочные издания и базы данных на CD-ROMах.

Компьютерные технологии не стоят на месте, наряду с разработкой все более совершенных компьютерных систем, упрощается пользовательский режим работы с техникой. С течением времени появляются более совершенные программы, удобные в эксплуатации, с неограниченными информационно - поисковыми возможностями. Поэтому, конечно же, использование в работе нетрадиционных форм представления информации, таких как электронные базы данных и базы данных на CD - ROMах. Применение современных автоматизированных технологий, а также новых нетрадиционных форм доведения до потребителей справочной информации предопределяет процесс формирования качественно - нового уровня обслуживания пользователей в Кабинете деловой информации.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России