Home page | Каталоги и базы данных

Библиотечное обслуживание пользователей информации

УДК 025.22:021.851

Еронина Е.А.

Новые возможности службы МБА и доставки документов в связи с созданием Российского центра корпоративной каталогизации

В статье рассматриваются некоторые подходы при осмыслении деятельности МБА в рамках каталогизационного центра по типу OCLC в России.

Работы по проектированию Российского центра корпоративной каталогизации - российского варианта OCLC - были начаты в сентябре 1995г. по инициативе Управления по делам библиотек Министерства культуры России в рамках деятельности Межведомственной экспертной группы по проблемам информатизации библиотек России.

Создание в России каталогизационного центра по типу OCLC в первую очередь ориентировано на корпоративную каталогизацию и формирование единого информационного массива для национальной библиографии. Кроме того, он должен взять на себя функции по реализации совместимости с зарубежными системами и коммуникационного центра для многостороннего обмена библиографическими данными и другой информации.

Несмотря на то, что, безусловно, главным при реализации данного проекта будет решение задачи единой каталогизации отечественных первоисточников и предоставление возможности использования готовых каталогизационных описаний зарубежных документов, он открывает новые перспективы в обслуживании пользователей.

Система информационного обслуживания пользователей Центра включает в себя следующие подсистемы:

  • подсистему обслуживания сводным электронным каталогом России;
  • подсистему обслуживания базой данных, содержащей постатейную роспись ведущих отечественных периодических изданий;
  • подсистему обслуживания специализированными базами данных, включая адресные и справочные БД;
  • подсистему обслуживания базами данных и информационными массивами на оптических дисках CD-ROM;
  • подсистему доступа пользователей к мировым библиотечно-информационным ресурсам;
  • подсистему заказа первоисточников и копий через службу доставки документов (ДД) и МБА.

Разработчики раздела Проекта "Информационное обслуживание пользователей" предлагают следующую схему функционирования системы обслуживания службой доставки документов и МБА:

  1. В рамках российского OCLC предполагается создание Единого центра МБА и доставки документов.
  2. Единый центр (ЕЦ) обеспечит выполнение запросов пользователей как на национальном, так и на международном уровне с использованием современных технологий, а также традиционных средств и методов доставки.
  3. Абонентами Центра могут быть коллективные и индивидуальные пользователи.
  4. При выполнении запросов пользователей предусматривается наличие трех технологий (это обусловлено тем, что в настоящее время не все российские библиотеки имеют необходимое оборудование):
    • 4.1. Автоматизированный (полностью) режим выполнения запросов. По результатам поиска по БД РЦКК, абонент автоматически формирует заказ, определяет удобную для себя библиотеку-фондодержатель и направляет свой заказ в службу МБА и ДД этой библиотеки. Служба МБА выполняет запрос и передает заказ абоненту, используя при этом электронные средства формирования и передачи документов.
    • 4.2. Частично автоматизированный режим выполнения запросов. Абонент системы осуществляет поиск по БД РЦКК, формирует заказ и передает его в библиотеку-фондодержатель или Единый центр МБА и ДД. Этот режим необходим в 2-х случаях:
      • когда документ находится в библиотеке, которая не имеет техники для автоматизированного приема запроса пользователя;
      • когда библиотека-фондодержатель не имеет электронных средств для передачи выполненного запроса.
    • 4.3. Выполнение запроса в традиционном режиме на основе использования для поиска документа печатного сводного каталога или сводного электронного каталога на CD-ROM.

Абонент формирует заказ и направляет его в службу МБА и ДД библиотеки-фондодержателя или Единый центр МБА и ДД. В случае, если локальная служба МБА по каким-то причинам (книга занята, очередь и т.д.) не может сама выполнить заказ, она передает его в ЕЦ.

Менеджер ЕЦ определяет оптимальный путь выполнения полученного запроса:

  • передает его в СИФ ЕЦ МБА и ДД;
  • направляет в библиотеку, имеющую данный документ в своем фонде.

После принятия решения менеджер направляет заказчику сообщение о судьбе запроса и следит за сроками его выполнения.

Выполнив запрос, библиотека-фондодержатель в зависимости от ее возможностей поступает следующим образом:

  • направляет документ непосредственно абоненту и информирует об этом менеджера ЕЦ МБА и ДД;
  • передает запрашиваемое издание в Единый центр МБА и отправки заказа абоненту с использованием электронных технологий.

Предполагается, что обслуживание будет платным и на договорной основе. На следующих этапах проектирования будут определены цены на все виды услуг МБА и ДД, разработан бланк-заказ и определена система взаиморасчетов.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России