Home page | Каталоги и базы данных

Библиотечное обслуживание пользователей информации

УДК 003.29

Чубукова Т.С. Ковалева З.С.

Развитие системы штрихового кодирования в ГПНТБ России

Об использовании штриховых кодов в автоматизированной системе поиска и заказа литературы из подсобного фонда читального зала, в пункте регистрации читателей, при получении статистических данных и, в будущем, в системе контроля "входа - выхода" читателей.

Стремительное развитие процесса автоматизации дало основание для качественного изменения технологии библиотечных процессов отдела обслуживания читателей, а также предъявляет новые требования и к читателю. Он должен уметь осуществлять поиск по электронному каталогу, самостоятельно работать с базами данных на ПЭВМ.

С 1991 года в ГПНТБ России началось внедрение информацион - ной технологии, основанной на использовании штриховых кодов. Первые считыватели штриховых кодов были установлены в специализированном читальном зале литературы по физике, математике и вычислительной технике.

Этот читальный зал имеет свой фонд, свой постоянный контингент читателей, свой каталог. Именно по этим причинам он был выбран для опытного внедрения системы штрихового кодирования и в настоящее время система находится в промышленной эксплуатации.

Автоматизированная система поиска и заказа литературы из подсобного фонда читального зала (АСПиЗ) разработана с использованием штриховых кодов специалистами фирмы "ДатаСкан". Ее внедрение позволило значительно улучшить традиционные методы обслуживания читателей. Стал реальностью отказ от бумажных носителей информации (читательских требований, каталожных карточек и т.д.). Значительно расширены возможности поиска литературы, отбор литературы в АСПиЗ фактически соединен с ее заказом, уменьшилось число отказов на литературу по запросам читателей. Главный выигрыш для читателей состоит в том, что значительно снизились потери информации и трудоемкость ее поиска, сократилось время ожидания заказанной литературы.

Использование системы АИ на базе штрихового кодирования в АСПиЗ тесно связано с идентификацией штрих-кодами входного потока литературы и формированием электронного каталога. В таких системах информация электронного каталога технологически связана с регистрационными базами данных читателя, что позволяет "привязать" выдаваемые и возвращаемые книги к данному читателю и контролировать период их отсутствия в фонде читального зала. С другой стороны, АСПиЗ и выдачи литературы на базе штрих-кодов позволяет отследить движение и обращаемость фондов и планировать выполнение запросов, стоящих в очереди при занятости данного издания.

В 1994 году система штрихового кодирования получила свое дальнейшее развитие и вся вновь поступающая в библиотеку литература снабжается этикетками со штрих-кодами. На базе пакета FineCode 2.0. был разработан макет этикетки со штриховым кодом длиной 8 символов. Код не несет смысловой нагрузки, а имеет лишь цифровое значение, начиная с 100.000 (для продолжения номеров, используемых в физико-математическом зале).

С использованием ПЭВМ и термотрансферного принтера ТХ-240 формируются и печатаются порции самоклеющихся этикеток с последовательными номерами и штриховыми кодами. В процессе обработки литературы в отделах отечественного и иностранного комплектования этикетки наклеиваются на каждый экземпляр издания, а при формировании описания в электронном каталоге считываются с помощью сканера в соответствующее поле.

Начиная с марта 1995 года вся печатная продукция обеспечивается этикетками с оригинальным номером. При создании ретроспективного электронного каталога за предыдущие годы также могут быть использованы этикетки со штриховыми кодами.

Следующим этапом внедрения штриховых кодов в процессы автоматизации ГПНТБ России был переход к подготовке читательских билетов на ПЭВМ с одновременным созданием базы данных читателей.

При разработке был использован генератор штриховых кодов FineLabel 3.0.

Под управлением Дизайнера Этикеток, представляющего собой графическую диалоговую среду, был создан макет билета, на лицевой стороне которого содержится эмблема ГПНТБ, необходимые сведения о читателе, дата выдачи, отведено место для фотографии и присутствует штриховой код, соответствующий номеру читательского билета. На обороте напечатаны выдержки из правил пользования ГПНТБ России и краткая справочная информация.

Кроме того, с помощью Редактора Шаблонов был разработан шаблон, содержащий все сведения о 17-ти полях записи базы данных (тип поля, длина, пример заполнения).

На основе шаблона с помощью Редактора Данных в базу данных ПЭВМ, создаваемую в формате DBF, с регистрационной карточки читателя ГПНТБ заносятся его данные, а также ответы на ряд анкетных вопросов, касающихся проблем обслуживания, интересующие ГПНТБ.

В пункте Регистрации читателей создано APM, оснащенное ПЭВМ IBM 386, лазерным принтером HP Laser Jet LIP и ламинатором MR4.

Регистрационная карточка, заполненная читателем, проверенная и частично зашифрованная сотрудником пункта регистрации (категория читателей, тематика) передаётся оператору ПЭВМ для набора. Номер читательского билета формируется ПЭВМ автоматически. После записи определенной порции информации осуществляется ее печать на лазерном принтере по 4 заготовки на листе, причем для разных категорий используется бумага разного цвета. Полученные формы вырезаются, на них наклеивается фотография читателя. Сложенная пополам форма закладывается в пластиковую карточку и ламинируется.

Выдача билетов новой формы осуществляется с начала 1996 года. При обычном потоке читателей билеты выдаются через 15-20 минут после обращения. При утере билета выдается дубликат и взимается штраф. Срок действия неограничен.

В системе имеется возможность проверить наличие дублей и выполнять различные поисковые операции по любому из полей.

Наличие базы данных позволяет выдавать различные статистические формы, как например, по категориям читателей, тематике запросов и т.п., а также результаты анкетирования.

Наличие идентификатора читателя в виде штрихового кода в читательском билете позволяет также включить пользователя библиотеки во многие технологические библиотечные процессы в качестве непосредственного участника. В сочетании с диалоговой системой информационного обслуживания, читатель получает контролируемую машиной свободу действий, что избавляет библиотекаря от многих видов технической работы, связанной с обслуживанием читателей, позволяет оперативно получать любые статистические данные по обслуживанию и учету читателей.

Предоставляется возможность в будущем организовать систему контроля "входа-выхода" читателей, а при подключении БД к сети создать систему контроля "выдачи-возврата" литературы с использованием электронного каталога.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России