Home page | Каталоги и базы данных

Библиотечное обслуживание пользователей информации

УДК 025.22:021.851

Лисицына Г.С.

Современные технологии в обслуживании пользователей библиотек: МБА и служба доставки документов

В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в МБА.

Межбиблиотечный абонемент и обеспечение документами - быстро развивающийся сектор информационной индустрии.

В странах, где все более широкое признание получают экономическая возможность и политический диалог, будет возрастать потребность в обмене информацией и доступе к документам. Ни одна страна, тем более библиотека, не может позволить себе удовлетворить свои информационные потребности в одиночку.

В этих условиях возрастает роль МБА в обеспечении информацией специалистов. Выявив потребность читателя в конкретном документе или в документе на конкретную тему, отсутствующем в собственном фонде библиотеки - сотрудник МБА сталкивается с проблемой поиска этих документов в фондах других библиотек и получения их в максимально короткий срок.

Наличие в ГПНТБ Сводного каталога научно-технической литературы дает возможность библиографам отдела МБА оперативно установить библиотеку-фондодержатель запрашиваемого документа и перенаправить туда запрос, если это издание отсутствует в фонде ГПНТБ. Одновременно пользователю направляется сообщение о том, куда был направлен его запрос.

Развитие современных средств связи и электронно-вычислительной техники сделали реально возможным обращение к информационным ресурсам, имеющимся в других библиотеках.

В ГПНТБ России функционируют системы телекоммуника - ционного доступа к своим и мировым информационным ресурсам, которые позволяют пользователям выбрать наиболее удобную форму общения с этими ресурсами (система on-line доступа и система пакетного поиска с отложенным выполнением запроса с пересылкой данных по каналам электронной почты).

С 1993 года служба МБА ГПНТБ имеет возможность получать запросы по электронной почте (национальная российская подсеть ИНТЕРНЕТ-РЕЛКОМ). Число организаций, работающих с нами в этом режиме, ежегодно увеличивается. Возможность получения запроса по электронной почте, оперативная связь с пользователем для уточнения его запроса значительно сокращает время его выполнения. Так, в 1995 году службой МБА было получено около 1 000 запросов. И если на первых этапах эксплуатации этого канала связи с нами работали в основном зарубежные организации, то теперь это в большинстве своем - российские пользователи.

Для этих же целей активно используется факс. Следует отметить, что этот канал связи используется не только для получения запросов от абонентов ГПНТБ, но и для заказа документов, отсутствующих в нашем фонде, в других библиотеках.

В настоящее время наблюдается резкий рост информации на CD-ROM дисках. Фонды ГПНТБ интенсивно пополняются этим видом электронных носителей. Наличие в нашей библиотеке библиографических, реферативных и полнотекстовых БД на CD-ROM (таких как Chemical Abstracts, SCI, APPL и др.) помогают сотрудникам отдела при выполнении конкретных запросов абонентов, а также при подготовке библиографических списков и тематических справок. Библиографы отдела активно использовали эти БД.

В то время, как использование электронных технологий позволило значительно сократить время поиска библиографической информации, передачи запросов на документы, доставка документов пользователю остается во многом зависимой от традиционных ручных методов.

Запросы фирмы CEDOKAR, выполненные отделом МБА в течение одного-двух дней, поступают заказчику через две-три недели.

Таким образом, потребители могут легко и быстро найти то, что им нужно и передать запрос, но долго ждут заказанную ими информацию. Это несоответствие между доступностью информации и долгим ожиданием ее получения можно преодолеть с помощью доставки электронными средствами. В ГПНТБ России ведется работа в этом направлении.

В настоящее время широко используется факс для поставки пользователям фрагментов запрашиваемых документов. Большинство зарубежных пользователей и значительная часть российских предпочитают этот, более дорогой, но зато более оперативный способ доставки.

Перспективным является использование факс-модемных плат, что обеспечит полную передачу электронных текстов из компьютера без использования промежуточного бумажного носителя.

В ГПНТБ России разработана и эксплуатируется на протяжении многих лет автоматизированная система "Абонент", которая обеспечивает диспетчеризацию всех запросов, поступивших в библиотеку, и фиксацию сроков их выполнения в различных подразделениях библиотеки. Система эксплуатировалась на ЭВМ серии ЕС, и в настоящее время заканчиваются работы по созданию ее на качественно новом уровне на ЭВМ типа IBM PC. При этом будут сохранены все ее основные управляющие функции и создан более гибкий и удобный для обслуживания интерфейс с включением в автоматизированную технологию системы автоматической идентификации запросов на основе штриховых кодов. Создаваемая автоматизированная система ГПНТБ России позволит сократить время обслуживания абонентов МБА, вести в автоматизированном режиме финансовый расчет с абонентами, получать оперативную информацию, улучшить сервисные возможности МБА.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время происходит смещение от традиционных библиотечных услуг в сторону электронных информационных услуг.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России