Home page | Каталоги и базы данных

025:65.011.56+004

Евстигнеева Г.А.

Электронные издания в библиотеках

В статье представлен опыт использования иностранных электронных изданий в библиотеках, сделана попытка определить возможности обслуживания читателей электронными информационными продуктами, а также их влияние на формирование традиционного библиотечного фонда.

Наступили времена, когда использование электронных продуктов и доступ в Интернет, в том числе в научном мире, стал само собой разумеющимся. Уже с конца 80-х—начала 90-х годов библиотекари, вслед за издателями и книгораспространителями, обратили свои взоры на возможность применения электронных продуктов в сферах своей деятельности. Можно говорить как о предоставлении электронных изданий читателям, так и об их использовании в рабочих процессах, например, комплектовании.

Решая вопрос об использовании электронных продуктов, необходимо знать:

  1. рынок электронной информационной продукции и перспективы его развития;
  2. экономические затраты;
  3. качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом;
  4. особенности электронных изданий по сравнению с традиционными формами;
  5. возможности использования электронных продуктов.

Лишь после этого можно составить представление о возможностях использования электронных изданий в библиотечных процессах и при формировании фонда библиотеки.

Рынок электронных информационных продуктов стремительно развивается с каждым годом и охватывает научную, политическую, социально-экономическую, общественную и другие сферы. Я буду говорить лишь о научных электронных изданиях.

Сегодня многие научные издательства предлагают на рынок свои журналы как в традиционной, так и в электронной форме. Количество их растет с каждым годом. Ведущие научные издательства мира (Wiley, Academic Press, Springer, Kluwer, Elsevier и другие) предлагают свои издания в электронном виде, постоянно увеличивая их число. Так, издательство Springer в 1998 г. предлагало в онлайн—доступе около 180 наименований журналов, а к концу 1999 г. предполагает организовать доступ ко всем своим журналам (около 400 наименований). Причем полнотекстовые версии предлагаются, начиная с 1995-1998 годов. С конца 1998 года издательство Elsevier все свои журналы, а это около 1200 наименований, дает в электронном виде. Наблюдая такую тенденцию, некоторые, наиболее рьяные приверженцы технического прогресса в издательской и информационной областях, считают, что электронные издания вскоре полностью вытеснят бумажные публикации. Однако издательства не торопятся отказаться от традиционных форм своей деятельности и пытаются найти наиболее удачное сочетание старых и новых технологий. Об этом свидетельствует политика распространения электронных продуктов. Большинство издательств, среди них и вышеупомянутые, предлагают электронные версии лишь в совокупности с традиционными изданиями. Правда, имеются также журналы, выпускаемые только в электронном виде, например, американский журнал New Journal of Physics (NJP), являющийся результатом совместной деятельности Американского института физики и Немецкого физического общества.

Механизм распространения электронных и печатных изданий примерно одинаков. Некоторые издательства, предпочитая прямые связи с библиотеками (среди них Academic Press и Elsevier Science), в то же время предоставляют право распространения электронных изданий посредникам, например, подписным агентствам (Swets, EBSCO, Lange und Springer). Некоторые издательства совсем не занимаются предоставлением электронных продуктов, полностью возлагая эти обязанности на посредников. Так, в арсенале EBSCO имеется около 3100 электронных версий научных журналов, которые, по договоренности с издательствами, предоставляет в пользование только это агентство. Известны также на мировом рынке и другие организации, специализирующиеся на производстве и распространении электронных продуктов, это: UMI, Silver Platter, OCLC и другие.

Немаловажным фактором при выборе между традиционным и электронным изданием являются экономические затраты.

Определяя стоимость электронного издания, издательство исходит из цены печатного аналога. Несмотря на договоренность между европейскими издателями о предоставлении электронных изданий по цене, не превышающей 80% от стоимости печатных, бывают случаи, когда цена электронной версии не ниже, а иногда и выше цены печатного издания. Кроме того, большинство издательств предлагают электронные версии лишь совместно с традиционными изданиями. Онлайн-доступ можно получить в этом случае или бесплатно, или по достаточно низким ценам. Так, в 1999 г. ГПНТБ оплатила электронный доступ к четырем журналам Американского оптического общества (Optical Society of America), заплатив 84 доллара США. В то время как цена журналов на бумаге составляет свыше 1200 долларов. В других случаях эти затраты более существенны. Особенно они ощутимы, если библиотека хочет получить доступ к большому числу журналов. Так, библиотека университета Висконсин-Медисон (США) покупает около 600 наименований печатных журналов издательства Elsevier. Университет заключил с издательством договор на три года (1997-1999). По условиям договора в совокупности оплачиваются печатные версии журналов и электронный доступ к ним. Цена определяется, исходя из цены печатных изданий, с учетом ежегодного удорожания. Цена электронного доступа складывается следующим образом: в первый год университет платит за электронный доступ 7,5% от стоимости печатного издания текущего года, во второй и третий—9,5%. В 1997 г. стоимость печатных изданий составила около 850 тысяч долларов США. При этом электронный доступ—около 70 тысяч долларов. Во второй год стоимость электронного доступа составила около 90 тыс. долларов, а в третий—приблизилась к 100 тысячам.

Некоторые электронные издания предоставляются бесплатно. Примером такого издания является вышеупомянутый электронный журнал New Journal of Physics (NJP). Пользователю он предоставляется бесплатно. Кто же тогда оплачивает издержки? Дело в том, что этот журнал—платный для авторов. Независимо от объема статьи, ее опубликование в журнале стоит 500 долларов. Причем это не означает, что любой оплаченный материал появится в журнале. К публикации допускаются лишь лучшие статьи.

Существенным фактором является также качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом.

В центре управления университета Лейсестер, Великобритания, была разработана анкета для оценки возможностей доступа к различным Web-серверам.

Вот основные вопросы этой анкеты:

  • насколько быстро и легко осуществляется доступ к Web— серверам (наивысшая оценка, если вход осуществляется менее, чем за 10 секунд, низшая—если более 2-х минут);
  • уровень содержания информации;
  • уровень графики;
  • уровень гипертекстовой структуры;
  • “дружелюбность” к пользователю, то есть насколько удобно пользователю работать;
  • уровень навигации (поиск, переход к другим страницам и т.д.);
  • полезность “home page”;
  • уникальные особенности, отличающие Web-страницу от других;
  • платность предоставления информации.

Эта анкета дает представление о том, какие требования могут предъявляться к электронному доступу.

Прежде чем затратить средства на электронный доступ к тому или иному серверу, потребитель должен убедиться в качестве предоставляемой информации и возможностях доступа к ней. Для этих целей распространители электронных продуктов предоставляют библиотекам (своим потенциальным клиентам) временный бесплатный доступ к серверам, чтобы библиотека могла оценить возможности работы с электронным продуктом.

Электронные издания имеют некоторые особенности, которые являются определяющими при их использовании.

Обращаясь к Web-страницам издателей и книготорговцев, можно получать различные сведения об изданиях. Информация может предоставляться бесплатно или при наличии подписки. Имеется возможность получения следующей информации:

  • списки выпускаемых изданий (эта информация открыто предоставляется издательствами любому пользователю);
  • оглавление журналов (как правило, также находится в открытом
    доступе);
  • аннотация на издание (часто также предоставляется бесплатно);
  • полнотекстовое издание (как уже отмечалось выше, в подавляющем большинстве предоставляется только подписчикам).

Опытный пользователь имеет возможность получить необходимую информацию об изданиях. Надо только уметь ее найти. К примеру, издательские Web-страницы дают библиографическое описание журнала по состоянию на сегодняшний день, никаких сведений об изменениях не дается. Для получения такого рода информации необходимо обратиться к WWW конкретного журнала. Так, Web-страницы журналов серии IEEE дают информацию о последнем изменении журнала, а также аннотацию на издание.

Особенности электронных изданий определяют и возможности их использования.

Отмечая положительные стороны использования электронных изданий, нужно обратить внимание на следующие моменты:

Если то или иное издание отсутствует в фонде библиотеки, может быть полезен даже доступ к оглавлению журнала или аннотациям статей, так как это дает информацию о содержании номера и, в случае необходимости, читатель закажет его по МБА.

В некоторых случаях электронные издания являются более удобными в использовании. Это происходит, когда читатель предполагает использовать текст для его дальнейшей переработки.

Библиографические издания, а также издания справочного и энциклопедического характера также удобнее использовать в электронном виде.

Существенное преимущество онлайнового доступа состоит в том, что электронное издание, как правило, можно прочитать значительно раньше, чем печатное, так как здесь исключается время на полиграфические работы и пересылку издания. К примеру, журналы Американского химического общества (American Chemical Society) в электронном виде выходят на 11 недель раньше, чем их печатные версии. Другой пример, в 1998 г. в издательстве Springer начал выходить журнал European Physical Journal, который объединил ведущие европейские журналы по физике—это все серии немецкого журнала Zeitschrift fuer Physik, французский журнал Journal de Physique, итальянский Nuovo Cimento. Этот журнал в электронном виде предоставляется значительно раньше печатного издания и в каталогах отражается с пометкой First Online.

Электронное издание по содержанию может отличаться от его печатного аналога, например, тем, что в электронном издании не присутствуют материалы рекламного характера, новости, сообщения, а это тоже может быть интересно и необходимо читателям. Различия такого рода также должны учитываться при комплектовании.

Доступ к электронным изданиям стал совершенно необходим для специалистов в области комплектования при работе в следующих направлениях:

  • изучении рынка мировой издательской продукции с целью выявления изданий, наиболее необходимых для фонда ГПНТБ. От правильности решения этой задачи зависит эффективность комплектования. Мы должны иметь четкое представление о рынке иностранных изданий как на бумажном, так и на электронных носителях, чтобы иметь возможность выбора наиболее значимых с научной точки зрения изданий и необходимых для фонда библиотеки;
  • ведении баз данных—заказа, поступлений, электронного каталога и так далее.

Чтобы реализовать эти задачи, необходимо своевременно получать библиографическую информацию о журналах и вводить ее в соответствующие базы данных. В зависимости от решаемой задачи требуется различная информация. Специалист, занимающийся изучением рынка мировой издательской продукции, стремится получить максимально полную информацию об издании, чтобы иметь возможность произвести его экспертную оценку. Для ввода библиографических сведений в электронный каталог необходимо полное библиографическое описание, а для заказа издания—лишь сведения об издательстве, цене, ISSN. Все эти сведения можно получить из библиографических справочников или непосредственно из изданий. До последнего времени работа библиографа была кропотливой и трудоемкой. Справочники на CD-ROM сделали ее более продуктивной и стали незаменимым инструментом в работе библиографа. В нашем арсенале имеются следующие библиографические журнальные справочники на CD-ROM:

Ulrich’s Plus—издается в издательстве Saur (Германия), дает полную библиографическую информацию примерно на 200 тысяч наименований периодических изданий мира;

Торговые справочники подписных агентств Martinus Nijhoff, EBSCO и других, которые содержат сведения, необходимые для заказа издания—название журнала, ISSN, периодичность, сведения об издательстве, цену;

Справочники издательств

Доступ к информации на CD-ROM и ее отбор осуществляется просто и максимально удобно для потребителя. Но важно решить также задачу автоматического ввода отобранной информации в базы данных. В ГПНТБ России эта проблема разрешена с созданием конвертера, который позволил адаптировать метки полей Базы данных зарубежных журналов ГПНТБ (далее в тексте База данных) и справочника на CD-ROM, в частности, Ulrich’s Plus. Затем потребовались некоторые доработки для устранения различий библиографического описания. Например, написание ISSN в Базе данных и Ulrich’s Plus не одинаковое. У нас это сплошной восьмизначный номер ( например, 04170326 ) а в Ulrich’s Plus международный стандартный номер пишется с пробелом ( 0417-0326), который необходимо автоматически убрать. В некоторых случаях доработка производится вручную. Несмотря на то, что не удалось достичь передачи всей информации без ручной доработки, объем ввода новых библиографических описаний существенно увеличился, в то время как количество ошибок при вводе значительно уменьшилось. С использованием программы конвертера было обработано библиографических описаний журналов в 2,5 раза больше, чем обычно, причем из них около 60% было введено полностью автоматически.

Разработанные программа и технология предоставили новые возможности для корректуры уже имеющихся в Базе данных библиографических описаний журналов. Стала возможной автоматическая замена заданных элементов библиографического описания (заглавия, ISSN, кода страны, издательства, адреса, цены, периодичности, года начала издания).

Широкое применение в работе специалиста в области комплектования находит также доступ к Web—страницам зарубежных издательств, книготорговцев и подписных агентств. Работая с электронными продуктами и справочными материалами, доступными в Интернет, библиотекарь имеет возможность получить более полную информацию о конкретных изданиях, вести тематический отбор или поиск новых изданий. При этом в его распоряжении всегда самые последние сведения. Обращаясь к Web-страницам издателей и книготорговцев, специалисты имеют возможность получать различные сведения об изданиях, в первую очередь, необходимые для их заказа.

Только имея достаточно полное представление о состоянии рынка информационной продукции и условиях ее предоставления, можно говорить об оптимальном заказе иностранной литературы и сочетании традиционных и электронных форм. Совместная покупка традиционного издания и электронного доступа к нему, как правило, существенно экономит средства и расширяет круг пользователей. Кроме того, приобретение печатного издания вместе с электронной версией в ряде случаев дает возможность закрыть имеющиеся в фонде пробелы. Так, издательство Springer предоставляет читателям в on-line доступе полнотекстовые версии журналов 1996-1998 годов, а в некоторых случаях и 1995 года, которых нет в фонде ГПНТБ России. Журналы IOP до 1996 года можно было получить на оптических дисках, начиная с первого года выпуска, что также позволило библиотеке ликвидировать пробелы в поступлениях. С 1996 г. издания IOP бесплатно доступны в Интернет подписчикам печатной версии. Делая выбор в пользу печатного или электронного издания, необходимо учитывать возможности их использования, о которых говорилось выше.

Решая задачу о соотношении традиционных и электронных форм, зарубежные библиотеки делают выбор в пользу дублирования информации на традиционных и электронных носителях, в том числе и по причине их относительно низкой стоимости при совместной покупке.

Российские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа. Библиотеки вынуждены пользоваться “дешевыми” каналами, что существенно снижает возможности доступа. Мы даже не пытаемся оценивать скорость доступа по параметрам, указанным в представленной выше анкете, и знаем, что лишь терпеливый пользователь может пользоваться электронными журналами.

В 1999 г. ГПНТБ России предоставляет читателям электронный доступ к следующим зарубежным журналам:

  • издательства Springer в рамках проекта Lange und Springer о корпоративном использовании электронных изданий. Сейчас это около 200, а в конце 1999 г.—400 наименований журналов издательства, из которых свыше 100 наименований соответствуют профилю комплектования ГПНТБ России.
  • издательства Elsevier. Со второй половины 1998 г. крупнейшим библиотекам России доступна электронная библиотека РФФИ. В настоящее время на сервере РФФИ размещено около 350 журналов издательства Elsevier.
  • американского оптического общества (Optical Society of America);
  • к некоторым электронным журналам с бесплатным доступом.

Полнота обслуживания электронными изданиями, как и пополнение фонда традиционной литературой, во многом зависит от финансовых возможностей библиотеки. Преодолеть финансовые трудности помогает кооперация библиотек, при которой несколько библиотек выписывают печатные журналы, стараясь избежать дублирования, а затем совместно используют возможность электронного доступа ко всем выписанным журналам. Такая практика имеет место за рубежом, начинает она применяться и у нас. Именно на такой основе развивается проект РФФИ и Lange und Springer по предоставлению библиотекам электронных журналов. В какой-то степени это помогает смягчить неблагоприятную ситуацию по обеспечению российских ученых и специалистов зарубежными научными изданиями.

Литература

1. Дубров А.П., Мотенкова Е.Л., Красикова О.Л. “Отношение ученых Российской академии наук к новым информационным технологиям”// Научные и технические библиотеки.—1988.—№7.—с. 17-25.

2. Земсков А.И. “Модель НТБ на ближайшее будущее” // Научные и технические библиотеки.—1988.—№4.—с. 3-13.

3. Майстрович Т.В. “Доступ пользователей к машиночитаемым источникам информации”// Научные и технические библиотеки.—1988.—№4.—с. 35-39.

4. Wim Luijendijk “Zugang zu Information—Dienstleistungen der Zeitschriftenagenturen” // Доклад на 4-м европейском коллоквиуме в г. Билефельд (Германия) “Bibliotheken und Verlage als Traeger der Informationsgesellschaft”.

5. Hudson Bell, Nelson K.H. Tang “ The effectiveness of commercial Internet Web sites: user’s perspective” // Internet Research.—1998.—№4.—с. 219-228.

6. Feona J. Hamelton “ Physics for free on the Web” // Information World Review.—1999.—March.—с. 6.


Copyright © 1995-1999 ГПНТБ России