Home page | Каталоги и базы данных

Сборник научных трудов


 

УДК 025:65.011.56(07. 07)

Я.Л. Шрайберг, А.О. Адамьянц

Г П Н Т Б  России
как базовая организация кафедры
"Информационных технологий и электронных библиотек"
М Г У К И

В статье изложен поход к внедрению новых образовательных технологий в подготовке студентов МГУКИ, обучающихся по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах".

В 2000 г. на библиотечно-информационном факультете МГУКИ создана кафедра "Информационных технологий и электронных библиотек", возглавляемая д.т.н., проф. Шрайбергом Я.Л. Кафедра осуществляет целевую подготовку кадров по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах".

Базовой организацией кафедры является ГПНТБ России.

Подготовка и выпуск студентов по новой специализации обусловили необходимость разработки принципиально нового комплекса образовательных дисциплин, а также внедрения новых образовательных технологий. Безусловно, одновременно остро встал вопрос укомплектования кафедры соответствующими педагогическими кадрами.

По предложению заведующего кафедрой Университет пригласил для работы на кафедре ведущих специалистов в области разработки теоретических основ создания современных информационных технологий, практической реализации их в крупнейших библиотечных и информационных системах федерального уровня, руководителей российских информационных институтов, центров и библиотек, а также ведущих специалистов органов государственной власти и управления, определяющих государственную политику в области информатизации сферы культуры, науки и образования. Восемь сотрудников ГПНТБ России, включая директора библиотеки и его первого заместителя, являются преподавателями кафедры.

Знакомство студентов со своей специализацией начинается с курса "Компьютерные технологии в библиотеках", читаемого заведующим кафедрой. Курс является установочным и носит обзорно-навигационный характер. Курс рассчитан на 34 часа и включает в том числе такие разделы, как: история появления компьютеров в библиотеках, основные направления использования компьютеров в библиотеках, современные тенденции развития информационных продуктов, автоматизированные библиотечно-информационные системы, доступ к внешним базам данных и информационным продуктам, использование CD-ROM в библиотеках, CD-ROM-Networking, библиографическая работа с помощью компьютеров, настольные издательские системы и оперативная полиграфия, системы защиты фонда, инвентаризация и учет фондов с помощью компьютеров и др.

Как было сказано, указанный курс начинает цикл преподавания дисциплин, реализующих новую образовательную технологию. Новая технология предусматривает отнюдь не только применение современных технических средств обучения (локальные и телекоммуникационные компьютерные комплексы, компьютерные системы наглядного представления учебно-методических материалов и др.), что само по себе подразумевается и не нуждается в обосновании, но и в определенной последовательности преподавания дисциплин, когда в процессе преподавания естественным образом перемежаются теоретические и практические занятия.

Так, например, получив на лекциях по курсу "Компьютерные технологии в библиотеках" общее представление об электронных библиотеках, студенты направляются в зал электронных изданий ГПНТБ России, где знакомятся с его работой. При этом им уже известно, что подробное изучение этого предмета им предстоит в специальном курсе. Такая же технология принята в части остальных специальных дисциплин, например, "Организация и технология автоматизированных библиотечно-информационных систем", "Интернет / Интранет технологии" и др., в том числе и при изучении современного технического оснащения библиотек.

Таким образом, проведение занятий на базе ГПНТБ России и в Учебном компьютерном центре библиотечно-информационного факультета МГУКИ позволяет студентам не только осваивать теоретический материал, но и овладевать способами конкретной профессиональной деятельности, приближаться к реальной библиотечной практике.

Особенность автоматизированных библиотечно-информацион-ных систем (АБИС) заключается в том, что они в соответствии с выполняемыми функциями должны "работать" и как автоматизированные системы управления производством, и как современные развитые информационно-поисковые системы.

Указанная особенность и вызвала, если угодно определила, необходимость разработки новых учебных программ по специальным дисциплинам и, конечно, необходимость гармонизации этих программ как между собой, так и с ранее читаемыми в Университете дисциплинами. Очевидно, что последнее представляло особенно в начальный период организации нового учебного процесса и представляет собой в настоящий момент весьма непростую и трудоемкую задачу как для кафедры, так и для методической службы деканата Библиотечно-информационного факультета.

Аналогов преподавания такого комплекса дисциплин, тем более с применением новых технологий, в отечественной образовательной практике не имеется.

В целом преподавателями кафедры читается одиннадцать дисциплин, в том числе и не только для групп студентов, выпускаемых по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах". К таким дисциплинам относятся: "Вычислительная техника и программирование", "Математика и информатика", "Интернет / Интранет технологии".

Как сказано выше, были разработаны и апробированы в учебном процессе ряд авторских курсов. Ниже приводится краткая характеристика некоторых из них.

Курс "Электронные библиотеки" читается в объеме 34 часов и имеет целью дать студентам комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами, практической организации работ в библиотеке, вузе, информационном центре по наработке собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа к удаленным ресурсам. Излагаются основные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассматривается структура электронных библиотек, даются основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа. Учебное пособие "Электронные библиотеки" (авт.
Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.) издано в 2001 г. и прошло презентацию в рамках международной конференции "ЛИБКОМ – 2001".

Курс "Интернет / Интранет технологии" является одним из базовых в содержании библиотечно-информационного образования, поскольку в настоящее время использование технологий Интернет в библиотеках и информационных центрах является обязательным. Основная цель курса, рассчитанного на 34 часа, – дать слушателям прочный теоретический базис и навыки для применения Интернет / Интранет технологий в практической деятельности в библиотеках и информационных центрах.

Особое внимание уделяется изучению практических особенностей и специфических аспектов применения таких технологий именно в библиотечной практике, в том числе и при реализации проектов корпоративного и межбиблиотечного взаимодействия и построения распределенных информационно-библиотечных систем. В помощь студентам для освоения курса издано учебное пособие в 9-ти частях "Введение в Интернет" (Под общ. ред. Я.Л. Шрайберга), а также учебное пособие "Интернет – ресурсы и услуги для библиотек" (авт. Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В., Шлыкова О.В.).

Основная задача курса "Организация и технология автоматизированных библиотечно-информационных систем " заключается в том, чтобы донести до студентов основные принципы построения подсистемы организационно-технологического обеспечения АБИС, которые можно было бы в той или иной мере использовать при разработке и сопровождении эксплуатации конкретных автоматизированных библиотечно-информационных систем с учётом их частных особенностей. Курс, рассчитанный на 34 часа, содержит значительный блок практических занятий. Следующий непосредственно за ним большой по объему курс "Проектирование АБИС" (102 часа) является логическим его продолжением и готовит студентов как разработчиков крупных библиотечно-информационных систем.

По обоим указанным курсам имеются учебно-методические материалы, подготовлены к изданию соответствующие новые учебные пособия, наряду с уже изданными, в том числе вышедшим в 2001 г. учебно-практическим пособием "Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей" (авт. Я.Л. Шрайберг).

Как показывает практика, внедренная кафедрой новая образовательная технология существенно облегчает решение "вечных" проблем: выбор тем дипломных и курсовых работ и, в свою очередь, их написание.

Учебный процесс подготовки студентов по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах" проходит в основном в стенах одной из крупнейших национальных библиотек, в которой внедрены, разрабатываются и сразу, "с колес", внедряются самые современные информационные технологии, что определяет возможность привлечения студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, проводимым ГПНТБ России. В положительных результатах реализации такой возможности вряд ли следует кого-то убеждать.

В заключение следует отметить, что изложенный в настоящей статье подход к внедрению новых образовательных технологий отражает одно из направлений, предусмотренных совместным проектом ГПНТБ России и МГУКИ. В целом указанный проект, находящийся на заключительной стадии оформления, включает также проведение совместных научно-исследовательских работ в области разработки и реализации современных информационных технологий , рекламно-издательскую деятельность, проведение ежегодных международных профессиональных мероприятий "Крым", Международной конференции МГУКИ, "ЛИБКОМ", а также сотрудничество систем дополнительного профессионального образования ГПНТБ России и МГУКИ с целью их взаимного дополнения.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России