Home page | Каталоги и базы данных

Сборник научных трудов


 

УДК 026:62(470.311) ГПНТБ+025:65.011.56

В.П. Фридман

Об опыте работы читательских компьютеров
с электронным каталогом
ГПНТБ России

Статья посвящена обслуживанию компьютеров, обеспечивающих работу большого количества пользователей с небольшим набором функций. Рассмотрен опыт 1,5 лет широкого доступа читателей к электронному каталогу ГПНТБ России. Статья может представлять интерес для администраторов локальной сети и системных программистов, перед которыми стоят аналогичные проблемы.

Введение

Здесь не рассматриваются вопросы содержания и построения электронного каталога. Не рассматриваются также вопросы читательского интерфейса и средств поиска. Здесь речь идет об опыте поддержки работоспособности рабочих мест читателей. Мнения, приведенные здесь, это личные мнения автора статьи.

 

Коротко о технике

В Зале каталогов ГПНТБ России имеются 24 компьютера для АРМ Читателя плюс 1 рабочее место дежурного библиотекаря. В основном, это Pentium-ы с частотой от 100 до 233 Мггц и оперативной памятью 16 или32 Мб. Работают под управлением Windows-95. На каждые 2 компьютера установлен 1принтер (TSP-552) для печати требований на заказываемую литературу. Из двух рядом стоящих компьютеров один – «принтсервер», другой – «принтклиент». Каждые 12 читательских компьютеров обслуживаются одним концентратором (коллизионный сегмент). Оба концентратора через коммутатор этажа выходят на центральный коммутатор сети и через него соединены с файловым сервером. Сетевые скорости адаптеров – 10 Мбит/сек. (кроме одного), скорости каналов между концентраторами, коммутаторами и серверами – 100Мбит/сек. Системные блоки компьютеров установлены в закрытых столах – 6 компьютеров на стол. Читателю доступны только экран, клавиатура и мышь. Для читательских компьютеров выделен специальный сервер. Параллельно он выполняет и некоторые другие задачи (например, резервное сохранение данных основного сервера). Как правило, они не занимают сервер сильно, либо выполняются в неурочное время. Физически сервер установлен на обычном настольном компьютере Pentium-3, 800 Мгц, ОП=128 Мб, HD=2*40 ГБ.

 

Программная среда читательских компьютеров

Операционная система – Windows-95. Приложение поиска – АРМ Читатель на базе ИРБИС; печать запросов, формируемых АРМ-ом, – через Winword в автоматическом режиме. Сетевой протокол – NetBEAUI. Читатель практически лишен возможности работать с какими-либо средствами, кроме АРМ. Это сделано с помощью различных программ работы с реестром. Кроме того, пришлось ограничить средства Windows, убирая некоторые меню и кнопки из системных программ (например, Explorer). В принципе, читатель не может ни перезагрузить компьютер, ни установить дискету, ни сохранить в файле результаты поиска. Не может пользоваться рабочим столом, не может делать и многих других действий, полезных в обычных случаях. Для чего введены такие ограничения – об этом ниже.

Сотрудниками ГПНТБ были сделаны две вспомогательные программы (на языке Delphi) – назовем их программой выполнения и программой выключения. Программа выполнения организует выполнение АРМ и фоновой программы в «неснимаемом» окне (каждая в своем). Программа выключения дает Windows команду на выключение компьютера. АРМ по команде на завершение заканчивает работу и тут же загружается вновь. Фоновая программа, каждую минуту проверяет состояние компьютера, принимает некоторые меры при необходимости, а также стартует программу выключения, если на компьютер поступил такой сигнал. Фоновая программа может, кроме того, стартовать заготовленный batch-файл. Собственно фоновая «программа» – это обычный пакетный файл DOS. Такая схема замедляет работу приложений примерно в 2 раза. Это, практически, не существенно при поиске и просмотре данных, но очень заметно при старте АРМ (и, возможно, печати требований).

Отключение большей части возможностей операционной системы затрудняет обслуживание и принятие оперативных мер. Поэтому на компьютерах установлены процедуры выключения компьютера, снятия защиты и просмотра очереди печати. Запускаются они с помощью пароля, проверяемого через сеть, либо после установки специальной дискеты.

Отдельно о печати. Примененная схема (пара принтсервер – принтклиент) решает необходимые задачи, но не очень удобна в обслуживании. Появляется несимметричность как в программно-технической настройке, так и при принятии оперативных мер. В частности, это мешает сделать дистанционное срочное выключение. Оснастить каждый компьютер принтером дорого. Полагаю более удобным подключение принтера к двум компьютерам через программно-управляемый переключатель. Но это надо испытывать.

 

Оперативное наблюдение за состоянием компьютеров
и принятие мер

Опыт показывает, что за читательскими компьютерами требуется постоянное наблюдение с целью принятия своевременных мер. Такие меры в ГПНТБ принимались в первые месяцы работы 3-5 раз в день, в настоящее время – 1-3 раза. Следует учесть, что в начале работы обнаруживалось меньше нештатных ситуаций, так как хуже была отработана система наблюдения. Основную роль в уменьшении количества этих ситуаций и, вообще, помех читателям сыграло выделение для читателей отдельного сервера.

Компьютерное наблюдение осуществляется двумя способами: на сервере NT стандартным Server Manager и на диспетчерском инструментальном компьютере с помощью пакетных файлов DOS-а. Эти последние программы предполагается переписать на каком-нибудь языке программирования для большей эффективности и наглядности.

Server Manager – позволяет частично оценить состояние компьютеров и принимать меры в случае необходимости, но приходится иметь в виду, что сведения не всегда точны в том случае, когда сервер NT работает с клиентом, отличным от Windows NT. Файл может быть уже давно освобожден, а на сервере он еще считается занятым. В некоторых ситуациях (например, принудительное закрытие файлов) мы используем утилиту Net с опцией file.

С помощью диспетчерского инструментального компьютера (Windows-98) перманентно просматривается наличие компьютера в сети, состояние индикаторов, формируемых фоновой программой, и состояние очередей печати. Можно, подключившись к читательскому компьютеру, принять какие-то меры. Для этого на диск C: всех компьютеров можно писать с помощью пароля. Такие программы нежелательно устанавливать на сервер, так как:

  • посторонние программы снижают надежность сервера,

  • программа опроса компьютеров иногда зависает. После ее снятия (Ctr+Alt+Del) она уже больше не работает до перезагрузки инструментального компьютера. У нас эта ситуация возникала 2 раза в течение нескольких месяцев,

  • сетевые взаимодействия Windows NT и Windows-9x не всегда корректны.

Кроме того, дежурный библиотекарь со своего рабочего места имеет возможность дать команду на выключение читательских компьютеров. Команда может быть дана на все компьютеры сразу, либо по группам в 6 компьютеров (один стол). Получив сигнал на выключение, компьютеры-«принтклиенты» выключаются через 15 минут, а «принтсерверы» – через 17. На протяжении 15 – минутного интервала на экранах компьютеров каждую минуту появляется предупреждение о предстоящем выключении. Эту программу необходимо доработать, например, для экстренного выключения.

 

Визуальное наблюдение

В ГПНТБ читатель очень разнообразный. И если большая часть молодых читателей как-то знакома с принципами работы на компьютере (в том числе с интерфейсом Windows-9x), то большая часть пожилых людей с этим не знакома. Конкретный поисковый язык вовсе не для всех сразу понятен и естественен. Есть специфика поиска в библиотечных данных. Некоторые читатели могут изменить настройку экрана, что для них удобно, для других нет. Вернуть настройку им, естественно, недосуг, а другие этого не умеют.

Возникает много вопросов, которые может решить человек, понимающий в компьютере, обученный конкретным методикам поиска, разбирающийся в библиографии и знающий конкретную библиотеку. Эту работу нельзя совместить с обычным обслуживанием читателей, так как обычно к дежурному библиотекарю стоят очереди даже, если их состав количественно увеличивается.

Такие консультанты должны выполнять только задачи помощи и контроля работы читателей. Нужно, чтобы они работали одновременно вчетвером (по одному на стол). Таким образом, я думаю, что это должно быть подразделение примерно из 8–10 человек. Возможно, более дешевой альтернативой этому варианту могут быть 2 компьютера для обучения и при них 12 консультанта. К сожалению, ГПНТБ России ни того, ни другого обеспечить не может. Во всяком случае, пока.

Надо отметить вопрос обратной связи. Многие читатели, если что-то не получилось (не напечаталось требование, непонятные результаты поиска и так далее), либо обращаются к соседям, либо переходят на другой компьютер, либо вообще прекращают работу с электронным каталогом. Сравнительно редко они обращаются к дежурному библиотекарю. Виной этому как занятость библиотекарей, так и психология читателей.

 

Зачем нужны драконовские меры

Фактически все возможности читателей сведены к возможностям терминала. Да еще без возможности создать какой-нибудь свой файл. Возникает вопрос – зачем нужно так сильно ограничивать читателей?

В ГПНТБ России работа читателей с электронным каталогом идет давно, однако в массовом порядке – недавно. Предыдущий опыт работы без защиты компьютеров показывает, что есть категория читателей, которая портит некоторые настройки компьютера. По-видимому, кто-то это делает не умышленно, кто-то, совершенно очевидно, – умышленно. Иногда это – просто стирание ярлыка на рабочем столе, иногда – попытка перенастроить характеристики компьютера, иногда – создание заставки с «ненормативной лексикой» или файла с аналогичным названием. (Без цензуры нет «нецензурной брани». Едва обучившись грамоте, некоторые демонстрируют эту лексику на заборах; обучившись компьютерной грамоте – на компьютерах.). Причем видно, что этих попыток тем меньше, чем больше видимость контроля даже, если он и не очень квалифицированный.

Как уже было отмечено, в зале каталогов ГПНТБ России нет возможности обеспечить видимость сильного контроля. Поэтому были сразу приняты некоторые меры по защите компьютеров, однако быстро нашлись взломщики, которые упражнялись на компьютерах, стоящих в наиболее укромных местах. Иногда быстрое восстановление удавалось обеспечить только благодаря сохраненному ранее реестру. Поэтому уже во время эксплуатации пришлось провести работу по отысканию и закрытию дыр в защите. Но всякая защита обычно уменьшает возможности. В пределе можно дойти до того, чтобы убрать компьютеры вообще. Но пока мы к этому еще не пришли.

 

Промежуточные итоги:

  • организация широкого доступа к электронному каталогу не только повысила производительность поиска литературы читателем, но и устранила одно из препятствий для отказа от бумажного каталога;

  • доступ к электронному каталогу удобен не для всех читателей, с читателями надо работать (и не только в этом направлении);

  • недостаточно налажены обратные связи (читатель-библиотекарь и библиотекарь – компьютерная служба);

  • надежность работы технических средств удовлетворительна, но надо работать над ее поддержкой и улучшением;

  • очень желательно иметь резервное оборудование (сменный фонд) – технические средства, которые обычно используются для разработки и тестирования, а при необходимости быстро устанавливаются в зал;

  • желательно иметь компьютеры с большими экранами (17–19 дюймов), хотя бы несколько для читателей с дефектами зрения; и очень желательно установить такой экран на рабочем месте дежурного библиотекаря;

  • узким местом являются манипуляторы «мышь», которые часто загрязняются, а иногда ломаются;

  • компьютеры по разным причинам приходится перезагружать – по одному разу 1–3 компьютера в день;

  • нужно доработать средства печати (пока нет безбумажного заказа);

  • нужны более наглядные и точные средства дистанционного наблюдения и управления компьютерами;

  • возможно, что правильнее было бы ставить АРМы читателей на рабочих станциях Windows NT, но я не могу сформулировать никаких рекомендаций для их конфигурации. Известный принцип «чем больше, тем лучше» мало кому подойдет.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России