
06 Экономика и экономические науки
14 Народное образование.
Педагогика
14.01 Общие вопросы
народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития
образования и педагогики
Д9-10/71736
33. Волкова Е. Б. Четвертьвековой опыт работы по развитию
и совершенствованию изобретательской деятельности в вузе / Е. Б. Волкова //
Актуал. вопр. правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуал.
деятельности : материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. / Федер. служба по
интеллектуал. собственности, патентам и товар. знакам; АН Респ. Башкортостан и
др. – Уфа, 2010. – С. 59–62. – Библиогр.: 4 назв.
Сделан вывод о том, что развитие изобретательской деятельности в
вузе в современных условиях возможно только на основе коммерциализации.
Рассмотрен опыт Уфимского государственного авиационного технического
университета.
Р 3100
34. Логвинова И. Л. Взаимное страхование ответственности
российских вузов / И. Л. Логвинова // Высш.
образование в России. – 2010. – № 7. – С. 30–38. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается страхование ответственности вузов перед
студентами за невыполнение обязательств по договору в связи с приостановлением
или отзывом лицензии. В качестве оптимального решения возникающих при
этом проблем предлагается метод взаимного
страхования вузов, создание страховой инфраструктуры рынка высшего
профессионального образования.
У 3208
35. Рубан К. А. Разработка методики построения открытой
образовательной среды / К. А. Рубан // Вестн. компьютер. и информ. технологий.
– 2010. – № 6. – С. 53–56. – Библиогр.: 4 назв.
Предложена методика построения образовательной среды, отвечающая
национальным интересам и беспрепятственно взаимодействующая с другими
информационными системами.
Р 3100
36. Соломонов В. А. О многоуровневой структуре основных
образовательных программ / В. А. Соломонов // Высш. образование в России. –
2010. – № 6. – С. 41–48. – Библиогр.: 12 назв.
Представлена сложившаяся структура образовательно-профессионального
комплекса МИТХТ, которая прошла проверку временем, показала свою эффективность
в подготовке специалистов по наукоемким технологиям и способна адекватно
реагировать на требования рынка труда. Рассмотрены новые элементы в варианте
двухуровневого высшего образования.
Н/19440 № 2
37. Тютякин А. А. Методы построения интегрированной
системы управления вузом / А. А. Тютякин, Ф. А. Попов // Информ. и
образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство
по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса"
и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 128–129. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается комплексная информационная система вуза среднего
масштаба, включающая в себя бухгалтерский учет и управление финансами,
управление персоналом, учет студентов и управление учебным процессом, приемная
кампания, электронный документооборот, управление научными исследованиями и
библиотечным фондом.
См. также № 88
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции,
симпозиумы, семинары в области образования
и педагогики
Р 3100
38. Воронов М. В. Интернет в современном образовании:
проблемы, перспективы (по материалам интернет-конференции) / М. В. Воронов,
В. А. Толкачев // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 50–55.
Проведен анализ совместной (Московская финансово-промышленная
академия и Современная гуманитарная академия) масштабной заочной
интернет-конференции "Интернет в образовании", которая проводилась с октября
2009 г. по март 2010 г. Интерес к проблематике интернет-конференции проявили
представители вузов, ссузов и школ России, Белоруссии, Украины, а также
Открытого университета Великобритании.
Р 3100
39. Позднеев Б. М. Новые международные стандарты
электронного обучения / Б. М. Позднеев, Ю. А. Косульников, И. А. Куприяненко
// Высш. образование в России. – 2010. – № 7. – С. 99–101.
Представлена подробная информация о работе 21-го Пленарного
заседания ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 "Информационные технологии в обучении,
образовании и подготовке". Проанализированы результаты нового этапа разработки
международных стандартов по электронному обучению в рабочих группах
подкомитета.
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования
Р 3100
40. Комлева А. С. Механизмы финансового обеспечения
региональных высших учебных заведений / А.
С. Комлева // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. – С. 153–155.
– Библиогр.: 8 назв.
Раскрывается проблема финансового обеспечения российских
региональных вузов. Выделены перспективные механизмы финансирования и выявлены
причины их неразвитости на региональном уровне. Представлена динамика расходов
федерального бюджета на ВПО.
Р 3100
41. Могильчак Е. Л. Затраты и трудности на пути к высшему
образованию / Е. Л. Могильчак // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. –
С. 137–142. – Библиогр.: 5 назв.
Представлены результаты социологического анализа
интеллектуальных, организационных и финансовых затрат студентов и их родителей
при поступлении в университет и в процессе учебы в нем. Анализ проведен на
основе эмпирического исследования.
Д9-10/71817
42. Ульрих Э. PR в сфере образования / Э. Ульрих, А. А.
Ароянц // PR и коммуникац. процессы : материалы 4-й Межвуз. науч.-практ. конф.,
Краснодар, 28 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Куб. гос. технол. ун-т. – Краснодар,
2010. – С. 125–128.
На примере Кубанского государственного технологического
института показано как с помощью различных технологий создать бренд и имидж
вуза.
14.01.79 Кадры образования
Р 3100
43. Неверов В. Г. Из опыта работы отдела [КГТУ] / В. Г.
Неверов // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. – С. 80–83.
Отражена деятельность отдела практики и трудоустройства
Калининградского государственного технического университета.
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
См. № 10
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в
образовании
Н/19440 № 2
44. Алькова Л. А. Внутренние информационные ресурсы вуза
и их роль в учебном процессе / Л. А. Алькова // Информ. и образование: границы
коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ
ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск,
2010. – № 2. – С. 158–159. – Библиогр.: 2 назв.
Раскрываются web-ресурсы Горно-Алтайского государственного
университета, включающие сайты отдельных подразделений вуза: центра новых
информационных технологий, физико-математического факультета,
научно-технической библиотеки и др.
Р 3100
45. Андреев А. А.Роль и проблемы преподавателя в
среде e-Learning / А. А. Андреев // Высш. образование в России. – 2010. – №
8–9. – С. 41–44. – Библиогр.: 4 назв.
Обсуждаются роли и компетенции преподавателей вузов в
образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных
технологий.
У 1465
46. Бекетов Н. В. Дистанционное образование: современные
элементы инфраструктуры и новые технологии / Н. В. Бекетов // Информ. ресурсы
России. – 2010. – № 4. – С. 29–35.
Анализируются проблемы и перспективы развития дистанционного
образования в различных странах мира. Рассматриваемый опыт позволяет выявить
их преимущества и недостатки в целях возможного применения позитивной
составляющей зарубежного опыта для развития системы дистанционного образования
в России.
У 3208
47. Боброва И. И. Технологии создания и внедрения
интерактивных методических средств обучения в образовательный процесс / И. И.
Боброва // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 6. – С. 48–52.
– Библиогр.: 7 назв.
Представлена разработанная и опробированная методика
преподавания дисциплины "Информационные технологии". Раскрыты этапы
информационного наполнения содержания дисциплин и постепенный переход к
дистанционному процессу обучения. Сформулированы задачи, решаемые при создании
электронных учебно-методических комплексов. Выявлены трудности, с которыми
сталкиваются преподаватели при использовании интерактивных обучающих
программных средств.
Р 3100
48. Быковский В. В. Информационно-аналитическая система
университета / В. В. Быковский // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. –
С. 125–131. – Библиогр.: 2 назв.
Освещаются вопросы
формирования в университете единой информационной среды для решения задач
управления вузом. Определена роль информационно-аналитической системы при
интегрированной автоматизированной обработке информационных потоков
университета, представлен состав компонентов системы, приведены некоторые
результаты её эксплуатации.
У 3386
49. Димов Е. Д. Обучение студентов вузов информационной
защите сайтов и порталов сети Интернет – приоритетное направление подготовки в
области информатики / Е. Д. Димов // Вестн. РУДН. – 2010. – № 2. – С. 94–97. –
Библиогр.: 7 назв.
Освещены исторические этапы
развития информационной безопасности. Перечислены российские вузы,
осуществляющие подготовку специалистов в области информационной безопасности,
в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова
(правовые вопросы защиты информации); Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет и Таганрогский государственный радиотехнический
университет (защита компьютерных систем от вредоносных программ); Московский
инженерно-физический институт (технические средства защиты); Институт
криптографии, связи и информатики (криптография) и др.
Н/19440 № 2
50. Емельянова О. Я. Реализация образовательных
информационных технологий в вузах РФ / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень //
Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер.
агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том.
ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 156–158.
Дистанционное обеспечение в вузе на современном этапе нуждается
в разработке и активном использовании в учебном процессе информационных
технологий: электронных учебных курсов, видеолекций в режиме он-лайн,
интернет-форумов и т.п. Представлен опыт реализации информационных технологий
во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.
Р 3100
51. Крюков Д. Н.
Информатизация вуза: практический опыт / Д. Н. Крюков // Высш.
образование в России. – 2010. – № 8-9. – С. 45–50. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматривается опыт Южно-Уральского профессионального института
по внедрению системы и технологии электронного управления вузом, а также
использованию IT в современном образовательном процессе.
У1816
52. Львович Я. Е. Преимущества объектно-ориентированного
подхода для проектирования систем обучения в интеллектуальных системах принятия
решений / Я. Е. Львович, Е. Н. Королев // Информ. технологии. – 2010. –
№ 4 (164). – С. 56–58. – Библиогр.: 4 назв.
Предлагаются некоторые
графические конструкции языка визуального моделирования систем обучения (UML),
применяемые для построения концептуальных, логических и графических моделей
сложных систем обучения в интеллектуальных системах принятия решений,
отражающих как статические, так и динамические аспекты функционирования систем
обучения.
У 3208
53. Масленникова О. Е. Информационная система управления
как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения
/ О. Е. Масленникова // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010.
– № 8. – С. 47–51. – Библиогр.: 4 назв.
Определен компонентный состав информационных систем, этапы,
условия и принципы их разработки и применения; обобщены проблемы, связанные с
этими процессами.
У 3208
54. Махмутов Г. Р. Сочетание традиционной и дистанционной
технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г. Р.
Махмутов // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 8. – С. 52–56.
– Библиогр.: 2 назв.
Теоретически обоснованы и разработаны состав и содержательное
наполнение модели ОИС (образовательной информационной среды) подготовки
ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения в вузе.
Н/19440 № 2
55. Молодцова Е. С. Использование PDM-технологий в
задачах информационной поддержки системы менеджмента качества вуза / Е. С.
Молодцова, Ф. А. Попов // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10
: сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт.
гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. –
№ 2. – С. 130–131. – Библиогр.: 1 назв.
Отмечается, что наиболее перспективными технологиями для решения
создания СИП СМК являются CALS-технологии, реализующие концепцию организации
интегрированной информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) продукции,
основанную на безбумажном обмене данными и стандартизации представления данных
на каждом этапе ЖЦ.
Р 3100
56. Рицкова Т. И. Организация СРС на базе портальных
технологий / Т. И. Рицкова // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. –
С. 56–60. – Библиогр.: 2 назв.
Показано, как интернет-технологии способствуют осуществлению
принципа автономии учащегося при обучении в вузе (сервисы web 2.0,
e-Learning, wiki-проекты, wiki-статьи и др.). Суммирован обширный опыт
преподавателей Международной академии бизнеса и новых технологий
(г. Ярославль) в использовании портальных технологий и сайтов преподавателей
при обучении студентов различных специальностей.
Н/19440 № 2
57. Рудакова Ю. С. Проблемы использования
интернет-технологий в образовательном процессе / Ю. С. Рудакова // Информ. и
образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство
по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса"
и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 53–54.
Формирование навыков работы студентов с новейшими
информационными технологиями.
Р 3100
58. Рузанова Н. С. Развитие информационно-образовательной
среды Петрозаводского университета / Н. С. Рузанова, О. Ю. Дербенева // Высш.
образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 87–93.
Рассмотрены наиболее значимые элементы технологической,
научно-образовательной и деловой информационной среды в ПетрГУ. Особо выделены
информационная библиотечная система "Фолиант", Электронная библиотека
Республики Карелия.
У 1465
59. Тарнавский Г. А. Центр компьютерного моделирования в
Интернете / Г. А. Тарнавский // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 4. –
С. 36–40. – Библиогр.: 10 назв.
Приводится общее описание инфраструктуры и контента Центра
компьютерного моделирования SciShop. Этот ресурс является новой формой
генерации знаний и дистанционного обучения, использующей современные
технологии облачных вычислений.
См. также № 28, 38, 67, 83
14.35 Высшее профессиональное
образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
Р 3100
60. Баблюк Е. Б. Место НИРС в подготовке современного
работника печати / Е. Б. Баблюк // Высш. образование в России. – 2010. – № 6.
– С. 97–101.
На примере Московского государственного университета печати
рассматривается роль научно-исследовательской работы студентов в
образовательном процессе. Сделан вывод о целесообразности создания в
университете межкафедрального центра научных исследований с рядом
экспериментальных лабораторий.
Р 3100
61. Данилаев Д. П. Организация учебного процесса в
современном техническом вузе / Д. П. Данилаев, Н. Н. Маливанов, Ю. Ф. Польский
// Высш. образование в России. – 2010. – № 6. – С. 11–16. – Библиогр.: 5 назв.
Проведен сравнительный анализ существующих и предлагаемых систем
высшего технического образования и оценена их эффективность в современных
условиях. В качестве критериев рассматриваются вариативность и мобильность.
У 3300
62. Пилко И. С. Медиаобразовательные ресурсы и технологии
в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы / И. С. Пилко //
Библиосфера. – 2010. – № 3. – С. 3–7. – Библиогр.: 5 назв.
Введено понятие, сформулированы задачи медиаобразования.
Охарактеризованы основные направления формирования медиакомпетенций у
выпускников Института информационных и библиотечных технологий Кемеровского
государственного университета культуры и искусств. Подчеркнута значимость
научного осмысления проблем медиаобразования в современном социуме.
См. также № 18, 29
14.85 Технические средства
обучения
и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе
Н/19440 № 2
63. Мацак М. Электронный учебник как средство обучения /
М. Мацак // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч.
тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ
ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. –
Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 165–166. – Библиогр.: 2 назв.
Выделены электронные учебники в формате Word, PowerPoint,
Acrobat (*.PDF).
Н/19440 № 2
64. Новицкий В. В. Информационно-компьютерные технологии
в подготовке современного специалиста / В. В. Новицкий, Л. Н. Сапина //
Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер.
агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т
бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 122–123.
Рассматривается процесс
реализации технологии Microsoft PowerPoint, основой которой является пакет
слайдов с необходимой информацией, последовательно проектируемой на экран с
помощью специального проектора.
Н/19440 № 2
65. Соловьева Л. А. Электронный учебник в дистанционном
образовании / Л. А. Соловьева // Информ. и образование: границы коммуникаций
INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт.
гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. –
№ 2. – С. 164–165. – Библиогр.: 2 назв.
Электронный учебник представляет собой комплект обучающих,
контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных
носителях ПЭВМ.
14.91 Народное образование и
педагогика
в отдельных странах
См. № 46
|