Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.07 Теория государства и права
10.07.45 Право и научно-технический прогресс
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.19 Информационное право
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.23 Предпринимательское право
10.23.45 Защита коммерческой тайны
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
12.51 Методика и техника исследовательской работы
12.51.85 Автоматизация научных исследований
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.07 Теория и методология библиотечного дела
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.31.23 Основные направления деятельности библиотек

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары в области образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.07 Теория и методология информатики
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.25 Информационные системы с базами знаний
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.29 Программная реализация интеллектуальных систем
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.29 Информационная деятельность
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.01.80 Правовые вопросы
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.09 Языки программирования
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.15 Операционные системы

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.14 Проектирование. Конструирование
81.14.11 Инженерная графика. Машинная графика

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.17 Международное сотрудничество в области патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.29.05 Патентные информационно-поисковые системы
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.39 Внедрение изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, товарных знаков
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.05 Лицензия
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


06  Экономика и экономические науки

14   Народное образование. Педагогика

14.01   Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11   Современное состояние и перспективы развития
образования и педагогики

Д9-10/71736

33. Волкова Е. Б. Четвертьвековой опыт работы по развитию и совершенствованию изобретательской деятельности в вузе / Е. Б. Волкова // Актуал. вопр. правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуал. деятельности : материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. / Федер. служба по интеллектуал. собственности, патентам и товар. знакам; АН Респ. Башкортостан и др. – Уфа, 2010. – С. 59–62. – Библиогр.: 4 назв.

Сделан вывод о том, что развитие изобретательской деятельности в вузе в современных условиях возможно только на основе коммерциализации. Рассмотрен опыт Уфимского государственного авиационного технического университета.

Р 3100

34. Логвинова И. Л. Взаимное страхование ответственности российских вузов / И. Л. Логвинова // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. – С. 30–38. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается страхование ответственности вузов перед студентами за невыполнение обязательств по договору в связи с приостановлением или отзывом лицензии. В качестве оптимального решения возникающих при этом проблем предлагается метод взаимного страхования вузов, создание страховой инфраструктуры рынка высшего профессионального образования.

У 3208

35. Рубан К. А. Разработка методики построения открытой образовательной среды / К. А. Рубан // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 6. – С. 53–56. – Библиогр.: 4 назв.

Предложена методика построения образовательной среды, отвечающая национальным интересам и беспрепятственно взаимодействующая с другими информационными системами.

Р 3100

36. Соломонов В. А. О многоуровневой структуре основных образовательных программ / В. А. Соломонов // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. – С. 41–48. – Библиогр.: 12 назв.

Представлена сложившаяся структура образовательно-профес­сио­наль­ного комплекса МИТХТ, которая прошла проверку временем, показала свою эффективность в подготовке специалистов по наукоемким технологиям и способна адекватно реагировать на требования рынка труда. Рассмотрены новые элементы в варианте двухуровневого высшего образования.

Н/19440 № 2

37. Тютякин А. А. Методы построения интегрированной системы управления вузом / А. А. Тютякин, Ф. А. Попов // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса"
и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 128–129. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается комплексная информационная система вуза среднего масштаба, включающая в себя бухгалтерский учет и управление финансами, управление персоналом, учет студентов и управление учебным процессом, приемная кампания, электронный документооборот, управление научными исследованиями и библиотечным фондом.

См. также № 88

14.01.13   Научные общества, съезды, конгрессы, конференции,
симпозиумы, семинары в области образования
и педагогики

Р 3100

38. Воронов М. В. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы (по материалам интернет-конференции) / М. В. Воронов,
В. А. Толкачев // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 50–55.

Проведен анализ совместной (Московская финансово-промышленная академия и Современная гуманитарная академия) масштабной заочной интернет-конференции "Интернет в образовании", которая проводилась с октября 2009 г. по март 2010 г. Интерес к проблематике интернет-конференции проявили представители вузов, ссузов и школ России, Белоруссии, Украины, а также Открытого университета Великобритании.

Р 3100

39. Позднеев Б. М. Новые международные стандарты электронного обучения / Б. М. Позднеев, Ю. А. Косульников, И. А. Куприяненко // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. – С. 99–101.

Представлена подробная информация о работе 21-го Пленарного заседания ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 "Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке". Проанализированы результаты нового этапа разработки международных стандартов по электронному обучению в рабочих группах подкомитета.

14.01.75   Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

Р 3100

40. Комлева А. С. Механизмы финансового обеспечения региональных высших учебных заведений / А. С. Комлева // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. – С. 153–155. – Библиогр.: 8 назв.

Раскрывается проблема финансового обеспечения российских региональных вузов. Выделены перспективные механизмы финансирования и выявлены причины их неразвитости на региональном уровне. Представлена динамика расходов федерального бюджета на ВПО.

Р 3100

41. Могильчак Е. Л. Затраты и трудности на пути к высшему образованию / Е. Л. Могильчак // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. –
С. 137–142. – Библиогр.: 5 назв.

Представлены результаты социологического анализа интеллектуальных, организационных и финансовых затрат студентов и их родителей при поступлении в университет и в процессе учебы в нем. Анализ проведен на основе эмпирического исследования.

Д9-10/71817

42. Ульрих Э. PR в сфере образования / Э. Ульрих, А. А. Ароянц // PR и коммуникац. процессы : материалы 4-й Межвуз. науч.-практ. конф., Краснодар, 28 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Куб. гос. технол. ун-т. – Краснодар, 2010. – С. 125–128.

На примере Кубанского государственного технологического института показано как с помощью различных технологий создать бренд и имидж вуза.

14.01.79   Кадры образования

Р 3100

43. Неверов В. Г. Из опыта работы отдела [КГТУ] / В. Г. Неверов // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. – С. 80–83.

Отражена деятельность отдела практики и трудоустройства Калининградского государственного технического университета.

14.01.80   Правовые вопросы в системе образования

См. № 10

14.01.85   Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Н/19440 № 2

44. Алькова Л. А. Внутренние информационные ресурсы вуза и их роль в учебном процессе / Л. А. Алькова // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 158–159. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрываются web-ресурсы Горно-Алтайского государственного университета, включающие сайты отдельных подразделений вуза: центра новых информационных технологий, физико-математического факультета, научно-технической библиотеки и др.

Р 3100

45. Андреев А. А.Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning / А. А. Андреев // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 41–44. – Библиогр.: 4 назв.

Обсуждаются роли и компетенции преподавателей вузов в образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий.

У 1465

46. Бекетов Н. В. Дистанционное образование: современные элементы инфраструктуры и новые технологии / Н. В. Бекетов // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 4. – С. 29–35.

Анализируются проблемы и перспективы развития дистанционного образования в различных странах мира. Рассматриваемый опыт позволяет выявить их преимущества и недостатки в целях возможного применения позитивной составляющей зарубежного опыта для развития системы дистанционного образования в России.

У 3208

47. Боброва И. И. Технологии создания и внедрения интерактивных методических средств обучения в образовательный процесс / И. И. Боброва // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 6. – С. 48–52. – Библиогр.: 7 назв.

Представлена разработанная и опробированная методика преподавания дисциплины "Информационные технологии". Раскрыты этапы информационного наполнения содержания дисциплин и постепенный переход к дистанционному процессу обучения. Сформулированы задачи, решаемые при создании электронных учебно-методических комплексов. Выявлены трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании интерактивных обучающих программных средств.

Р 3100

48. Быковский В. В. Информационно-аналитическая система университета / В. В. Быковский // Высш. образование в России. – 2010. – № 7. –
С. 125–131. – Библиогр.: 2 назв.

Освещаются вопросы формирования в университете единой информационной среды для решения задач управления вузом. Определена роль информационно-аналитической системы при интегрированной автоматизированной обработке информационных потоков университета, представлен состав компонентов системы, приведены некоторые результаты её эксплуатации.

У 3386

49. Димов Е. Д. Обучение студентов вузов информационной защите сайтов и порталов сети Интернет – приоритетное направление подготовки в области информатики / Е. Д. Димов // Вестн. РУДН. – 2010. – № 2. – С. 94–97. – Библиогр.: 7 назв.

Освещены исторические этапы развития информационной безопасности. Перечислены российские вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области информационной безопасности, в том числе МГУ им. М. В. Ло­мо­носова (правовые вопросы защиты информации); Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет (защита компьютерных систем от вредоносных программ); Московский инженерно-физический институт (технические средства защиты); Институт криптографии, связи и информатики (криптография) и др.

Н/19440 № 2

50. Емельянова О. Я. Реализация образовательных информационных технологий в вузах РФ / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том.
ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 156–158.

Дистанционное обеспечение в вузе на современном этапе нуждается в разработке и активном использовании в учебном процессе информационных технологий: электронных учебных курсов, видеолекций в режиме он-лайн, интернет-форумов и т.п. Представлен опыт реализации информационных технологий во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.

Р 3100

51. Крюков Д. Н. Информатизация вуза: практический опыт / Д. Н. Крю­ков // Высш. образование в России. – 2010. – № 8-9. – С. 45–50. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается опыт Южно-Уральского профессионального института по внедрению системы и технологии электронного управления вузом, а также использованию IT в современном образовательном процессе.

У1816

52. Львович Я. Е. Преимущества объектно-ориентированного подхода для проектирования систем обучения в интеллектуальных системах принятия решений / Я. Е. Львович, Е. Н. Королев // Информ. технологии. – 2010. – № 4 (164). – С. 56–58. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагаются некоторые графические конструкции языка визуального моделирования систем обучения (UML), применяемые для построения концептуальных, логических и графических моделей сложных систем обучения в интеллектуальных системах принятия решений, отражающих как статические, так и динамические аспекты функционирования систем обучения.

У 3208

53. Масленникова О. Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения / О. Е. Масленникова // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 8. – С. 47–51. – Библиогр.: 4 назв.

Определен компонентный состав информационных систем, этапы, условия и принципы их разработки и применения; обобщены проблемы, связанные с этими процессами.

У 3208

54. Махмутов Г. Р. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г. Р. Махмутов // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2010. – № 8. – С. 52–56. – Библиогр.: 2 назв.

Теоретически обоснованы и разработаны состав и содержательное наполнение модели ОИС (образовательной информационной среды) подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения в вузе.

Н/19440 № 2

55. Молодцова Е. С. Использование PDM-технологий в задачах информационной поддержки системы менеджмента качества вуза / Е. С. Молодцова, Ф. А. Попов // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 130–131. – Библиогр.: 1 назв.

Отмечается, что наиболее перспективными технологиями для решения создания СИП СМК являются CALS-технологии, реализующие концепцию организации интегрированной информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) продукции, основанную на безбумажном обмене данными и стандартизации представления данных на каждом этапе ЖЦ.

Р 3100

56. Рицкова Т. И. Организация СРС на базе портальных технологий / Т. И. Рицкова // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 56–60. – Библиогр.: 2 назв.

Показано, как интернет-технологии способствуют осуществлению принципа автономии учащегося при обучении в вузе (сервисы web 2.0,
e-Learning, wiki-проекты, wiki-статьи и др.). Суммирован обширный опыт преподавателей Международной академии бизнеса и новых технологий
(г. Ярославль) в использовании портальных технологий и сайтов преподавателей при обучении студентов различных специальностей.

Н/19440 № 2

57. Рудакова Ю. С. Проблемы использования интернет-технологий в образовательном процессе / Ю. С. Рудакова // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса"
и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 53–54.

Формирование навыков работы студентов с новейшими информационными технологиями.

Р 3100

58. Рузанова Н. С. Развитие информационно-образовательной среды Петрозаводского университета / Н. С. Рузанова, О. Ю. Дербенева // Высш. образование в России. – 2010. – № 8–9. – С. 87–93.

Рассмотрены наиболее значимые элементы технологической, научно-образовательной и деловой информационной среды в ПетрГУ. Особо выделены информационная библиотечная система "Фолиант", Электронная библиотека Республики Карелия.

У 1465

59. Тарнавский Г. А. Центр компьютерного моделирования в Интернете / Г. А. Тарнавский // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 4. –
С. 36–40. – Библиогр.: 10 назв.

Приводится общее описание инфраструктуры и контента Центра компьютерного моделирования SciShop. Этот ресурс является новой формой генерации знаний и дистанционного обучения, использующей современные технологии облачных вычислений.

См. также № 28, 38, 67, 83

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.07   Образование и обучение в высшей профессиональной школе

Р 3100

60. Баблюк Е. Б. Место НИРС в подготовке современного работника печати / Е. Б. Баблюк // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. –
С. 97–101.

На примере Московского государственного университета печати рассматривается роль научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе. Сделан вывод о целесообразности создания в университете межкафедрального центра научных исследований с рядом экспериментальных лабораторий.

Р 3100

61. Данилаев Д. П. Организация учебного процесса в современном техническом вузе / Д. П. Данилаев, Н. Н. Маливанов, Ю. Ф. Польский // Высш. образование в России. – 2010. – № 6. – С. 11–16. – Библиогр.: 5 назв.

Проведен сравнительный анализ существующих и предлагаемых систем высшего технического образования и оценена их эффективность в современных условиях. В качестве критериев рассматриваются вариативность и мобильность.

У 3300

62. Пилко И. С. Медиаобразовательные ресурсы и технологии в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы / И. С. Пилко // Библиосфера. – 2010. – № 3. – С. 3–7. – Библиогр.: 5 назв.

Введено понятие, сформулированы задачи медиаобразования. Охарактеризованы основные направления формирования медиакомпетенций у выпускников Института информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Подчеркнута значимость научного осмысления проблем медиаобразования в современном социуме.

См. также № 18, 29

14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование

14.85.35   Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе

Н/19440 № 2

63. Мацак М. Электронный учебник как средство обучения / М. Мацак // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 165–166. – Библиогр.: 2 назв.

Выделены электронные учебники в формате Word, PowerPoint, Acrobat (*.PDF).

Н/19440 № 2

64. Новицкий В. В. Информационно-компьютерные технологии в подготовке современного специалиста / В. В. Новицкий, Л. Н. Сапина // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 122–123.

Рассматривается процесс реализации технологии Microsoft PowerPoint, основой которой является пакет слайдов с необходимой информацией, последовательно проектируемой на экран с помощью специального проектора.

Н/19440 № 2

65. Соловьева Л. А. Электронный учебник в дистанционном образовании / Л. А. Соловьева // Информ. и образование: границы коммуникаций INFO’10 : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Гор.-Алт. гос. ун-т", НОУ ВПО "Том. ин-т бизнеса" и др. – Горно-Алтайск, 2010. – № 2. – С. 164–165. – Библиогр.: 2 назв.

Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях ПЭВМ.

14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах

См. № 46

  
На главную