
12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы
развития
науковедения
Д9-09/64004
18. Ваганов А.Г. «Одногорбая» наука: о некоторых
закономерностях регионального распределения
научного потенциала в России/ А. Г. Ваганов // Наука в условиях глобализации:
сб. ст. / под ред. А.Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – Библиогр.: 24
назв.
В 2003 г., в рамках программы
«Информационная революция» Национального совета по разведке США, влиятельная
RAND Corp. представила отчет: «Глобальный курс информационной революции: общие
вопросы и региональные различия». По мнению экспертов RAND Corp., большая
часть новой деловой активности сегодня сконцентрирована в географических
«кластерах» Северная Америка, Европа и отдельные части Азиатско-Тихоокеанского
региона. Причем подобное деление сохранится в ближайшие 15–20 лет. В
упомянутом отчете Россия практически не представлена – ни в позитивном , ни в
негативном контексте. Говорится о концентрации науки и научных кадров в Москве
и Ленинграде, о перераспределении научно- технического потенциала на Восток и
Юго-Восток, создании Новосибирского академгородка. Приведена таблица
распределения публикаций по городам мира (данные 1998 г.). Отмечается
негативное действие ФЗ № 95, который практически лишил местные власти права
самостоятельной инициативы в сфере науки, инноватики и высшего
профессионального образования.
12.01.73 Статистика науки
Д9-09/64004
19. Маршакова-Шайкевич И.В. Место России в научном
сотрудничестве десяти новых стран-членов Европейского союза/ И. В.
Маршакова-Шайкевич // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А. Г.
Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – Библиогр.: 5 назв.
Приведены данные библиометрического анализа вклада России в
развитие мировой науки в период 1991–2002 гг.
См. также № 40, 58, 65
12.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы
в области науковедения
У 1154
20. Создание ВИНИТИ –
заслуга академика А. Н.
Несмеянова/ Р. С. Гиляревский, А. И. Черный // НТИ. Сер.1, Орг. и методика
информ. работы. –
2009. – № 12. – С. 26–27
К 110-летию со дня рождения
академика А. Н. Несмеянова. Отмечается его роль в создании ВИНИТИ,
реферативных изданий, а также градообразующих комплексов, получивших название
наукоградов – Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), Научный
центр биологических исследований (г. Пущино) и Центр химико-физических
исследований (г. Черноголовка).
См. также № 65
12.21 Наука и общество. Социология
науки
12.21.35 Наука, культура и образование
Д9-09/64004
21. Китова Г.А. Мировой опыт и российская практика интеграции науки и образования/ Г. А.
Китова // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А. Г. Аллахвердяна
[и др.]. – М., 2009. – С. 320–344. – Библиогр.: 34 назв.
Примеры поддержки
интеграционных процессов в СССР. Правовые проблемы развития интеграционных
процессов ( нормы действующего российского законодательства продолжают
разделять научную и образовательную деятельность, основные задачи согласования
Закона об интеграции с действующим законодательством). Масштабы и механизмы
финансирования (внутренние затраты на исследования и разработки в России – 17
095,0 млн долл. (отставание от США – в 18, Японии – 7, Германии – 3,6 раза);
внутренние затраты на ИиР в секторе высшего образования в расчете на одного
исследователя – 12,7 тыс. долл. (ниже, чем в Нидерландах почти в 20 раз, США –
12, Китае – 4 раза). Необходимость непрерывного образования, интегрированного
с наукой.
12.41 Организация науки.
Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных
достижений
Д9-09/64605
22. Инновационное развитие регионов – зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под ред. А. П. Лунева, И. Ю.
Петровой. – Астрахань: Изд. дом «Астрах. ун-т», 2009. – 139 с.: ил, табл. –
Библиогр.: 54 назв. – ISBN 978-5-9926-0278-4.
Работа выполнена по материалам Международного проекта JEP 26108
2005 «Network for universities and enterprises cooperation (NEUC)»,
выполняемых в рамках программы «Tempus (Tasis)» консорциумом университетов Юга
России. Описаны основные принципы регулирования инновационной деятельности в
странах Евросоюза (Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Финляндии),
роль университетов и взаимодействие их с предприятиями. Показана ключевая роль
активной региональной инновационной политики. Даны основные понятия и термины
инновационной деятельности, представлены сведения о существующих
технологических укладах. Анализируется модель инновационного развития региона
в России ( Астраханская область). Раскрывается значение Каспийского
международного университетского комплекса как центрального звена инновационной
инфраструктуры региона.
12.41.51 Качество и результативность научной
деятельности
Д9-09/64044
23. Богомолов А.А. Разработка системы критериев оценки
качества электронных образовательных ресурсов основного общего образования/
А. А. Богомолов // Первая Всероссийская научно-практическая конференция
«Информационные бизнес системы»: материалы конф., 25 апр. 2009 г. / Моск.
физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С. 66–69.
Раскрывается использование информационных технологий в
образовательном процессе. Отмечается, что
качество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) определяется следующими
принципами: интерактивность, мультимедийность, адаптивность, коммуникативность.
Предлагается применять на практике системы критериев оценки качества ЭОР
основного общего образования, доступ к которым предоставляется на портале
ФЦИОР (Федерального центра информационных образовательных ресурсов).
Д9-09/64044
24. Бабешко В.Н. Структура показателей качества
реализации образовательного процесса с участием бизнес-заказчика/ В. Н.
Бабешко // Первая Всероссийская научно-практическая конференция
«Информационные бизнес системы»: материалы конф., 25 апр. 2009 г. / Моск.
физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С. 40–42.
Разработан инструментарий оценки качества, позволяющий
всесторонне отслеживать в динамике различные показатели качества учебного
процесса со степенью детализации до отдельного учебного мероприятия, и при
необходимости вносить коррективы в учебный процесс.
Д9-09/64004
25. Голиченко О.Г. Наука в российской национальной
инновационной системе: проблемы и факторы развития/ О. Г. Голиченко // Наука в
условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А.Г. Аллахвердяна [и др.]. – М.,
2009. – С. 174–194. – Библиогр.: 7 назв.
Наука – стратегический источник развития общества, основанного
на знаниях. Рассмотрены результативность и масштабы производства знаний,
факторы масштабов и результативности науки, оптимизация деятельности науки.
Раскрыты проблемы финансирования государственных научных организаций,
взаимодействие госсектора науки и бизнеса.
Д9-09/64044
26. Щетинина Д.С. Модель оценки качества образовательных
услуг для корпоративного университета/ Д. С. Щетинина // Первая Всероссийская
научно-практическая конференция «Информационные бизнес системы»: материалы
конф., 25 апр. 2009 г. / Моск. физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С.
159–162. – Библиогр.: 3 назв.
Приведены структура модели и алгоритм оценки качества
образовательных услуг. Непосредственная оценка качества осуществляется с
применением специальных квалиметрических шкал.
12.51 Методика и техника
исследовательской работы
12.51.85 Автоматизация научных исследований
Д9-09/64004
27. Мирская Е.З. Глобальные
информационно-коммуникационные технологии как инструмент модернизации
современной российской науки/ Е. З. Мирская // Наука в условиях глобализации:
сб. ст. / под ред. А. Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – С. 270–308. –
Библиогр.: 17 назв.
Использование в науке современных интернет-технологий непрерывно
растет. Но можно ли то же самое утверждать об их воздействии на результаты
научной деятельности? Сказывается ли их влияние на обычных, традиционных
показателях успешности ученых? Есть ли какие-либо реальные свидетельства о
радикальных изменениях в глубинных механизмах производства научного знания?
Ответы на эти вопросы представлены на основании конкретных данных трех
последовательных эмпирических исследований-пилотажей, проведенных автором в
1995, 1998 и 2001–2002гг.
12.91 Наука и научно-исследовательская
работа
в отдельных странах
См. № 22
|