Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Автор: Кузнецова Татьяна Яковлевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.
Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 04
УДК: 02:37
Кузнецова Татьяна Яковлевна - Научно-образовательный центр «АПРИКТ» Московского государственного института культуры, канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «АПРИКТ» МГИКа.
Kuznetsova Tatyana - APRIKT Academic Center, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Senior Researcher, APRIKT Academic Center, Moscow State Institute of Culture.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассмотрены функциональные задачи библиотек в эпоху цифровых технологий и общества знаний, а также роль библиотекарей новой формации в повышении социального статуса и востребованности библиотек. Представлена профессиональная модель современного библиотечного специалиста. Обоснована необходимость инновационного развития библиотечного образования с использованием сетевого взаимодействия как эффективного организационного и технологического инструмента, позволяющего повысить качество образовательного процесса. Определены ресурсные блоки сетевого взаимодействия - кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические, социальные - и его базовые принципы: добровольность, согласованность действий, взаимная полезность, коллегиальность в принятии решений, солидарная ответственность за конечный результат. Освещена практика применения сетевого взаимодействия в реализации крупномасштабных образовательных проектов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обосновано положение о наиболее целесообразном использовании сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном библиотечно-информационном образовании. Сделан вывод: широкое использование сетевого взаимодействия как одной из инновационных технологий дополнительного профессионального образования - залог успешного решения задач по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов новой формации, способных внести достойный вклад в повышение социального статуса библиотек в эпоху цифровых коммуникаций.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 05
УДК: 02:37
Кузнецова Татьяна Яковлевна - Научно-образовательный центр «АПРИКТ» МГИКа, канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «АПРИКТ» МГИКа.
Kuznetsova Tatyana - APRIKT Academic and Research Center, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Senior Researcher, APRIKT Academic and Research Center, Moscow State Institute of Culture.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассмотрена роль дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования как неотъемлемого звена системы непрерывного образования, обосновано его важное значение для формирования библиотечных специалистов новой формации. Раскрыто влияние ДПО как эффективной площадки освоения и генерации новых идей, трансляции инновационного опыта и развития профессиональных коммуникаций на модернизацию библиотечного дела. Сделан вывод о том, что главная целевая установка современных моделей дополнительного библиотечно-информационного образования - содействие профессиональной социализации библиотекаря. Охарактеризованы базовые методологические основы ДПО: инновационность обучения, интеграция образовательного процесса и библиотечной практики, его социальная открытость и динамизм. Определены механизмы перехода от дискретного этапа развития дополнительного библиотечно-информационного образования к системному: вертикально-горизонтальное взаимодействие структур ДПО, преемственность и последовательность ступеней образовательного процесса, управление его качеством, рациональное сочетание онлайн- и оффлайн-обучения. Подчёркнута необходимость общественной профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ альтернативных структур (включая библиотеки), которые не имеют соответствующих лицензий, а также регулярного мониторинга образовательной системы.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 04
УДК: 02:001.895+02:004.77
Кузнецова Татьяна Яковлевна - Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент, эксперт Управления научной работой; главный специалист Центра мониторинга образовательных программ Российской государственной библиотеки, Москва, Российская Федерация.
Kuznetsova Tatiana - Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Expert, Department for Research; Chief Specialist, Center for Educational Programs Monitoring, Russian State Library, Moscow, Russian Federation.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассматриваются основные направления модернизации библиотечного дела и развитие инновационной деятельности библиотек под влиянием этого процесса в 1990-е гг. и последующее за ними десятилетие. Вопросы взаимосвязи этих базовых векторов развития отрасли фактически не были предметом специального рассмотрения. Статья является опытом системного анализа инновационных практик российских библиотек в контексте модернизации как глобального процесса трансформации общественного развития. Концепт «модернизация библиотечного дела» определяется как комплексный процесс, включающий не только компьютеризацию отрасли, но и её социокультурные, институциональные, управленческие, функциональные и организационные трансформации. Характеризуются особенности начального этапа перехода отечественных библиотек на путь модернизации. Отмечается, что в соответствии с общими тенденциями модернизации отечественное библиотечное дело на рубеже тысячелетий перешло от линейного прогресса, то есть экстенсивного пути развития на интенсивный, предусматривающий качественные преобразования отрасли. Приводятся внешние и внутренние модернизационные факторы, которые оказали влияние на инновационные изменения в отрасли. Освещаются основные тенденции в развитии библиотечных инноваций, содержательно и технологически обогатившие реализацию базовых социальных функций библиотек: информационную, мемориальную, образовательную, культурно-просветительскую, социально-коммуникативную. Анализируются социально-целевые ориентиры и содержание функциональных трансформаций библиотек. Делается вывод о том, что модернизация как генеральный вектор развития отрасли выступает главным стимулом библиотечных инноваций, которые, в свою очередь, являются её практическим внедрением в процессы функционирования библиотек.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼