Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Автор: Григорьев Сергей Георгиевич. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.
Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 07
УДК: 026.06
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики,
Шабунина Валентина Аркадьевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, доктор пед. наук, профессор, декан гуманитарно-педагогического факультета,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии.
Шабунина Валентина Аркадьевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, доктор пед. наук, профессор, декан гуманитарно-педагогического факультета,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии.
Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Dr. Sc. (Technology), Professor, Coresponding Member of Russian Academy of Education, Head, Chair for Informatics and Applied Mathematics,
Shabunina Valentina - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Dean, faculty for Humanities and Pedagogy,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology,
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology.
Shabunina Valentina - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Dean, faculty for Humanities and Pedagogy,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology,
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассмотрена электронно-библиотечная система в вузе на примере использования учебного курса «Основы вожатской деятельности». Представлена теория поколений, обозначены социально-психологические особенности восприятия поколения Z и обусловленные ими педагогические методы и технологии, применяемые в образовательном процессе и библиотечно-информационном обслуживании представителей этого поколения. Выделены их отличительные черты: гиперподвижность, креативность и живость мышления, трезвое представление о жизни, быстрое взросление, они не пишут от руки. Вместе с тем им свойственны так называемая клиповость восприятия, отсутствие мотивации, лень, нелюбовь к чтению, общение с помощью мемов и эмоджи, плохо развитые терпеливость и чувство долга. Постоянно находясь в информационно-цифровой среде, поколение Z научилось быстро обрабатывать «клиповую» информацию, вследствие чего его представителям не свойственны вдумчивость, способность сосредоточиваться, анализировать факты. Эти особенности поколения Z признаны психологами, физиологами, социологами, педагогами. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и технологии обучения, создавать информационно-образовательный и информационно-рекреационный контент, основанный на электронно-конвергентном подходе. Подчёркнута важность сотрудничества и взаимодействия специалистов в области образования, информатики и библиотечного дела. Исследование проведено в процессе преподавания курса по выбору «Основы вожатской деятельности».
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 12
УДК: 026.06
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики,
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Анисимова Алёна Вячеславовна - Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка», преподаватель.
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Анисимова Алёна Вячеславовна - Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка», преподаватель.
Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Head, Department for Informatics and Applied Mathematics,
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Anisimova Alena - Volokolamsk Agricultural College «Kholmogorka», Volokolamsk, Moscow Region, Russia, Professor.
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Anisimova Alena - Volokolamsk Agricultural College «Kholmogorka», Volokolamsk, Moscow Region, Russia, Professor.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Статья посвящена использованию электронно-библиотечной системы с помощью личного кабинета студента – личной электронной библиотеки. В связи с появлением большого потока информации и отсутствием у студентов критериев её отбора проблема использования информационных технологий для обеспечения обучающихся качественной учебной информацией выходит на первый план. Статья знакоимт с результатами разработки личной электронной библиотеки, обеспечивающей студентов учебным материалом в полном объёме, а также с исследованием эффективности использования личного кабинета в процессе обучения. Авторы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх модулей: базового, теоретического и интеллектуального, а также установили влияние личной электронной библиотеки на уровень учебной мотивации студентов и успеваемости. Результаты исследования показали, что личная электронная библиотека повышает учебную мотивацию студентов, положительно влияет на их успеваемость, повышая качество образования. Практическая значимость работы заключается в создании личной электронной библиотеки студента на базе электронно-библиотечной системы РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. Библиотека студента может использоваться при обучении студентов вуза.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 02
УДК: 02:004
Арарат-Исаева Мария Сергеевна - Московская школа № 67, Москва, Российская Федерация, учитель информатики и робототехники,
Арарат-Исаев Марат Юсупович - Московская школа № 67, Москва, Российская Федерация, учитель информатики и робототехники, заведующий кафедрой информатики и робототехники,
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, член-корреспондент РАО, доктор техн. наук, проф., профессор департамента информатики, управления и технологий,
Курносенко Михаил Валерьевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, старший преподаватель департамента информатики, управления и технологий.
Арарат-Исаев Марат Юсупович - Московская школа № 67, Москва, Российская Федерация, учитель информатики и робототехники, заведующий кафедрой информатики и робототехники,
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, член-корреспондент РАО, доктор техн. наук, проф., профессор департамента информатики, управления и технологий,
Курносенко Михаил Валерьевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, старший преподаватель департамента информатики, управления и технологий.
Ararat-Isaeva Maria - School № 67, Moscow, Russian Federation, Teacher of Informatics and Robotechnics,
Ararat-Isaev Marat - School № 67, Moscow, Russian Federation, Teacher of Informatics and Robotechnics; Head, Department for Informatics and Robotechnics,
Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Professor, Department for Informatics, Management and Technology,
Kurnosenko Mikhail - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer, Department for Informatics, Management and Technology.
Ararat-Isaev Marat - School № 67, Moscow, Russian Federation, Teacher of Informatics and Robotechnics; Head, Department for Informatics and Robotechnics,
Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Professor, Department for Informatics, Management and Technology,
Kurnosenko Mikhail - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer, Department for Informatics, Management and Technology.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассмотрены понятия «репозиторий» и «метаданные», которые широко используются в электронных библиотеках и интернет-ресурсах. Предложена новая форма хранения проектов – репозиторий STEM-проектов. В статье представлена иерархическая структура репозитория; в качестве подхода к поиску проектов предложены две предметные рубрики: классификация по обучающимся и облако тегов, использование которых характеризуется особенностями STEM-проектирования. Приведены примеры структуры и строения аналогичных репозиториев из зарубежных ресурсов, в частности репозитория фирмы Siemens и различных форматов образовательных ресурсов, размещённых в подобных хранилищах. Предложена новая структура хранилища данных, организованная как облако тегов, сформированное в виде двух разделов – ресурсы для школ и ресурсы для высших учебных заведений. Отмечена важность сбора ресурсов, посвящённых такому новому направлению, как STEAM-STEM-проектирование, призванному облегчить изучение предметов естественно-научного цикла, накопить удачные наработки учителей, школьников, преподавателей и студентов в этой сфере и создать условия для оперативного поиска и извлечения проектов по различным темам с межпредметными связями, а также с возможностями прикладного использования в инженерных дисциплинах. Статья подготовлена в рамках государственной работы «Создание комплекта учебно-методических материалов по применению робототехнических образовательных комплексов в STEM-проектах школ г. Москвы», проводимой по Государственному заданию ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» на 2020–2021 учебный год в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на 2012–2021 гг.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 01
УДК: [001.83:01]-047.44+004.738.5:021
Лернер Илья Михайлович - Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева КАИ, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры нанотехнологий в электронике,
Карелина Екатерина Александровна - Институт экономики и финансов Государственного университета управления, Москва, Российская Федерация, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений,
Григорьев Сергей Георгиевич - Институт цифрового образования Московского городского педагогического университета, Москва, Российская Федерация, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент РАО, почётный работник высшей школы РФ, профессор департамента информатики, управления и технологии,
Байков Фёдор Юрьевич - Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация, младший научный сотрудник управления координации научных исследований,
Дымкова Светлана Сергеевна - Московский технический университет связи и информатики, Москва, Российская Федерация, канд. техн. наук, заместитель начальника отдела организации научной работы и публикационной активности, научно-исследовательская часть,
Ильин Владимир Иванович - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники.
Карелина Екатерина Александровна - Институт экономики и финансов Государственного университета управления, Москва, Российская Федерация, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений,
Григорьев Сергей Георгиевич - Институт цифрового образования Московского городского педагогического университета, Москва, Российская Федерация, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент РАО, почётный работник высшей школы РФ, профессор департамента информатики, управления и технологии,
Байков Фёдор Юрьевич - Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация, младший научный сотрудник управления координации научных исследований,
Дымкова Светлана Сергеевна - Московский технический университет связи и информатики, Москва, Российская Федерация, канд. техн. наук, заместитель начальника отдела организации научной работы и публикационной активности, научно-исследовательская часть,
Ильин Владимир Иванович - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники.
Lerner Ilya - Institute of Radio-Electronics, Photonics and Digital Technologies, Kazan National Research Technical University n. a. A. N. Tupolev KAI, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Physics & Mathematics), Associate Professor, Department of Nanotechnologies in Electronics,
Karelina Ekaterina - Institute of Economics and Finances, State University of Management, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of World Ecomomy and International Economic Relations,
Grigoryev Sergey - Institute of Digital Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Professor, Department for Informatics, Management and Technology,
Baikov Fedor - State University of Management, Moscow, Russian Federation, Junior Researcher, Department of Research Coordination,
Dymkova Svetlana - Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Deputy Head, Department of Research and Publishing Activity,
Ilyin Vladimir - Kazan Federal University, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor, Department of Electric Power Technologies and Electric Engineering.
Karelina Ekaterina - Institute of Economics and Finances, State University of Management, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of World Ecomomy and International Economic Relations,
Grigoryev Sergey - Institute of Digital Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Professor, Department for Informatics, Management and Technology,
Baikov Fedor - State University of Management, Moscow, Russian Federation, Junior Researcher, Department of Research Coordination,
Dymkova Svetlana - Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Deputy Head, Department of Research and Publishing Activity,
Ilyin Vladimir - Kazan Federal University, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor, Department of Electric Power Technologies and Electric Engineering.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье рассматривается методология развития глобальных цифровых платформ в рамках перехода Российской Федерации к информационному обществу. Благодаря применению теории поколений, статистики Росстата и Министерства высшего образования показано, что наиболее перспективным классом глобальных цифровых платформ является тот, в который входят адаптивные электронно-образовательные системы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, и информационно-библиотечные системы, обеспечивающие предоставление данных для формирования учебного материала. Исследованы необходимые критерии для трансформации информационно-библиотечных систем в умные библиотеки. На базе критериев разработан алгоритм отбора научной, учебной литературы, базирующийся на кластерном анализе данных, полученных с помощью многофакторного тестирования личности Р. Кеттела, формы C. Изучается выбор литературы с последующим формированием усреднённых типичных профилей пользователей по укрупнённым направлениям подготовки. Уменьшение выборки поиска достигается за счёт применения модифицированного метода оценки научного индекса цитирования для научных конференций и научных журналов, нового подхода к выбору монографий и учебных пособий, а также использования типичных эмоционально-психологических профилей пользователей. Представлены рекомендации по внедрению данных результатов на территории СНГ и дружественных РФ стран. Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда N 22-28-20413, https://rscf.ru/project/22-28-20413/
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼