Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Григорьев Сергей Георгиевич. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 07

УДК: 026.06
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики,
Шабунина Валентина Аркадьевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, доктор пед. наук, профессор, декан гуманитарно-педагогического факультета,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии.


Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Dr. Sc. (Technology), Professor, Coresponding Member of Russian Academy of Education, Head, Chair for Informatics and Applied Mathematics,
Shabunina Valentina - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Dean, faculty for Humanities and Pedagogy,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology,
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Pedagogy and Psychology.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена электронно-библиотечная система в вузе на примере использования учебного курса «Основы вожатской деятельности». Представлена теория поколений, обозначены социально-психологические особенности восприятия поколения Z и обусловленные ими педагогические методы и технологии, применяемые в образовательном процессе и библиотечно-информационном обслуживании представителей этого поколения. Выделены их отличительные черты: гиперподвижность, креативность и живость мышления, трезвое представление о жизни, быстрое взросление, они не пишут от руки. Вместе с тем им свойственны так называемая клиповость восприятия, отсутствие мотивации, лень, нелюбовь к чтению, общение с помощью мемов и эмоджи, плохо развитые терпеливость и чувство долга. Постоянно находясь в информационно-цифровой среде, поколение Z научилось быстро обрабатывать «клиповую» информацию, вследствие чего его представителям не свойственны вдумчивость, способность сосредоточиваться, анализировать факты. Эти особенности поколения Z признаны психологами, физиологами, социологами, педагогами. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и технологии обучения, создавать информационно-образовательный и информационно-рекреационный контент, основанный на электронно-конвергентном подходе. Подчёркнута важность сотрудничества и взаимодействия специалистов в области образования, информатики и библиотечного дела. Исследование проведено в процессе преподавания курса по выбору «Основы вожатской деятельности».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 12

УДК: 026.06
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики,
Дунаева Наталья Владичевна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Царапкина Юлия Михайловна - Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Анисимова Алёна Вячеславовна - Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка», преподаватель.


Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Head, Department for Informatics and Applied Mathematics,
Dunaeva Natalya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Tsarapkina Yuliya - Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Associate Professor, Department for Pedagogy and Psychology,
Anisimova Alena - Volokolamsk Agricultural College «Kholmogorka», Volokolamsk, Moscow Region, Russia, Professor.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Статья посвящена использованию электронно-библиотечной системы с помощью личного кабинета студента – личной электронной библиотеки. В связи с появлением большого потока информации и отсутствием у студентов критериев её отбора проблема использования информационных технологий для обеспечения обучающихся качественной учебной информацией выходит на первый план. Статья знакоимт с результатами разработки личной электронной библиотеки, обеспечивающей студентов учебным материалом в полном объёме, а также с исследованием эффективности использования личного кабинета в процессе обучения. Авторы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх модулей: базового, теоретического и интеллектуального, а также установили влияние личной электронной библиотеки на уровень учебной мотивации студентов и успеваемости. Результаты исследования показали, что личная электронная библиотека повышает учебную мотивацию студентов, положительно влияет на их успеваемость, повышая качество образования. Практическая значимость работы заключается в создании личной электронной библиотеки студента на базе электронно-библиотечной системы РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. Библиотека студента может использоваться при обучении студентов вуза.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 02

УДК: 02:004
Арарат-Исаева Мария Сергеевна - Московская школа № 67, Москва, Российская Федерация, учитель информатики и робототехники,
Арарат-Исаев Марат Юсупович - Московская школа № 67, Москва, Российская Федерация, учитель информатики и робототехники, заведующий кафедрой информатики и робототехники,
Григорьев Сергей Георгиевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, член-корреспондент РАО, доктор техн. наук, проф., профессор департамента информатики, управления и технологий,
Курносенко Михаил Валерьевич - Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, старший преподаватель департамента информатики, управления и технологий.


Ararat-Isaeva Maria - School № 67, Moscow, Russian Federation, Teacher of Informatics and Robotechnics,
Ararat-Isaev Marat - School № 67, Moscow, Russian Federation, Teacher of Informatics and Robotechnics; Head, Department for Informatics and Robotechnics,
Grigoryev Sergey - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Professor, Department for Informatics, Management and Technology,
Kurnosenko Mikhail - Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer, Department for Informatics, Management and Technology.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены понятия «репозиторий» и «метаданные», которые широко используются в электронных библиотеках и интернет-ресурсах. Предложена новая форма хранения проектов – репозиторий STEM-проектов. В статье представлена иерархическая структура репозитория; в качестве подхода к поиску проектов предложены две предметные рубрики: классификация по обучающимся и облако тегов, использование которых характеризуется особенностями STEM-проектирования. Приведены примеры структуры и строения аналогичных репозиториев из зарубежных ресурсов, в частности репозитория фирмы Siemens и различных форматов образовательных ресурсов, размещённых в подобных хранилищах. Предложена новая структура хранилища данных, организованная как облако тегов, сформированное в виде двух разделов – ресурсы для школ и ресурсы для высших учебных заведений. Отмечена важность сбора ресурсов, посвящённых такому новому направлению, как STEAM-STEM-проектирование, призванному облегчить изучение предметов естественно-научного цикла, накопить удачные наработки учителей, школьников, преподавателей и студентов в этой сфере и создать условия для оперативного поиска и извлечения проектов по различным темам с межпредметными связями, а также с возможностями прикладного использования в инженерных дисциплинах. Статья подготовлена в рамках государственной работы «Создание комплекта учебно-методических материалов по применению робототехнических образовательных комплексов в STEM-проектах школ г. Москвы», проводимой по Государственному заданию ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» на 2020–2021 учебный год в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на 2012–2021 гг.

  • Show annotation

  • Ключевые слова