Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Лютов Сергей Николаевич. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 09

УДК: 002.2
Лютов Сергей Николаевич - ГПНТБ СО РАН, доктор ист. наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией книговедения.


Lyutov Sergey - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Dr. Sc. (History), Principal Researcher, Head, Book Studies Department.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Отмечено, что глобализация и вызовы постиндустриальной цивилизации обусловливают существенное расширение границ социальных и гуманитарных наук: появляется необходимость тесного междисциплинарного сотрудничества в исследовании проблем, связанных с адаптацией традиционных социокультурных явлений к условиям развивающегося информационного общества. Смещение акцентов в изучении традиционной книжности от истории книги и книжного дела к новой проблематике привлекает внимание специалистов-гуманитариев, пытающихся осмыслить современное состояние книжной культуры и спрогнозировать векторы её развития в условиях динамично меняющейся информационной среды. Подчёркнуто, что за последнюю четверть века произошли перемены в исследовательских подходах: от попыток предложить авторское определение понятия «книжная культура» до понимания многоаспектности этого феномена и необходимости междисциплинарного сотрудничества в его изучении. Активная дискуссия на страницах научной периодики демонстрирует многообразие понятий, концепций и исследовательских подходов. В статье проанализированы результаты современных исследований книжной культуры с позиций разных научных школ и подходов, приведены примеры удачных философских, культурологических, документоведческих интерпретаций книги в системе культуры. Обоснована необходимость взаимоприемлемых ориентиров междисциплинарного сотрудничества и обновления методологии научных исследований книги, книжности, книжной культуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 01

УДК: 02+028.5
Черкашина Татьяна Юрьевна - Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, канд. социол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник; заведующая кафедрой Новосибирского национального исследовательского государственного университета; старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН,
Чернышова Елена Алексеевна - Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, старший преподаватель,
Лютов Сергей Николаевич - ГПНТБ СО РАН, доктор ист. наук, проф., главный научный сотрудник.


Cherkashina Tatiana - Institute of Economics and Industrial Engineering, Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Cand. Sc. (Sociology), Assoc. Prof., Leading Researcher; Chair Head, Novosibirsk National Research State University; Senior Researcher, State Public Scientific and Technological Library, Russian Academy of Scien¬ces Siberian Branch, Novosibirsk, Russia,
Chernyshova Elena - Novosibirsk National Research State University, Novosibirsk, Russia, Senior Lecturer,
Lyutov Sergey - State Public Scientific and Technological Library, Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Dr. Sc. (History), Prof., Chief Researcher.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель представленного в статье исследования – выявить отличия практик чтения на разных образовательных ступенях и место библиотек в этих практиках. Практики чтения определяются не только новой технологической (цифровой) средой, но и институционально-организационным контекстом и социальными отношениями в образовательной среде. Исследование реализовано в стратегии case study на примере образовательных учреждений Новосибирского научного центра (Новосибирского государственного университета и Специализированного учебно-научного центра при университете). Методы сбора данных: структурированные интервью, анкетные опросы, дополненные статистической отчётностью ГПНТБ СО РАН. Большинство старшеклассников посещает библиотеку для получения обязательных учебников либо по рекомендации преподавателя. Университетская библиотека слабее включена в процесс обучения, студенты прибегают к её помощи эпизодически (поиск редких изданий), в случае отсутствия альтернативных вариантов. В качестве источника электронных документов и места поиска текстов библиотека также не является частью читательских практик; из-за необходимости вникать в особенности каждой базы и процедуры доступа студенты выбирают не их, а поисковые интернет-ресурсы. Библиотека, на взгляд студентов, нуждается в модернизации в сторону меньшей формализации и дисциплинарной строгости, большего комфорта, полифункциональности пространства читальных залов. Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-011-00420 «Дифференциация практик учебного и профессионального чтения в научно-образовательной среде».

  • Show annotation

  • Ключевые слова