Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Лакизо Ирина Геласиевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.

Список публикаций автора в eLIBRARY.RU



Научные и технические библиотеки: Год: 2017, Номер: 10

УДК: 002.66
Подкорытова Наталия Ивановна - ГПНТБ СО РАН, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, заведующая отделом комплектования отечественной литературы ГПНТБ СО РАН (Новосибирск),
Босина Лариса Викторовна - ГПНТБ СО РАН, заведующая отделом комплектования иностранной литературы ГПНТБ СО РАН (Новосибирск),
Дубовенко Вера Александровна - ГПНТБ СО РАН, заведующая отделением ГПНТБ СО РАН (Новосибирск),
Лакизо Ирина Геласиевна - ГПНТБ СО РАН, научный сотрудник ГПНТБ СО РАН (Новосибирск).


Podkorytova Nataliya - State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Head of National Collection Development Department, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Bosina Larisa - State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, Head of Foreign Collection Development Department, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Dubovenko Vera - State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, Division Head, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Lakizo Irina - State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, Researcher, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлены результаты анализа состояния обеспеченности научными ресурсами организаций Сибирского региона, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (по данным 2016 г.). Выявлены проблемы организации процесса обеспечения ресурсами научных институтов и вузов Сибири за счёт грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки РФ. Приведены данные об обеспеченности отечественными и зарубежными ресурсами (после разрушения системы централизованного комплектования) библиотечной системы Сибирского отделения Российской академии наук. Выявлена недостаточная обеспеченность зарубежными и отечественными ресурсами. Обозначены перспективы вновь складывающейся структуры информационного обеспечения научных организаций ФАНО в условиях развития конкурсной системы подписки на удалённый доступ к зарубежным ресурсам. Отмечено, что система подписки на региональном и ведомственном уровнях в настоящее время ещё не сложилась.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 05

УДК: 022.44
Лакизо Ирина Геласиевна - ГПНТБ СО РАН, научный сотрудник отдела научно-методической работы ГПНТБ СО РАН,
Подкорытова Наталия Ивановна - ГПНТБ СО РАН, канд. пед. наук, старший научный сотрудник отдела научно-методической работы ГПНТБ СО РАН,
Босина Лариса Викторовна - ГПНТБ СО РАН, главный библиотекарь отдела комплектования информационных ресурсов ГПНТБ СО РАН.


Lakizo Irina - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Researcher, Department for Research and Instructional Work, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Podkorytova Natalya - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Department for Research and Instructional Work, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Bosina Larisa - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Chief Librarian, Information Resources Acquisition Department, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье представлены результаты исследований и опыт ГПНТБ СО РАН по включению ресурсов открытого доступа в ресурсную базу информационного обеспечения учёных Сибирского региона. Отмечено, что динамично развивающаяся технология организации и использования ресурсов требует постоянного мониторинга системы функционирования ресурсов ОД. Подчёркнуто: использование ресурсов ОД в качестве объекта комплектования фонда расширяет возможности библиотек в обслуживании пользователей и обеспечении сохранности социально значимого контента, что повышает их значение в системе научных коммуникаций. Библиотечный фонд как системообразующий элемент библиотеки трансформируется: расширяются его форматные, типо-видовые границы, происходит интегрирование традиционного фонда с ресурсами ОД, в результате чего усложняется организационно-технологическая модель его формирования. Сделан акцент на том, что результаты анализа эффективности использования интегрированных в систему библиотечного обслуживания форм организации ОД демонстрируют рост интереса к ним со стороны пользователей. Обращено внимание на то, что организованное собрание ресурсов ОД может функционировать как компенсационная технологическая система по отношению к дорогостоящим ресурсам. Присоединение ресурсов ОД к фондам ГПНТБ СО РАН приобретает закономерный характер и влияет на перспективу их развития.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 12

УДК: 808.1
Гуреев Вадим Николаевич - Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, канд. пед. наук, старший научный сотрудник информационно-аналитического центра; старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН,
Мазов Николай Алексеевич - Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, заведующий информационно-аналитическим центром; ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН,
Лакизо Ирина Геласиевна - ГПНТБ СО РАН, научный сотрудник.


Gureev Vadim - A. A. Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Information and Library Center; Senior Researcher, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch,
Mazov Nikolay - A. A. Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Cand. Sc. (Technology), Leading Researcher, Head, Information and Library Center; Leading Researcher, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Bran,
Lakizo Irina - Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Researcher, State Public Scientific and Technological Library.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Усложнение научных исследований, появление новых областей на стыках различных дисциплин, расширение международного сотрудничества способствуют росту числа авторов в расчёте на научную публикацию, а также увеличению числа соавторов. Это ведёт к проблеме атрибуции авторства, требующей разработки новых подходов к выявлению авторских ролей и формированию новых критериев авторства. Решение проблемы атрибуции авторства призвано установить действительный вклад учёного в подготовку исследования и статьи по его результатам, разграничить зоны ответственности соавторов, позволить отдельным учёным накапливать собственный репутационный капитал. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных подходов к решению обозначенной проблемы, включая формирование новых разделов публикаций для указания лиц, не соответствующих критериям авторства, и разработку моделей упорядочения имён авторов. Прослежены основные этапы формирования критериев авторства, отражены преимущества и недостатки модели авторства посредством противопоставления новой модели описания видов участия в научном исследовании. Перспективным представляется переход к фракционному учёту вклада каждого из создателей научного произведения, при котором возрастает значение позиции авторов в авторской строке и усиливается роль разделов публикации с конкретным описанием авторского вклада. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-011-00534.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 09

УДК: 026(571.14)
Подкорытова Наталья Ивановна - ГПНТБ СО РАН, канд. пед. наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы,
Лакизо Ирина Геласиевна - ГПНТБ СО РАН, канд. пед. наук, научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы,
Артемьева Елена Борисовна - ГПНТБ СО РАН, доктор пед. наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом научно-исследовательской и методической работы.


Podkorytova Natalya - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Department of Scientific-Research and Methodical Work,
Lakizo Irina - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Candidate of Pedagogical Sciences, Researcher, Department of Scientific-Research and Methodical Work,
Artemyeva Elena - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Dr. Sc. (Pedagogy), Chief Researcher, Head, Department of Scientific-Research and Methodical Work.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель статьи – определить потенциал научных библиотек города в информационном обеспечении учреждений научно-образовательного комплекса. С привлечением широкого круга статистических данных охарактеризовано развитие ресурсной базы научных библиотек Новосибирска, в том числе библиотек системы Сибирского отделения Российской академии наук и высших учебных заведений. Показано, как трансформация научно-образовательного пространства воздействует на отдельные направления деятельности научных библиотек. Актуализированы существующие представления о компонентной структуре взаимообусловленных субъектов образовательного пространства. Определён потенциал научных библиотек, охарактеризованы их документные ресурсы с учётом факторов социального характера, влияющих на структуру научно-образовательной среды Новосибирска. Обосновано, что ускорение интеграции ведущих вузов и научных учреждений мотивирует научные библиотеки разного статуса на разработку новых моделей корпоративного взаимодействия. При непропорциональной обеспеченности научных библиотек города информационными ресурсами целесообразны формирование адекватной модели взаимодействия всех участников научно-образовательного процесса и создание на основе использования навигационных инструментов системы информирования о ресурсных возможностях всей конгломерации научных библиотек города. Конвергенция ресурсной базы научных библиотек города может иметь компенсационное значение для информационного обеспечения научной и образовательной деятельности.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 04

УДК: 025.5 – 047.44
Лакизо Ирина Геласиевна - Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций.


Lakizo Irina - Russian Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation, researcher, Scientometrics and Scientific Communications Laboratory.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Изучение информационных потребностей студентов при помощи методов анализа спроса подтвердило результаты социологических исследований о низком уровне удовлетворённости студентов как особой социальной группы информационным обеспечением, предоставляемым крупнейшими библиотеками. Выделен небольшой сегмент – студенты, регулярно посещающие библиотеку и использующие её ресурсы в основном для учебных целей. Высокий уровень удовлетворённости информационных потребностей в этом сегменте связан с получением образования в вузе (выполнением учебных заданий, углублением и закреплением знаний), средний – с развитием личностных качеств и получением навыков, необходимых для успешной учёбы в вузе, низкий – с определением дальнейших учебных и карьерных перспектив и различными аспектами социального взаимодействия. Специальность, на которой обучается студент, влияет на спрос в зависимости от года обучения. Структура спроса на документы общеобразовательной и профессиональной тематики изменяется в зависимости от курса, а хронологические границы обусловлены требованиями образовательных стандартов и рекомендациями преподавателей. Результаты исследования позволяют выдвинуть гипотезу: преимущества крупной библиотеки, привлекающие в неё студентов, – разнообразие новых и доступных учебных пособий и развитие некоторых навыков, необходимых для успешной учёбы, путём посещения обучающих мероприятий и получения консультаций. Сведения о финансировании: работа выполнена по проекту «Научная библиотека региона в условиях меняющейся научно-образовательной среды».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 05

УДК: 021:378-052+378.091.2
Лакизо Ирина Геласиевна - Российский научно-исследовательского институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация, канд. пед. наук, научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций.


Lakizo Irina - Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Researcher, Laboratory for Scientometrics and Scholarly Communications.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Одной из актуальных задач, стоящих перед высшим образованием, являются формирование культуры информационных потребностей (ИП) будущих специалистов и обучение эффективным способам их удовлетворения. Цель статьи – характеристика предметного поля, связанного с современными исследованиями потребностей в академической информации. Был проведён обзор публикаций за 2015–2021 гг., отражённых в БД Scopus и Web of Science. Представлены характеристика документального потока, основные контексты изучения, освещены организационные и методологические аспекты исследований, выявлено влияние базы исследования на изучение иерархии ИП студентов. Названы связи понятия «академические информационные потребности» с ИП, относящимися к учебной деятельности, а также их отличия. Академические ИП обусловлены необходимостью поддерживать успеваемость, адаптироваться к академической работе и будущей карьере, преодолевать трудности, овладевать методами обучения, включаться в студенческую деятельность и академическую жизнь, проживать на кампусе или за его пределами, участвовать в международных программах и др. К внешним факторам, влияющим на формирование, выражение и удовлетворение академических информационных потребностей, отнесены окружающая среда, предметная область, в которой студент получает подготовку, выполняемые им функции и сроки сдачи заданий. К внутренним факторам – уже имеющееся образование, опыт, возраст, личностные и физические особенности, уровень мотивации. Выявлены пробелы, связанные с недостаточной изученностью специфики академических ИП студентов старшего возраста. Сформулированы предложения по формированию культуры академических ИП.

  • Show annotation

  • Ключевые слова