Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Автор: Голубева Наталья Леонидовна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.
Список публикаций автора в eLIBRARY.RU
Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 02
УДК: 02:378
Кудрина Екатерина Леонидовна - Российская государственная библиотека, доктор пед. наук, профессор, руководитель Центра «Корпоративный университет “ЛЕНИНКА”», профессор кафедры «Управление цифровыми ресурсами библиотек, музеев, архивов»,
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий.
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий.
Kudrina Ekaterina - Russian State Library, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of the Center “Corporate University “LENINKA”, Professor of the Chair “Digital Resources Management in Libraries, Museums and Archives”,
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Chair of Library and Bibliographical Work and Information Technologies.
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Chair of Library and Bibliographical Work and Information Technologies.
Strategy of professional interaction in training professionals in the library and information sphere
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Рассмотрена проблема подготовки специалистов библиотек в условиях трансформации современного общества. Названы причины падения имиджа профессии библиотекаря, способы ее сохранения и перспективы развития. Раскрыты предпосылки модернизации библиотечной профессии и современной библиотеки в контексте развития библиотечной высшей школы на основе конвергенции наук, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблемы востребованности и перспективности библиотечной профессии, социально-экономической эффективности библиотечной деятельности изучены с учетом функциональных связей триады «библиотека–вуз–наука». Переход к новой образовательной парадигме в библиотечно-информационной сфере рассмотрен на фоне развития инновационной деятельности библиотеки, реализации национального проекта «Культура» (2019–2024 гг.). Особое внимание в характеристике взаимодействия вуза и библиотеки уделено подготовке к проектной деятельности бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС 3++). Проектная деятельность раскрыта как инструмент социокультурного проектирования с помощью инновационных библиотечно-информационных средств. Подчеркнуто: стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы развивается в рамках проблемного поля, отражающего противоречия между социокультурной парадигмой высшего образования и прагматикой рынка интеллектуального труда, между шкалой оценок профессионального труда вузом и рынком.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 07
УДК: 028
Грушевская Наталия Витальевна - Краснодарский государственный институт культуры, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий,
Финогина Лилия Сергеевна - Краснодарский государственный институт культуры, канд. пед. наук, заведующая кафедрой библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий,
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий.
Финогина Лилия Сергеевна - Краснодарский государственный институт культуры, канд. пед. наук, заведующая кафедрой библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий,
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий.
Grushevskaya Nataliya - Krasnodar State Institute of Culture, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer, Chair for Library and Bibliographic Activities and Information Technologies,
Finogina Liliya - Krasnodar State Institute of Culture, Cand. Sc. (Pedagogy), Head, Chair for Library and Bibliographic Activities and Information Technologies,
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Library and Bibliographic Activities and Information Technologies.
Finogina Liliya - Krasnodar State Institute of Culture, Cand. Sc. (Pedagogy), Head, Chair for Library and Bibliographic Activities and Information Technologies,
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair for Library and Bibliographic Activities and Information Technologies.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Представлены результаты исследования, посвящённого применению стратегии чтения студентами информационно-библиотечного факультета. Разработанная методика базируется на видах чтения (по цели и способам) и информационных ресурсах, необходимых для каждого из них. Виды «чтения в целях образования» в рассматриваемой стратегии располагаются в зависимости от их приоритетности: для студентов бакалавриата на первом месте – учебное, затем – общекультурное, самообразовательное, научное и досуговое чтение; для студентов магистратуры – научное, учебное, самообразовательное, общекультурное и досуговое чтение. Выявлено, что дифференциация чтения в целях образования выступает условием реализации стратегиального подхода в процессе формирования читательской компетентности будущего библиотекаря, позволяет успешно овладеть всеми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, развития целостной системы подготовки библиотечных кадров на единой концептуальной основе. В статье раскрыта методика работы с видами чтения отдельно для студентов бакалавриата и магистратуры. Приведены результаты эксперимента контрольных и экспериментальных групп студентов. Особое внимание уделено взаимосвязи видов чтения с формируемыми компетенциями, необходимыми будущим библиотечным специалистам. Сделан вывод: применение студентами стратегии чтения существенно повышает уровень овладения компетенциями и способами работы с образовательной информацией.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 08
УДК: 021
Дулатова Анна Николаевна - Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Российская Федерация, доктор пед. наук, проф., профессор кафедры документоведения и проектной деятельности; заслуженный работник культуры РФ,
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Российская Федерация, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий; заслуженный работник культуры Республики Калмыкия.
Голубева Наталья Леонидовна - Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Российская Федерация, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий; заслуженный работник культуры Республики Калмыкия.
Dulatova Anna - Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation, Dr. Sc. (Pedagogy), Prof.; Professor, Department of Documentation and Project Management,
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Professor, Department of Library and Information Services and Information Technology.
Golubeva Natalya - Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor; Professor, Department of Library and Information Services and Information Technology.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Статья посвящена вопросам библиотековедческих исследований конвергенции наук как способа формирования целостного научного мировоззрения времени революционных трансформаций. Проблемы сближения и взаимодействия наук рассмотрены в историческом контексте дихотомических процессов «инновации традиции» и «интеграция дифференциация». Выявлены предпосылки формирования конвергентного подхода в прошлом и настоящем теории библиотековедения, а также особенности сближения и взаимодействия наук гуманитарной сферы. С позиций синергетического мировоззрения проанализировано положение о том, что целью конвергенции наук должен стать глобальный эволюционизм, поскольку главные исследовательские задачи ориентированы на конвергентную эволюцию. Предложены алгоритм исследований конвергенции библиотековедения и содержание научного инструментария; разработана структура уровней сближения и взаимодействия библиотековедения с гуманитарными и негуманитарными науками и технологиями. Выявлена специфика связей библиотековедения с другими науками на разных уровнях конвергенции. Обосновано значение теоретического осмысления библиотековедением принципа техно-гуманитарного баланса в конвергентной эволюции во избежание зависимости культуры от технологий, когда растущий технологический потенциал превышает культурный. Проведён пилотный анализ актуальной проблематики теории библиотековедения в последнее пятилетие. Показано, какой вклад может внести библиотековедение в конвергентную эволюцию культур.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼