Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Клюев Владимир Константинович. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.

Список публикаций автора в eLIBRARY.RU



Научные и технические библиотеки: Год: 2017, Номер: 04

УДК: 02:37
Клюев Владимир Константинович - МГИК, канд. пед. наук; профессор; заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК; почётный работник высшего профессионального образования.


Kluev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow Oblast, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information Library Services Management Chair, Moscow State Institute of Culture.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Отражён широкий спектр актуальных проблем в области вузовской подготовки библиотечных специалистов. Обсуждение этих проблем состоялось на межрегиональном дискуссионном «круглом столе» в рамках специальных мероприятий Двадцатой международной конференции «LIBCOM-2016». Среди наиболее значимых выделены модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов и трансформация модели отраслевого обучения, интеграция образовательных и профессиональных стандартов, формирование системы базовых универсальных и общепрофессиональных компетенций, задачи профессиональной деятельности выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры и др. Охарактеризована современная система подготовки библио­течных кадров, изложены ключевые новации модернизированных профильных ФГОСов ВО 3+. Представлены тренды будущей стандартизации в сфере профессионального образования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 04

УДК: 02:378
Клюев Владимир Константинович - МГИК, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета; почётный работник высшего профессионального образования РФ,
Ивина Карина Владимировна - МГИК, канд. пед. наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета МГИКа.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor Library and Information Activities, Moscow State Linguistic University,
Ivina Karina - Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Dean, Social and Humanitarian Faculty, Moscow State Institute of Culture.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 06

Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Kluev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information Library Services Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor, Library and Information Work Chair, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлен обзор проблематики и охарактеризованы участники межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Н. С. Карташова (1928-2011) - выдающегося деятеля библиотечной науки и практики, известного учёного-библиотековеда, крупного организатора библиотечного дела, заслуженного работника культуры СССР. Н. С. Карташов впервые обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. На конференции объективировалось значение личности и научных идей Н. С. Кар­ташова в контексте современного библиотековедения. Акцент был сделан на характеристике Н. С. Карташова как учёного, управленца и педагога. В проблемно-дискуссионных, постановочных и практико-ориентированных докладах рассматривались теоретико-методологические и методические аспекты заявленной тематики. Особый интерес вызвало осмысление в современном контексте предложенного и обоснованного Н. С. Карта­шовым термина «региональное библиотековедение», а также изложенные возможности использования этой актуальной концепции в отраслевом образовании и библиотечной практической деятельности. Конференция отличалась обширным блоком стендовых докладов, в которых раскрыты вклад Н. С. Карташова в библиотечное дело и библиотековедение, в том числе методологические подходы и теоретические инструменты регионального библиотековедения, концепции библиотечного управления на основе функционального моделирования, модернизации системы территориального библиотечного обслуживания и др.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 02

УДК: 02:378
Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor, Library and Information Activities Chair, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-инфор­мационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 07

УДК: 026.06:378
Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета; почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Chair for Information and Library Activities Management; Professor, Department for Library and Information Activities, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрен структурно-содержательный аспект вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в области проектного менеджмента и социокультурного проектирования. Представлены формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования универсальные, общепрофессиональные и профессиональные проектные компетенции, предусмотренные действующими федеральными государственными образовательными стандартами и официальными проектами примерных основных образовательных программ, обозначены базовые индикаторы их достижения. Охарактеризованы преподаваемые в Московском государственном институте культуры профильные библиотековедческие учебные дисциплины «Проектный практикум» (бакалавриат) и «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» (магистратура): объективированы проблематика и круг образовательных задач, выделены формируемые компетенции и обозначены индикаторы подтверждения их освоения. «Проектный практикум» ориентирован на формирование проектной культуры будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности с учётом актуальных направлений социокультурного проектирования и возможностей библиотек. Основные виды контактной работы со студентами – практические занятия, в том числе индивидуализированные и мелкогрупповые. Большое место отведено внеаудиторной самостоятельной работе над материалом учебного курса. Магистерская дисциплина «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» нацелена на дальнейшее освоение фундаментальных и прикладных аспектов проектного знания. Проблемные лекции оптимально сочетаются с тематическими дискуссионными семинарами, позволяющими дать стройную систему научных знаний по дисциплине, сформировать у студентов научный подход к проектной деятельности библиотек. Важное место в процессе изучения курса занимают групповые и индивидуализированные задания в рамках аудиторных и внеаудиторных (в том числе выездных) практических занятий, а также активная самостоятельная поисковая деятельность студентов. Сделан вывод: есть достаточная учебно-методическая база для формирования у студентов в рамках двухуровневого обучения комплексных проектных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; существует логическая преемственность специальной проектной под-готовки студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 08

УДК: 02(470+571)(092)
Клюев Владимир Константинович - Московский государственный институт культуры, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета; почётный работник высшего профессионального образования РФ.


Klyuev Vladimir - Moscow State Institute of Culture, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Chair for Information and Library Activities Management; Professor, Department for Library and Information Activities, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлена масштабность личности и профессиональной деятельности выдающегося отечественного библиотековеда и организатора высшего библиотечно-информационного образования в нашей стране, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР, заведующего кафедрой библиотековедения Московского государственного института культуры (с 1960 по 1998 г.) Константина Ивановича Абрамова, участника Великой Отечественной войны. Охарактеризован вклад К. И. Абрамова в отраслевую науку и практику подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации, реализованную в Московском государственном институте культуры, где он активно выступал за сочетание в подготовке специалистов высшей квалификации стабильных базовых библиотековедческих дисциплин и новых динамичных модулей, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников и их деловую самореализацию. В своих выступлениях и публикациях К. И. Абрамов обосновал приоритетность изучения библиотеки как социального института. Отмечено влияние этого учёного на развитие перспективных направлений теоретических и прикладных библиотековедческих исследований, а также на профессиональное становление членов его научной школы и коллег. Автор, будучи учеником К. А. Абрамова, подчёркивает его особое влияние и воздействие на собственную научную деятельность и профессиональную судьбу.

  • Show annotation

  • Ключевые слова