Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Мухаметшин Рамис Рустамович. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 04

УДК: 001.811
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, заведующий информационно-редакционным отделом,
Асылгараева Гульшат Шарипзяновна - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. ветеринар. наук, старший научный сотрудник информационно-редакционного отдела.


Mukhametshin Ramis - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Head, Information and Editorial Department,
Asylgaraeva Gulshat - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Veterinary), Senior Researcher.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлены результаты анализа наукометрических показателей журнала «Поволжская археология», собранных в базах данных Web of Science, Scopus и РИНЦ. Для выявления позиции журнала в системе периодических изданий по направлению «Археология» и определения перспектив его вхождения в БД Web of Science полученные результаты исследования сопоставлены с результатами анализа авторитетных русскоязычных научных журналов, наиболее близких по тематике исследований. Построены рейтинги выборки журналов по основным наукометрическим показателям Scopus и РИНЦ. Рассмотрены позиции исследуемого журнала в построенных рейтингах. По системе Web of Science получен показатель «скрытой цитируемости» журнала. Показана динамика развития журнала в исследуемых базах данных. Проведён анализ статей, опубликованных в журнале в 2015–2019 гг., на предмет территориальной принадлежности публикаций. В результате исследования представлены основные позиции журнала в общероссийском и мировом контексте, позволяющие предполагать, что журнал «Поволжская археология» имеет высокие стартовые позиции при включении в Web of Science.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 11

УДК: 001.811
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Российская Федерация, заведующий информационно-редакционным отделом,
Абдуллин Халим Миннуллович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Российская Федерация, канд, ист, наук, старший научный сотрудник.


Mukhametshin Ramis - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russian Federation, Head, Department of Information and Editorial Work,
Abdullin Khalim - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russian Federation, Cand. Sc. (History), Senior Researcher.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлен анализ наукометрических показателей и рейтингов русскоязычных научных журналов по направлению «Археология», предоставляемых системой РИНЦ. Список исследуемых журналов составлен на основе перечня рецензируемых изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук по направлению 07.00.06 – Археология (исторические науки). Из базы данных РИНЦ по полученной выборке журналов выделены основные показатели и построены рейтинги по Science Index (SI), результатам общественной экспертизы и пятилетнему импакт-фактору. В ходе анализа выявлены журналы с высоким импакт-фактором и с низкой позицией в рейтинге SI; установлено полное несоответствие рейтинга SI за 2019 г. и рейтинга по результатам общественной экспертизы. По итогам исследования авторы статьи предлагают внести изменения в методику расчёта интегрального показателя SI научного журнала: аккумулировать рейтинги и добавлять специальные выравнивающие коэффициенты для журналов узкой направленности; вычислять показатели, используя уточнённый рубрикатор.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 02

УДК: 37:004+02:37
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Российская Федерация, заведующий информационно-редакционным отделом; аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры.


Mukhametshin Ramis - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russian Federation, Head, Information and Editorial Department; postgraduate, The Department of library and the information activity and the intellectual systems, Kazan State Institute of Culture.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представлены некоторые результаты изучения отношения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», к методам и формам электронного обучения и дистанционным образовательным технологиям. Для достижения цели исследования в мае 2021 г. автором проведено анкетирование студентов, обучающихся по данному направлению в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ. Более высокая вовлечённость при работе с технологиями электронного и дистанционного обучения отмечена у студентов, обучающихся по программе магистратуры. Автор связывает это с тем, что для самостоятельной работы магистров отведено больше времени, и они уже обладают универсальной компетенцией «способность к самоорганизации и самообразованию». Установлено использование большого количества (возможно излишнего) информационных систем и социальных сетей при проведении итоговой и промежуточной аттестаций и при передаче знаний с использованием дистанционных образовательных технологий обучения. В заключительной части исследования показано, что абсолютное большинство респондентов (75,7% бакалавров и 81,5% магистров) считают необходимым применение технологий электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе. Исследование позволило точнее оценить современные тренды непрерывного библиотечно-информационного образования и определить возможные проблемы его развития в условиях цифровой трансформации образования и культуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 04

УДК: [378.6:02]: [37.018.43:004]
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, заведующий информационно-редакционным отделом; аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, Республика Татарстан,.


Mukhametshin Ramis - A. Kh. Khalikov Institute of Archaeology of Tatarstan Academy of Sciences, Head, Information and Editorial Department; postgraduate, The Department of library and the information activity and the intellectual systems, Kazan State Institute of Culture, Republic of Tatarstan, .


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешних методов и форм электронного обучения с применением ДОТ имеются практически во всех ЭИОС и их использование более логично благодаря возможности сохранения и тиражирования результатов их применения. Образовательным учреждениям для увеличения эффективности организации обучения с внедрением методов и форм электронного обучения с применением ДОТ необходимо минимизировать использование внешних систем и рассмотреть возможность внедрения массовых открытых онлайн-курсов при организиции обучения.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 05

УДК: 026:001.32(470) + 023.5
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, заведующий информационно-редакционным отделом; старший преподаватель Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация,
Галяутдинов Марат Ильдарханович - Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, кандидат физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры информационных систем, технологий и киберспорта.


Mukhametshin Ramis - A. Khalikov Institute of Archeology, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Head; Senior Lecturer, Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation,
Galyautdinov Marat - Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Physics & Mathematics), Assoc. Prof., Associate Professor, Information Systems, Technologies and eSports Chair.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Для удовлетворения информационных потребностей научных сотрудников специалистам академических библиотек необходимо совершенствовать свои знания, исходя из современных, непрерывно возникающих требований к профессии. В статье представлены результаты анкетирования 227 научных сотрудников академических учреждений. Опрос, проведённый в июне 2023 г., был призван выявить наиболее востребованные компетенции библиотечных специалистов академических библиотек. Выявлена прямая корреляция между частотой пользования услугами академической библиотеки и размером организации, в рамках которой она функционирует: чем меньше учреждение, тем чаще исследователи пользуются услугами библиотеки вне зависимости от направления деятельности учреждения. Подтверждается, что услуги академических библиотек остаются востребованными в научной среде. Научные сотрудники в возрасте до 23 лет пользуются услугами библиотеки интенсивнее других возрастных групп. Установлено, что научное сообщество ждёт от библиотечных специалистов освоения компетенций, связанных с работой в издательских системах, реферативных базах данных и новых информационных системах/веб-сервисах.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2025, Номер: 01

УДК: [377.018.43:004]:02
Савич Людмила Ефимовна - Казанский государственный институт культуры, Республика Татарстан, Казань, Российская Федерация, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Мухаметшин Рамис Рустамович - Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук, Республика Татарстан, Казань, Российская Федерация, заведующий информационно-редакционным отделом; старший преподаватель Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Республика Татарстан, Казань, Российская Федерация; главный специалист Института развития профессионального образования, Республика Татарстан, Казань, Российская Федерация.


Savich Lyudmila - Kazan State Institute of Culture, Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation, Dr. Sc. (Pedagogy), Prof., Professor, Library and Information Activities and Intellectual Systems Chair,
Mukhametshin Ramis - A. Khalikov Institute of Archeology, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation, Head, Information and Editorial Department; Senior Lecturer; Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation; Chief Specialist, Institute for Professional Education, Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного библиотечного образования становятся всё более востребованными. В связи с этим предполагается поиск новых организационных и методических решений, их постоянное совершенствование в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. В качестве критериев оценки эффективности методик предлагается рассматривать предпочтения обучающихся. В статье представлены результаты анкетирования сотрудников библиотек, проходивших обучение в 2023 г. по программам повышения квалификации в рамках федерального проекта «Творческие люди». Результаты опроса сопоставлены с результатами аналогичного опроса 2017 г. Представлено, как изменились предпочтения слушателей в сфере организации учебного процесса.

  • Show annotation

  • Ключевые слова