Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Мелентьева Юлия Петровна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 04

УДК: 001.32(470+571)
Мелентьева Юлия Петровна - Научный и издательский центр «Наука» РАН, доктор пед. наук, профессор, заведующая отделом проблем чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заслуженный работник культуры.


Melentyeva Yuliya - Reading Studies, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Department for Reading Studies, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Дано определение понятия «цифровое чтение». Доказано, что цифровое чтение является естественной стадией эволюции чтения как цивилизационного процесса. Утверждается, что, будучи оборотной стороной письменности, чтение отражает все изменения, происходящие с ней на протяжении пяти тысяч лет существования. Менялись практики письменности - менялось и чтение. Сегодня, когда письменность всё больше цифровизуется и приобретает черты медийности, модифицируется и цифровое чтение. Отмечено, что значительное распространение оно получило в сфере образования и обучения. Во-первых, потому что сфера образования сегодня активно цифровизуется, а во-вторых, - в основе образования, обучения всегда лежит текст (а значит, и чтение). Рассмотрены как достоинства, так и риски цифрового чтения, особенно при чтении гипертекста. Утверждается, что овладевать цифровым чтением обучающемуся должен помогать компетентный взрослый. В связи с этим библиотеки (особенно детские, школьные, учебные), работающие в цифровой среде, начитают играть важную роль. Подчёркнуто, что важнейшая задача сегодня - подготовка специалистов, которые смогут научить использовать не только цифровые ресурсы и технологии, но и новую медийную письменность, раскроют возможности традиционного и возможности и риски цифрового чтения.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 11

УДК: 028(03)
Мелентьева Юлия Петровна - Научный и издательский центр «Наука» РАН, Москва, Россия, доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая отделом проблем чтения; сопредседатель Научного совета по проблемам чтения РАО, заслуженный работник культуры РФ.


Melentyeva Yulia - Scientific and Publishing Center “Nauka” of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Head, Department for Reading Studies; Co-Chair, Research Council on Reading of Russian Academy of Education, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Moscow.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рец. на кн.: Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.-корр. РАО Ю. П. Мелентьевой. – Москва : Наука, 2021. – 448 с. – ISBN 978-5-6046447-1-3. Издание энциклопедического словаря по чтению предпринимается в России впервые. Его цель – обобщить накопленное знание о феномене чтения в различных научных областях (философии, психологии, педагогике, филологии, книговедении, библиотековедении, физиологии и др.) и представить его в концентрированном виде, что позволит увидеть чтение в его подлинном масштабе – как фундамент, наряду с письменностью, всей цивилизации, как необходимую составляющую политического, экономического, гуманитарного развития любого государства, как важнейшую основу полноценного развития каждой личности. В словарь включена 371 дефиниция, раскрывающая различные аспекты чтения как научного понятия. Издание предназначено для научных работников, преподавателей, учителей, библиотекарей, аспирантов, студентов, а также для всех тех, кто видит в чтении «неоценимое сокровище» как для отдельного человека, так и для человечества в целом.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 12

УДК: 028:008 + 021.2
Мелентьева Юлия Петровна - Научный и издательский центр «Наука» РАН, Москва, Российская Федерация, доктор пед. наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующая отделом проблем чтения; заслуженный работник культуры.


Melentyeva Yulia - Reading Studies Department, “Nauka” Research and Publishing Center, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Member, Russian Academy of Education; Head.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Переосмысление традиционных задач изучения чтения связано, прежде всего, с необходимостью формирования более глубокого представления о чтении как явлении глобального, цивилизационного характера. Реальный масштаб чтения, вполне сопоставимый с масштабом и ролью письменности, позволяет говорить о его социальной силе, под которой понимается сила влияния. Автор выделяет два уровня проявления социальной силы чтения: на уровне филогенеза (на уровне отдельной личности) и на уровне онтогенеза (на уровне человечества, определённой его части – социальной группы, отдельного национального сообщества, коллектива и т. д.). Изучение чтения в России, несмотря на большой, накопленный более чем за двести лет исследований, эмпирический материал, носит односторонний характер. Это объясняется преобладанием социологических методов исследования, в основном дающих представление о внешних проявлениях чтения. Автор статьи намечает следующие задачи в исследовании чтения: изучение влияния чтения (его социальной силы) на формирование отдельной личности в течение жизни (для этого необходимо проведение глубоких комплексных лонгитюдных исследований с привлечением психологических, педагогических и др. методов); изучение социальной силы чтения в преобразующихся средах различного масштаба (от семьи, школьного класса, коллектива до региона и всей страны).  Необходимо объединение исследователей различных специальностей, использование комплекса современных научных методов. Такая постановка проблемы позволит увидеть действительную силу чтения, оценить степень его социального влияния.

  • Show annotation

  • Ключевые слова