Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Цветочкина Ирина Анатольевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 05

УДК: 026.06
Барышев Руслан Александрович - Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск), канд. филос. наук, доцент, директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск),
Бабина Ольга Ивановна - Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск), директор Ресурсного центра библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск),
Манушкина Маргарита Михайловна - Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск), канд. пед. наук, доцент института педагогики, психологии Сибирского федерального университета (Красноярск),
Цветочкина Ирина Анатольевна - Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск), канд. ист. наук, доцент, доцент Института управления бизнес-процессов и экономики Сибирского федерального университета (Красноярск).


Baryshev Ruslan - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Philosophy), Director, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University,
Babina Olga - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Director of Resource Center, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University,
Manushkina Margarita - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Institute for Pedagogy and Psychology, Siberian Federal University,
Tsvetochkina Irina - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (History), Associate Professor, Institute for Business Management and Economy, Siberian Federal University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Библиотека университета представлена как сложная система, включающая в себя элементы с различными свойствами. Как и в любой системе, структурное изменение неизбежно отражается на всех её компонентах. В статье раскрыт механизм опережения запроса, представлены сервисы, которые могут работать по этой технологии. Дано определение понятия «активная библиотека университета» - информационное классическое или сетевое обслуживание читателя на любом носителе на базе сервисов опережения запроса. Предложена классификация сервисов активной библиотеки по двум признакам: направлениям деятельности библиотеки (библиотечные, научные и учебные) и способам получения информации (традиционные; традиционные, реализованные онлайн, и сервисы опережения запроса). Проанализирована структура ядра активной библиотеки, включающая три равнозначных элемента: базовый, промежуточный и интеллектуальный. Рассмотрена схема работы активной библиотеки. Отмечено, что вместе с запрашиваемым источником она может предлагать читателю целый комплекс дополнительных услуг: рецензии на работу, список публикаций автора запрашиваемого документа, сведения о цитируемости его работ, перечень других работ по данной тематике и др. На основе представленной классификации, структуры ядра и схемы работы построена модель активной библиотеки университета.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 04

УДК: 027.7
Барышев Руслан Александрович - Сибирский федеральный университет, Красноярск, канд. филос. наук, доцент, директор библиотечно-издательского комплекса,
Бабина Ольга Ивановна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, директор Ресурсного центра библиотечно-издательского комплекса,
Манушкина Маргарита Михайловна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, канд. пед. наук, доцент, доцент Института педагогики, психологии и социологии,
Цветочкина Ирина Анатольевна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, канд. ист. наук, доцент, доцент Института управления бизнес-процессами и экономики.


Baryshev Ruslan - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Cand. Sc. (Philosophy), Director, Library and Publishing Complex,
Babina Olga - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Director, Resource Center, Library and Publishing Complex,
Manushkina Margarita - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Institute for Pedagogy, Psychology and Sociology,
Tsvetochkina Irina - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Cand. Sc. (History), Associate Professor, Institute for Business Processes Management and Economics.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Современная библиотека должна быть информационным центром, в котором сосредоточены мировые информационные ресурсы. Основные задачи библиотеки – формирование, хранение, систематизация ресурсов и предоставление их пользователям. Библиотека рассмотрена как система: с одной стороны, на нее влияют как внешние, так и внутренние факторы, с другой – как самостоятельный элемент она оказывает влияние на развитие информационно-образовательной среды университета. Электронная библиотека располагает обширным спектром услуг для успешного развития образовательной и научно-исследовательской деятельности университета. Соответственно, образовательная стратегия университета должна быть ориентирована на обеспечение перехода к инновационной модели, которая предусматривает опережающее развитие системы образования. Цель этого – подготовить человека к жизнедеятельности в обществе, где определяющую роль играют интеллектуальные ресурсы и инновации. Библиотека должна использовать принцип проактивности для разработки программы стратегического развития не только библиотеки, но и университета в целом. Университетская библиотека представлена как сложная система, включающая в себя элементы различных свойств и различной сложности, на которые оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды. Проанализированы возможности, которые предоставляет электронная библиотека своим пользователям. Утверждается понятие «активная библиотека университета» как система информационного обслуживания читателей на основе классических и сетевых форм обслуживания и на базе сервисов опережения запроса. Рассмотрен механизм активизации электронной библиотеки посредством избирательного распространения информации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 03

УДК: 025.5:[005.591:005.21]025.5:004.77
Барышев Руслан Александрович - Сибирский федеральный университет, Красноярск, канд. филос. наук, доцент, проректор по научной работе,
Цветочкина Ирина Анатольевна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, канд. ист. наук, доцент, доцент Института управления бизнес-процессов и экономики,
Касянчук Елена Николаевна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, доцент научной библиотеки Библиотечно-издательского комплекса,
Бабина Ольга Ивановна - Сибирский федеральный университет, Красноярск, эксперт Департамента науки и инновационной деятельности .


Baryshev Ruslan - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Vice-Rector for Research,
Tsvetochkina Irina - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, Cand. Sc. (History), Associate Professor, Institute for Business Processes Mana¬gement and Economics,
Kasyanchuk Elena - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, Associate Professor, Director, Library and Publishing Complex,
Babina Olga - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, Expert, Department of Science and Innovation.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена цифровизацией всех отраслей хозяйства и социальной сферы, что ставит перед обществом новые задачи. Библиотеки вузов перестраивают свою работу и переводят основные направления библиотечной деятельности в дистанционный формат. С переходом на удалённую работу в период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией COVID-19, библиотеки акцентировали своё внимание на дистанционном обслуживании пользователей. В связи с полным переходом на дистанционный формат обслуживания перед библиотекой встала проблема модернизации бизнес-процессов. В статье представлен опыт Научной библиотеки Сибирского федерального университета; рассмотрен процесс обслуживания пользователей университетской библиотеки в новом формате. Анализируется система ИРИ и ДОР на новом уровне. Представлена проактивная модель библиотеки, под которой понимается процесс информационного обслуживания читателей в любой форме и на любом носителе на основе классических и сетевых форм обслуживания на базе сервисов опережения запроса. Представленные в статье материалы позволяют сотрудникам и пользователям библиотеки по-новому выстроить взаимодействие между библиотекарем и читателем, расширить возможности библиотеки. Предложенная авторами технология позволяет на основе сервисов опережения запросов читателей выходить за рамки их потребностей и создавать зону ближайшего развития интересов. Статья представляет собой авторское осмысление происходящей цифровой трансформации деятельности вузовских библиотек.

  • Show annotation

  • Ключевые слова