Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Заруба Наталья Андреевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 07

УДК: 021.4+023.5
Кудрина Екатерина Леонидовна - Российская государственная библиотека, доктор пед. наук, профессор, руководитель Центра мониторинга образовательных программ; профессор Государственного университета управления, заслуженный работник культуры РФ,
Бычков Лев Дмитриевич - Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, ведущий специалист Департамента библиотечных и музейных сервисов «BiblioSience»,
Заруба Наталья Андреевна - Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва, Кемерово, Российская Федерация, доктор социол. наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления.


Kudrina Ekaterina - Russian State Library, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Center for Academic Programs Monitoring; Professor, State University of Management, Moscow, Russian Federation,
Bychkov Lev - Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Leading Specialist, Department for Library and Museum Services “BiblioScience”,
Zaruba Natalya - T. F. Gorbachev State Technical University, Kemerovo, Russian Federation, Dr. Sc. (Sociology), Professor, Head, Department for State and Municipal Management.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье представлен анализ научно-практических публикаций по актуальной для современного российского общества проблеме – несоответствия между назначением библиотеки как социального инcтитута и возлагаемой на неё миссией и характером её реализации. Цель статьи – актуализация проблемы, связанной с ролью библиотеки как социального института, привлечение внимания к ней исследователей из различных областей знания, развитие научного интереса к формированию профессиональных компетенций специалистов социально-культурной сферы, включая библиотеки. Авторы предлагают развивать уровень управления таким социальным институтом, как библиотека, повышать качество его деятельности. Специфика исследования предопределила использование общенаучных методов анализа и сравнения применительно к существующим нормативно-правовым и концептуальным документам учреждений культуры. В основе исследования – компетентностный и системный научно-методологические подходы. Отбор и изучение эмпирических данных выявленных источников осуществлялись при помощи методов сравнительного анализа, а также элементов системного анализа. Научно-практическая новизна статьи заключается в выявлении роли библиотеки как социального института, переживающего трансформацию и активную цифровизацию. Ключевые функции многих социальных институтов (образования, культуры, семьи и т. д.) деформируются, их миссии и роль изменяются и утрачиваются. С одной стороны, это вызвано хаотичностью и бессистемностью трансформационных процессов, а с другой – ослаблением системы управления социальными институтами и усилением системы управления бизнесом и экономическими процессами. Сегодня, несмотря на реализацию ряда национальных программ, проблемы социальных систем отражаются на экономике, финансах, экологии и т. д. В современных социально-экономических реалиях российского общества, характеризующегося трансформацией и активной цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, необходимо регулировать функции социальных систем и их компонентов. Анализ показал, что библиотеки как социальный институт утрачивают свою миссию, бессистемные и хаотичные трансформационные процессы вызывают перекосы и наносят вред. Социальные системы «принижают» уровень реализации социальных функций библиотек, что подтверждается анализом нормативно-правовых и концептуальных актов организаций социально-культурной сферы. Один из путей решения выявленной проблемы – укрепление системы управления библиотекой как социальным институтом и повышение профессионализма кадров.

  • Show annotation

  • Ключевые слова