Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Рыхторова Анна Евгеньевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 12

УДК: 025.11
Рыхторова Анна Евгеньевна - ГПНТБ СО РАН, младший научный сотрудник.


Rykhtorova Anna - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Junior Researcher.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В последние десятилетия библиотекам приходится всё чаще доказывать ценность своего персонала, услуг и существования в целом как для учредителей, так и для пользователей, изменивших своё информационное поведение. Ключ к успеху заключается в гибкости внутренней среды библиотеки, а также в способности прогнозировать, использовать изменения во внешней, управлять ими. Во многом это зависит от наличия у библиотеки маркетинговой политики – понимания как её необходимости, так и принципов её реализации. В начале 2019 г. специалисты ГПНТБ СО РАН провели масштабный опрос «Современные тенденции развития ресурсов библиотек в веб-пространстве», в котором приняли участие 23 академические, 152 вузовские, 3 детские, 7 юношеских, 13 детско-юношеских и 89 публичных библиотек из 23 стран мира. В статье представлена часть этого исследования, рассмотрены вопросы организации маркетинговых подразделений в библиотеках мира. Подчёркнута необходимость маркетинговой работы и определения общих векторов развития библиотек в этом направлении. Результаты исследования показали, что и при наличии понимания важности маркетинговой деятельности и единой концепции (маркетинговой политики) для привлечения аудитории библиотеки не всегда готовы выделять дополнительные (в частности трудовые) ресурсы для их практической реализации. Для российских библиотек характерна координируемая концепция продвижения, которая вводится администрацией, а зарубежные библиотеки в основном предоставляют своим подразделениям возможность самостоятельно выбирать, как продвигать свои услуги, ресурсы и мероприятия. Существование единой координируемой администрацией концепции продвижения не всегда приводит к обязательной системности маркетинговой работы. В тех библиотеках, которые отметили наличие координируемой концепции, специальное подразделение по продвижению отсутствует реже. С этой точки зрения единая концепция способствует осознанию руководством необходимости маркетинговых усилий.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 09

УДК: 021+001.92
Рыхторова Анна Евгеньевна - ГПНТБ СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация, младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки.


Rykhtorova Anna - State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, Junior Researcher, Department of Open Science Studies.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Современная открытая наука представляет собой экосистему, включающую такие составляющие, как открытое научное знание, научная инфраструктура, диалог с другими системами знаний и участие социальных акторов. Последнее наиболее ярко выражено через концепцию широкого участия общественности в научных исследованиях – концепцию гражданской науки. Несмотря на ориентацию библиотеки на первые две составляющие, что обусловлено её информационными функциями, она также может найти возможность встроиться в экосистему открытой науки путём коллаборации с проектами гражданской науки. Однако в России такие проекты не получили широкого распространения, что существенно сужает горизонты открытой науки как таковой. Цель данной статьи – проанализировать возможности вхождения библиотек в экосистему открытой науки посредством поддержки открытого участия в науке социальных акторов. В статье описываются препятствия, стоящие на пути развития гражданской науки как части экосистемы открытой науки и вхождения библиотек в неё. Так, слабая развитость гражданской науки в России частично может быть связана со слабым распространением научного мышления в ненаучных сферах жизни, а также закрытостью научного сообщества и его малой заинтересованностью в установлении связей с массовой аудиторией. Результаты анализа 431 сайта российских НИИ демонстрируют, что лишь около 42% из них принимают действительное участие в популяризаторской деятельности. Кроме того, наблюдаются затруднения в распространении среди методических материалов НИИ рекомендаций, связанных с открытой и гражданской наукой. Соответственно, резкий переход к коллаборации с гражданской наукой для отечественных библиотек представляется затруднительным. В качестве первого шага предлагается серьёзная работа по популяризации как науки и научного мышления в целом, так и открытой науки, а в её контексте – гражданской науки в частности, которая будет направлена не только на общество, но и на учёных.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 07

УДК: 025.5:002.1-028.27+001.92
Рыхторова Анна Евгеньевна - ГПНТБ СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация, младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки.


Rykhtorova Anna - State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, Junior Researcher, Department of Open Science Studies.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В научном сообществе преобладает заинтересованность в инициативах открытого доступа (ОД), а не в открытой науке в целом. Указано на недостаточное методическое обеспечение научных кадров материалами, связанными с организацией исследований в рамках открытой науки, этике проведения исследований в рамках гражданской науки и иными составляющими открытого научного знания и участия социальных акторов. В связи с этим объясняется текущая актуальность интенсификации усилий по продвижению открытой науки как экосистемы. Результаты анализа предлагают три основных блока, группирующих деятельность библиотеки в рамках открытой науки: методическая поддержка и образование; массовая работа и маркетинг; работа с правовой и бизнес-информацией. В зависимости от структуры и кадрового потенциала библиотеки работу по каждому из направлений можно как разделить по подразделениям – от методических отделов и отделов массовой работы до центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), – так и выборочно сосредоточить в одном. Кроме того, частичное пересечение таких блоков выделяется в деятельность по интеграции библиотеки в исследовательский процесс. Первым шагом по продвижению открытой науки как целого является разработка платформы «Библиотека для открытой науки», выполняемая отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН с 2022 г. Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки», код FWZE-2022-0008.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 10

УДК: [001.83:01] – 047.44
Малышева Александра Валерьевна - Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация, младший научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций,
Рыхторова Анна Евгеньевна - ГПНТБ СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация, младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки,
Блинов Павел Юрьевич - Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация, канд. техн. наук, старший научный отрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций,
Гуськов Андрей Евгеньевич - Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация, канд. техн. наук, заведующий лабораторией наукометрии и научных коммуникаций.


Malysheva Aleksandra - Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Junior Researcher, Laboratory for Scientometrics and Scholarly Communications,
Rykhtorova Anna - State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, Junior Researcher, Department of Open Science Studies,
Blinov Pavel - Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Senior Researcher, Scientometrics and Science Communications Laboratory,
Guskov Andrey - Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Engineering), Head, Laboratory for Scientometrics and Scholarly Communications.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: На сегодняшний день подготовка научных обзоров не является сильной стороной российских исследователей. Во многом это связано с недостаточной сформированностью исследовательской компетентности студентов-магистров, в частности, с поисково-аналитическими компетенциями, соответствующими действенно-операционному компоненту компетентности. Для выхода из сложившейся ситуации в качестве основы обучения специалистов предлагается разработанная и успешно апробированная ранее методика подбора публикаций для подготовки научных обзоров, состоящая из пяти этапов: построение стартовой выборки, её расширение, усечение, анализ и финальный отбор. Проведённый на малых группах педагогический эксперимент показал значительное повышение уровня исследовательских компетенций среди студентов магистратуры, проходивших разработанный на основе данной методики специализированный курс «Научные коммуникации». Обучение, полученное экспериментальной группой, способствовало развитию компетенций, необходимых для эффективного поиска и анализа научной информации. Дальнейшее внедрение предложенной методики позволит улучшить образовательную среду для развития исследовательской компетентности магистров.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 11

УДК: 023.5 + 001.92:021.2
Рыхторова Анна Евгеньевна - ГПНТБ СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация, младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки.


Rykhtorova Anna - State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russian Federation, Junior Researcher, Open Science Research Department.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Структура научного процесса, адаптирующегося под концепцию открытой науки, активно меняется. Предполагается, что активными участниками таких изменений являются библиотека и библиотекари. Учитывая объёмы и разнообразную специфику компетенций, которые могут быть необходимы библиотекарю-библиографу для работы в рамках открытой науки, на данном этапе предлагается разделить её на несколько основных направлений: методическая поддержка, аналитическая деятельность, а также популяризация открытой науки. Ввиду достаточно серьёзной разработанности вопросов, касающихся компетенций библиотечных специалистов, связанных с методической поддержкой и аналитической деятельностью в рамках открытой науки, цель данной работы – составить представление о компетенциях, необходимых для популяризации открытой науки, а также оценить, насколько новые поколения библиотечных специалистов готовы к такой деятельности. Для этого на основании существующей практики продвижения открытой науки были выделены навыки, требующиеся для такой деятельности, а также сформулированы четыре компетенции (и индикаторы знаний, умений и навыков, необходимых для их освоения): 1) способен ориентироваться в тенденциях развития открытой науки; 2) способен к организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнёрства с соблюдением действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, законодательства о персональных данных; 3) готов к организации научно-просветительских мероприятий, проведению мероприятий в рамках проектов гражданской науки, созданию и распространению контента, объясняющего принципы открытой науки для различных категорий общества; 4) способен понимать и воспроизводить современные формы и методы популяризации открытой науки. Исходя из ФГОС 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» и программ обучения в вузах были определены компетенции, в рамках которых обучающиеся могли получить необходимые представления. В статье представлены результаты опроса «Компетенции библиотекарей в условиях развития открытой науки», проведённого в 2024 г. Отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН среди бакалавров 4 курса по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Полученные результаты свидетельствуют, что выпускники способны понимать коммуникативную составляющую и, в некоторой степени, социальную ориентацию открытой науки, а также готовы к организации научно-просветительских мероприятий и распространению контента, объясняющего принципы открытого доступа. Однако они испытывают затруднения относительно организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнёрства и соблюдения действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, транслирования коммуникативной составляющей и социальной ориентации открытой науки. По итогам анкетирования был разработан бесплатный краткий обучающий курс, а также начата работа по созданию углублённой программы обучения, раскрывающей вопросы, вызвавшие у респондентов затруднения. Статья подготовлена по плану научно-исследовательской работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в рамках научного проекта N 122041100150-3 «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки».

  • Show annotation

  • Ключевые слова