Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Бабиева Наталья Анатольевна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.

Список публикаций автора в eLIBRARY.RU



Научные и технические библиотеки: Год: 2017, Номер: 07

УДК: 026.06
Бабиева Наталья Анатольевна - Казанский государственный институт культуры, канд. пед. наук, доцент Казанского государственного института культуры,
Ключенко Тамара Ивановна - Казанский государственный институт культуры, доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой информационных технологий и режиссуры мультимедиа Казанского государственного института культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань),
Дрешер Юлия Николаевна - Республиканский медицинский библиотечноинформационный центр, Казань, доктор пед. наук, профессор, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, отличник здравоохранения РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань).


Babieva Natalya - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Kazan State Institute of Culture,
Klyuchenko Tamara - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Information Technology and Producing Multimedia Chair, Kazan State Institute of Culture,
Dresher Yulia - Republican Medical Library Information Center, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Director, Republican Medical Library Information Center.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье подчёркнуто, что интеллектуализация библиотечно-информационной деятельности, связанная прежде всего с изучением современных информационных потребностей пользователей, с совершенствованием методов аналитико-синтетической переработки информации и т.д., развивается в условиях агрессивной информационно-технологической среды. Компоненты этой среды заставляют библиотеки работать, ориентируясь на новые правила. Локальное решение данной проблемы не принесёт эффективных результатов. Решить её полноценно возможно в условиях интегрированной среды (например, кластерной), следовательно, необходимо её эффективное формирование, наращивание, обеспечение единого подхода.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 05

УДК: 004:378
Бабиева Наталья Анатольевна - Казанский государственный институт культуры, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных технологий и режиссуры мультимедиа Казанского государственного института культуры,
Ключенко Тамара Ивановна - Казанский государственный институт культуры, доктор пед. наук, профессор, председатель Диссертационного совета Д 210.005.01 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Казанского государственного института культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, лауреат премии Правительства РФ в области образования,
Дрешер Юлия Николаевна - Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань, доктор пед. наук, профессор, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, отличник здравоохранения РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань).


Babieva Natalya - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Kazan State Institute of Culture,
Klyuchenko Tamara - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Information Technology and Producing Multimedia Chair, Kazan State Institute of Culture,
Dresher Yulia - Republican Medical Library Information Center, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Director, Republican Medical Library Information Center.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: На примере Казанского государственного института культуры проанализирован потенциал вуза, используемый для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий, востребованных на рынке труда. Отмечено, что для оптимизации подготовки студентов с 2017 г. в КазГИК введена дисциплина «Информатика и информационные технологии» для всех направлений подготовки и «Информационная безопасность и защита информации» для некоторых направлений. Обозначены важнейшие составляющие информационно-образовательной среды вуза - профессорско-преподавательский состав и материально-техническое обеспечение. Рассказано о мерах по внедрению электронного обучения. Представлены примеры организации работы как преподавателей, так и студентов в сфере повышения квалификации и обучения информационным технологиям: внедрение системы MOODLE, курсы повышения квалификации по электронному обучению, привлечение студентов для создания совместных проектов с использованием специализированного программного обеспечения. Приведены данные анкетирования, характеризующие отношение студентов и преподавателей к электронной форме обучения. Подчёркнуто, что в вузовской концепции преподавания информатики и информационных технологий сделан акцент на гуманитарном характере информатики, её ориентации на актуализацию человеческого ресурса, на интеграцию информационных и компьютерных технологий.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2018, Номер: 06

УДК: 02:378+378:004
Бабиева Наталья Анатольевна - Казанский государственный институт культуры, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных технологий и режиссуры мультимедиа Казанского государственного института культуры,
Ключенко Тамара Ивановна - Казанский государственный институт культуры, доктор пед. наук, профессор, председатель Диссертационного совета Д 210.005.01 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Казанского государственного института культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, лауреат премии Правительства РФ в области образования,
Дрешер Юлия Николаевна - Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань, доктор пед. наук, профессор, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, отличник здравоохранения РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань).


Babieva Natalia - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia,
Klyuchenko Tamara - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Information Technology and Producing Multimedia Chair, Kazan State Institute of Culture,
Drescher Julia - Republican Medical Library Information Center, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Director, Republican Medical Library Information Center.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье отмечено, что современный период, характеризующийся активными процессами информатизации и глобализации, стимулирует формирование единого образовательного пространства. Вместе с тем происходящая трансформация библиотечной отрасли вносит корректировки в содержательную составляющую подготовки библиотечных специалистов. Информационно-технологическая среда требует от библиотек максимально быстрой адаптации к новым условиям. Подчёркнуто, что без высококвалифицированных кадров, способных работать в новых условиях, невозможно формирование сложной библиотечной инфраструктуры. В качестве перспективной формы подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях единого образовательного пространства предложено рассматривать дистанционное обучение. Освещён опыт внедрения дистанционных форм образования на примере Казанского государственного института культуры, где на платформе MOODLE реализовано удалённое обучение для ряда дисциплин. Приведены результаты опроса удовлетворённости студентов дистанционной формой обучения. Зафиксирована разница мнений студентов дневного и заочного отделений. По результатам исследования сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы полностью перейти на дистанционное обучение. Названы основные условия, приводящие к высокой результативности удалённого обучения, его основные преимущества и недостатки. Внедрение дистанционного образования признано условием реализации образования европейского уровня в российской высшей библиотечной школе.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 01

УДК: 023.5;377
Бабиева Наталья Анатольевна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Маслова Юлия Викторовна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Матвеева Галина Витальевна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем.


Babieva Natalya - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Library and Information Activities and Intellectual Systems,
Maslova Yulia - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Library and Information Activities and Intellectual Systems,
Matveeva Galina - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Library and Information Activities and Intellectual Systems.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Технологические достижения цивилизации всё больше определяют взаимосвязанный глобальный ландшафт, который активизирует политические, экономические, социальные и экологические изменения. Инновационные, скоростные системы связи и широкий доступ к информации объединяют страны, экономику и бизнес гораздо более сложными способами, чем мы можем себе представить. Эта взаимозависимость в глобальном масштабе представляет такие риски, как растущее социальное и экономическое неравенство, особенно опасные из-за нестабильности и социальной неустойчивости, которые присущи слабым экономикам. В статье представлены основные проблемы цифровизации библиотечной профессии, обусловливающие особенности трансформации библиотечного образования как залога сохранения и развития человеческих ресурсов в библиотечной сфере. Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации, выявлены перспективные направления, которым должны обучать современные библиотечные факультеты.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 03

УДК: 022:331.4
Маслова Юлия Викторовна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Матвеева Галина Витальевна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Бабиева Наталья Анатольевна - Республиканская юношеская библиотека, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, заместитель директора по автоматизации и развитию электронных ресурсов.


Maslova Yulia - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Library and Information Activity and Intellectual Systems,
Matveeva Galina - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Library and Information Activity and Intellectual Systems,
Babieva Natalya - Republican Library for Young Adults, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Deputy Director for Automation and Electronic Resources Development.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Состояние материально-технической базы (МТБ) определяет качественный уровень производственной деятельности библиотек, поэтому вопросам развития и укрепления МТБ, в частности оснащению рабочего места библиотекаря, должно уделяться большое внимание. Дальнейшее развитие библиотек определяется функциями, структурой и направленностью их деятельности. Правильно спроектированное, комфортно организованное, оснащённое современными технологиями рабочее место повышает производительность труда. Новейшие достижения науки, техники и эргономики позволяют более рационально развивать инфраструктуру, использовать помещения и фонд библиотеки для эффективной работы сотрудников. Инновационная организация рабочего места побуждает специалистов к созданию интерактивных и иных коммуникаций, которые максимально полно удовлетворяют требования современного читателя. Назрела необходимость решать проблемы МТБ библиотек и рабочего места библиотекаря с учётом современного уровня развития социума, науки и техники. Для этого необходимо объединить усилия библиотекарей, архитекторов, инженеров, изготовителей мебели, дизайнеров и специалистов из структур местного управления. В статье представлено исследование МТБ библиотеки в аспекте рабочего места, проведённое по результатам опроса специалистов: предпочтения и идеальный образ рабочего места.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 01

УДК: 002.2+271.22(470)-76(09)
Матвеева Галина Витальевна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Маслова Юлия Викторовна - Институт международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории и архивоведения,
Мансурова Айслу Радифовна - Казанский государственный институт культуры, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, доктор ист. наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем,
Бабиева Наталья Анатольевна - Республиканская юношеская библиотека, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, канд. пед. наук, заместитель директора по автоматизации и развитию электронных ресурсов.


Matveeva Galina - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Library and Information Activity and Intellectual Systems,
Maslova Yulia - Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Russian History and Archival Studies,
Mansurova Ayslu - Kazan State Institute of Culture, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Dr. Sc. (History), Head, Department of Library and Information Activity and Intellectual Systems,
Babieva Natalya - Republican Library for Young Adults, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Deputy Director for Automation and Electronic Resources Development.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Миссионерская деятельность, как одно из направлений культурного развития Казанского региона, во многом была связана с книгой – её производством, распространением и использованием. Изучение книжно-миссионерской деятельности – тема специального исследования. Статья посвящена деятельности Переводческой комиссии Братства святителя Гурия в области подготовки и издания переводной миссионерской книги на языках народов России; представлены результаты анализа репертуара миссионерской книгопечатной продукции Братства святителя Гурия с 1867 по 1915 г. по типологическому и языковому признакам. Исследуется переводческо-издательский репертуар комиссии в соответствии с целевым регионом и разработанная ею стратегия перевода религиозной, светской, научно-популярной и учебной литературы на языки народов Российской империи. Предпринята попытка оценить значение деятельности Переводческой комиссии не только на миссионерском, но и на светско-просветительском поприще. Деятельность Переводческой комиссии, направленная на распространение христианства, способствовала развитию алфавитов «бесписьменных» народов, проживающих на востоке Российской империи, и книгоиздательской деятельности на инородческих языках. Миссионерские издания Переводческой комиссии при Братстве святителя Гурия оказали существенное влияние на формирование и развитие книжной культуры народов, проживающих на территории Казанского края.

  • Show annotation

  • Ключевые слова