Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Автор: Хорошавина Екатерина Владимировна. Cтатьи, опубликованные в журнале "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 г.



Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 04

УДК: 021.2:001.92
Шрайберг Яков Леонидович - ГПНТБ России, Москва, Российская Федерация, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель; главный редактор журнала «Научные и технические библиотеки», зав. кафедрой электронных библиотек и наукометрических исследований Московского государственного лингвистического университета, руководитель Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель» Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего»,
Таран Елена Николаевна - ГПНТБ России, Москва, Российская Федерация, канд. пед. наук, начальник отделения образовательных программ; методист Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель» Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего»,
Хорошавина Екатерина Владимировна - ГПНТБ России, Москва, Российская Федерация, канд. пед. наук, методист отделения образовательных программ; методист Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель» Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего».


Shrayberg Yakov - Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Engineering), Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education; Director of Research; Editor-in-Chief, “Scientific and Technical Libraries” Journal; Head, Department for Electronic Libraries and Scientometric Studies, Moscow State Linguistic University; Head, Project “The Kids Nobel” of the National Library Association “Libraries of the Future”,
Taran Elena - Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Head, Department for Educational Programs; Instructor, All-Russian Scientific and Educational Project “The Kids Nobel” of the National Library Association “Libraries of the Future”,
Khoroshavina Ekaterina - Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Instructor, Department for Educational Programs; Instructor, All-Russian Scientific and Educational Project “The Kids Nobel” of the National Library Association “Libraries of the Future”.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» (НАББ) при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, реализует Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель». Основная задача проекта – популяризация научных знаний и вовлечение учеников 7–8 классов из городов и сельских поселений в исследовательскую деятельность. На данном этапе разработки проекта выбраны четыре пилотных субъекта РФ: Архангельская, Калужская, Рязанская и Саратовская области. Главным партнёром «Детского Нобеля» является крупнейшая научно-техническая библиотека страны – федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственная публичная научно-техническая библиотека России» (ГПНТБ России), один из учредителей НАББ. Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель» состоит из двух частей. Первая включает организацию для детей образовательных лекториев в формате вебинаров по основным направлениям Нобелевских премий: физике, химии, физиологии и медицине, литературе, политике (премия мира). К чтению лекций привлекаются известные учёные, педагоги, представители искусства, государственные деятели, сотрудники библиотек. Лектории завершатся проведением в дистанционном формате обучающего семинара по подготовке и оформлению собственных исследовательских работ. Библиотеки (детские, школьные, универсальные и др.), кураторы проекта в регионах, оповещают детей о проходящих научно-просветительских мероприятиях или, используя материалы лекториев и семинаров, организуют свои мероприятия. Вторая часть – проведение конкурса детских исследовательских работ по направлениям Нобелевских премий. Под руководством сотрудников библиотек-кураторов каждый участник конкурса должен подготовить исследование и до 1 июля 2023 г. выложить на сайте проекта презентацию его результатов. Участник может представить на конкурс не более одной работы по любому из указанных направлений премии, но допускается выбор нескольких направлений.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Научные и технические библиотеки: Год: 2024, Номер: 10

УДК: 021.4
Хорошавина Екатерина Владимировна - ГПНТБ России, Москва, Российская Федерация, канд. пед. наук, методист отделения образовательных программ; старший преподаватель Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета,
Соколова Юлия Владимировна - ГПНТБ России, Москва, Российская Федерация, канд. пед. наук, заместитель генерального директора по научной и образовательной деятельности; доцент Московского государственного лингвистического университета.


Khoroshavina Ekaterina - Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Instructor, Educational Programs Division; Senior Lecturer, Institute of Psychology and Comprehensive Rehabilitation of Moscow City University,
Sokolova Yulia - Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Pedagogy), Deputy Director General for Research and Education; Associate Professor, Moscow State Linguistic University.


Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье описаны результаты исследования «Научно-популярные издания в библиотеках России», проведённого с целью изучения информации о наличии, количестве и востребованности научно-популярных изданий в библиотеках. Приводятся результаты анкетирования и выводы по работе библиотек с фондами научно-популярной литературы и читателями. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms, он включал сбор и анализ количественных данных. Авторы делают вывод о том, что в условиях повышенного государственного внимания к вопросу популяризации науки среди населения библиотеки заняли активную позицию, они продвигают научно-популярную литературу, проводят соответствующие мероприятия. Однако для эффективного обеспечения этой работы необходимы дальнейшие системные организационно-методические шаги, которые приведут к унифицированной системе сквозного межведомственного учёта выпуска и востребованности научно-популярной литературы, а также к повышению качества работы библиотек в области популяризации науки. Авторами выделен ряд проблем, среди которых – отсутствие в масштабе страны единого подхода к учёту выпуска и использования научно-популярной литературы. Определена необходимость искать решение данной проблемы в новых подходах к типологической классификации изданий этого целевого назначения и читательского адреса.

  • Show annotation

  • Ключевые слова