Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2017, Номер: 07
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКАУДК: 026.06
Babieva Natalya, Klyuchenko Tamara, Dresher Yulia.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-5-11 Аннотация: В статье подчёркнуто, что интеллектуализация библиотечно-информационной деятельности, связанная прежде всего с изучением современных информационных потребностей пользователей, с совершенствованием методов аналитико-синтетической переработки информации и т.д., развивается в условиях агрессивной информационно-технологической среды. Компоненты этой среды заставляют библиотеки работать, ориентируясь на новые правила. Локальное решение данной проблемы не принесёт эффективных результатов. Решить её полноценно возможно в условиях интегрированной среды (например, кластерной), следовательно, необходимо её эффективное формирование, наращивание, обеспечение единого подхода.
- Show annotation ▼
Intellectualization of library and information work evolves in aggressive information technology environment. The components of this environment are forcing libraries to live by the rules of this environment, focusing on those rules. Local solution of this problem will not bring effective results. A complete solution is possible in an integrated environment (e.g., cluster), its effective formation, build-up, ensuring a unified approach.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, библиотека, интеллектуализация, информационно-технологическая среда, интегрированная среда, library and information work, library, intellectualization, information technology environment, the IDE
УДК: 025.2
Tsvetkova Valentina, Kochukova Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-12-19 Аннотация: Рассмотрены модели комплектования фондов научных библиотек. Первый тип моделей направлен на обеспечение полноты комплектования фонда библиотеки, второй - исключительно на приобретение востребованных на данный момент пользователями изданий. Этот тип стал позиционироваться на рынке как «точечное» комплектование. В статье основной акцент сделан именно на этом типе, или модели комплектования. Отмечено, что эта модель не в полной мере решает вопросы комплектования фондов научных библиотек. Она направлена на информационную поддержку исследовательских проектов и программ, что важно для научных библиотек. Особенности реализации модели рассмотрены на примере БЕН РАН.
- Show annotation ▼
Models of academic libraries are reviewed. The first type is to support completeness of library collection development, the second one is oriented toward acquiring only those publications that are currently demanded by library users. This approach is positioned as “the targeted acquisitions”. The authors focus on this model and emphasize that it does not meet the tasks of academic libraries collection development and rather is to support research projects and programs which is important. This model is examined as a case study of the RAS Library for Natural Sciences.
- Ключевые слова ▼
научная библиотека, фонды, модели комплектования, точечное комплектование, БЕН РАН, scientific library, library collections, collection development model, targeted collection development, Library for Natural Sciences of the Russian Academy of Sciences
УДК: 026:621.3(470)(09)
Paramonova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-20-29 Аннотация: Освещена непростая история низовой библиотеки предприятия. Приведены основные этапы её создания и развития, воссозданные по дневникам библиотеки, ведущимся многие годы. Показано, как менялась работа библиотеки в зависимости от требований времени, как она справлялась с неизбежными трудностями. Рассмотрены особенности обслуживания читателей и формирования информационных ресурсов библиотеки, а также направления современной деятельности, в том числе активное и эффективное использование интернет-ресурсов. Статья приурочена к 70-летию НТБ Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения.
- Show annotation ▼
The history of the low-level library of organization is discussed. The main stages of creation and development are given. The library must to correspond to challenges of the time. The changes in library’s work are showed. Specific characteristics of library service of readers, information resources and modern vectors of activities are examined.
- Ключевые слова ▼
история библиотек, научно-технические библиотеки, профсоюзная библиотека, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечный фонд, Т. Ф. Каратыгина, ВНИТИ электромашиностроения, history of libraries, scientific-technical libraries, library information services, library collection, Tatyana Karatygina, All-Russian Institute of Electric Engineering
ИФЛА-2016УДК: 02+004.738.5
Zemskov Andrey.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-30-41 Аннотация: Ряд библиотекарей и представителей сообщества «Википедия» выступили с инициативой укреплять сотрудничество. Предложение было воплощено в виде двух Общественных проектов, представленных на одной из сессий (Session 112, Library engagement and Wikipedia) 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., г. Колумбус, США). Оба проекта имеют одинаковые вступительные части, поэтому в переводе этих документов мы их объединили и представили в Части 1. Википедия широко используется библиотекарями, в том числе как инструмент при выполнении справочных запросов; помогает пользователям библиотек в научной работе и предоставляет очень важную платформу для отражения локального знания. Взаимодействие с Википедией даст возможность показать сотрудникам и пользователям библиотек более сложные современные технологии. Википедия обладает потенциалом перенаправить пользователей в те библиотеки, где они смогут найти интересующие их ресурсы. Библиотеки получат определённую пользу при сборе средств «всем миром», освоении модели быстрой сетевой публикации, привлечении сообщества обучающихся в круг пользователей.
- Show annotation ▼
Several libraries and Wikipedia agreed on developing cooperation. This initiative has been translated into two Public Projects presented at Session 112. Library engagement and Wikipedia during IFLA General Conference (August 13-19, Columbus, USA). Wikipedia supplements library resources with timely, useful information; acts as a tool for librarians answering reference questions; provides a pathway to primary and secondary sources and citations. Wikipedia helps library clients perform research; and provides a vital platform for recording local knowledge. Public libraries can expose both their staff and patrons to more complex and sophisticated strategies for dealing with the changing digital landscape. Wikipedia has the potential to point clients to libraries, where resources in their areas of interest can be found. Wikipedia-library engagement connects Wikipedia with the important role libraries play in bridging inequalities in access to information. Active collaborations between Wikipedia editors and academic and research libraries to advance the free flow of information which supporting sustainable development around the world. These collaborative opportunities offer a range of outcomes that could benefit academic and research libraries including crowdsourcing, community engagement, rapid models for online publishing, student writing assignments, etc. For the Russian National Public Library for Science and Technology both projects are equally of interest.
- Ключевые слова ▼
Википедия, публичные библиотеки, вузовские библиотеки, научные библиотеки, IFLA, Wikipedia, public libraries, academic libraries, research libraries, partnership
УДК: 025.32
Oliver Chris.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-42-54 Аннотация: Перевод доклада, представленного на заседании Секции обслуживания пользователей, испытывающих затруднения в чтении, «Сотрудничество через границы - как сделать доступные ресурсы досягаемыми» (Session 200, Collaborating across borders - making accessible resources available) в ходе 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., Колумбус, США). (Оригинал доклада находится по адресу http://library. ifla.org/1368/1/200-oliver-en.pdf и доступен по лицензии Creative Commons v 4 Attribution.) В докладе очерчены некоторые ключевые аспекты концептуальных моделей семейства Функциональных требований к библиографическим записям (FRBR), которые обеспечивают обнаружение ресурсов, наиболее необходимых слепым, слабовидящим и тем, кто испытывает какие-либо затруднения при чтении. Главное внимание уделено двум моментам, в которых концептуальные модели оказывают наибольшее воздействие: 1 - библиографическая информация как данные, 2 - чёткое разграничение содержания информации и носителя информации.
- Show annotation ▼
This paper will outline some of the key aspects of the FRBR family of conceptual models that support resource discovery especially for persons who are blind, visually impaired, or otherwise print disabled. The FRBR family of models have had a significant influence on the ways in which communities around the globe perceive and understand the bibliographic universe. This paper will focus on two areas where the conceptual models have had an important impact: bibliographic information as data and the precise delineation between content and carrier. The paper focuses on these two areas because they are of particular interest for a user with a print disability who approaches the task of discovering an appropriate resource. FRBR modeling, as expressed in the original models or in the new consolidated model, FRBR-LRM, offers a roadmap for structuring metadata in ways that allow more options for resource discovery in an increasingly global context.
- Ключевые слова ▼
Функциональные требования к библиографическим записям, FRBR, Функциональные требования к авторитетным данным, FRAD, Функциональные требования к предметным авторитетным данным, FRSAD, пользователи с трудностями в чтении, метаданные, FRBR, FRAD, FRSAD, print disabilities, metadata
НАША ПРОФЕССИЯУДК: 025.3:37
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-55-61 Аннотация: Статья посвящена проблемам подготовки каталогизаторов высокой квалификации. Автор считает, что их нужно готовить по заявкам библиотек, специально отбирая кандидатов и заключая с ними договоры. Подчёркнуто, что эта работа требует особой ответственности. Рассказано об отборе и подготовке каталогизаторов высокой квалификации в США. Обращено внимание на то, что объём знаний и умений каталогизаторов такого уровня в России должен быть большим, поскольку в него следует включить как международные, так и национальные требования. По мнению автора, прежде чем перестраивать работу по каталогизации, необходимо серьёзно обсудить организационные и программно-методические вопросы.
- Show annotation ▼
Article on the problems of training of cataloguers of high qualification - experts in the field of modern cataloging. Author believes that they need to be prepared for library applications, specifically selecting candidates and concluding agreements with them. Work requires special responsibility. It is told about the selection and preparation of cataloguers of high qualification in the USA. The volume of knowledge and skills of catalogers of this level in Russia will be great, as it will include both international and national requirements.
- Ключевые слова ▼
каталогизация, каталогизатор высокой квалификации, компетенции, cataloging, cataloguer, training of highly qualified library staff, collection development, cataloging, cataloguer, training of highly qualified library staff, collection development
НАША ИСТОРИЯУДК: 02(470)(09)
Stolyarov Yuri.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-62-74 Аннотация: В продолжение темы о роли библиотек партийных организаций РСДРП(б) в подготовке революции в России (см. Науч. и техн. б-ки. - 2017. - № 6. - С. 100-110) рассматриваются установки В. И. Ленина относительно роли партийных библиотек в революционной борьбе. Со ссылками на исторические источники проводится мысль о том, что библиотеки, в том числе созданные российскими социал-демократами легально и повсеместно, играли большую организаторскую и пропагандистскую роль в подготовке большевистской революции, были действительными опорными базами партийных организаций.
- Show annotation ▼
The author continues on the role of RSDLP (Вolsheviks) libraries in preparing the revolution in Russia (see Scientific and Technical Libraries. - 2017. - Issue 6. - P. 100-110) and examines V. Lenin’s view of the libraries’ role in the revolutionary struggle. The author refers to historical sources to suggest that libraries played important organizational and propagandist role in preparing Bolshevist revolution, and were the real strongholds of the Party.
- Ключевые слова ▼
революционные демократы, В. И. Ленин, М. Н. Покровский, В. Д. Бонч-Бруевич, Н. К. Крупская, РСДРП(б), Октябрьская революция 1917 г, история библиотек, Н. А. Рубакин, советское библиотековедение, партийные библиотеки, revolutionary democrats, Vladimir Lenin, Mikhail Pokrovsky, Vladimir Boch-Bruevich, Nadezhda Krupskaya, Russian Socialist Democratic Labour Party (of Bolsheviks), RSDLP(b), 1917 October Revolution, history of libraries, Nickolas Rubakin, soviet library science, Communist party libraries
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИУДК: 001.4
Berestova Tatyana.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-75-90 Аннотация: В статье дана характеристика понятия как научной категории. Рассмотрены понятия «информационные ресурсы», «документные ресурсы», «недокументные ресурсы», «вторичные информационные ресурсы», «библиографические ресурсы», «метаданные». Предложена сущностная дефиниция понятия «информационные ресурсы», названы их видовая (сущностная) функция и важнейшие свойства. Сделан вывод о том, что термин «информационный ресурс» может быть использован и в единственном, и во множественном числе. Сопоставлены позиции автора и Ю. Н. Столярова.
- Show annotation ▼
The article contains characteristic of the notion as a scientific category and considers the notions of Information resources, Documents resources, Non-documents resources, Secondary information resources, Bibliography resources, Metadata. The author offers essential definition of the Information resources notion and names its generic (essential) function and the most important features. The article also includes comparison of the author’s positions with those of Yu. Stolyarov’s.
- Ключевые слова ▼
информационные ресурсы, документные ресурсы, недокументные ресурсы, вторичные информационные ресурсы, библиографические ресурсы, метаданные, information resources, documents resources, non-documents resources, secondary information resources, metadata
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Brezhneva Valentina, Paramonova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7-91-106 Аннотация: Представлен обзор работы ежегодной научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», которая прошла на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры 16-17 марта 2017 г. В конференции приняли участие представители ведущих вузов культуры и других образовательных организаций. Участники обсуждали актуальные вопросы высшего и дополнительного профессионального образования; обозначили проблемы, связанные с нормативным обеспечением различных уровней профессионального образования, разработкой профессиональных и образовательных стандартов, формированием новых профессиональных компетенций. Особое внимание было уделено проблеме профессиональной подготовки сотрудников библиотек, не имеющих специального образования, а также развитию сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Show annotation ▼
The paper presents the overview of work of the annual scientific-methodical conference «Continuing LIS education» which held at the Faculty of Library and Information Science to Saint-Petersburg State University of Culture (March 16-17, 2017). In the conference participated representatives of the leading universities of Moscow, Kemerovo, Samara and Chelyabinsk and other educational organizations, as well as heads and specialists of libraries of all types and kinds from different regions of Russia and experts in the field of library and information education abroad. In the conference reports, participants discussed the topical issues of higher library education and additional professional education. For example, the problems associated with the normative provision of various levels of vocational education, the development of professional and educational standards and the formation of new professional competencies were outlined. Special attention was paid to the problems of professional training of librarians who do not have a vocational education, as well as the development of network interaction of all participants of educational process.
- Ключевые слова ▼
непрерывное библиотечно-информационное образование, организация библиотечно-информационного образования, стандарты образования в библиотечно-информационной сфере, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, conference, continuing LIS education, organization of LIS education, standards of LIS education, professional standard, professional competences