Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Научные и технические библиотеки: Год: 2019, Номер: 02



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

УДК: 908+026.06

Taranenko Lyubov.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-5-17

Аннотация: Объект освещённого исследования - электронные краеведческие каталоги библиотек РФ. Обозначены специфические особенности, представлен перечень документационного обеспечения процесса их создания. На основе компонентной структуры технологического процесса (цель, объекты, субъекты, ресурсы, процессы, средства, методы, регламентирующие документы, результаты) выявлены основные трансформации, произошедшие в технологии создания краеведческого каталога. Определено, что они связаны с расширением объектов включения в каталог (в том числе сетевых); усложнением требований к субъектам (обязательное владение компетенциями машиночитаемой каталогизации); принципиальными изменениями в пользу электронных составляющих ресурсной (информационной) базы; необходимостью постоянной модернизации технических и программных средств; усугубившимися проблемами лингвистического обеспечения в условиях машиночитаемой каталогизации; созданием новых регламентов и др. Среди частных проблем создания ЭКК выделены вопросы конверсии традиционных краеведческих библиографических записей в электронные: большие объёмы ретроввода, конвертирование записей на языках малых народов, использование разных способов конверсии краеведческих каталогов. Отмечено серьёзное усложнение технологического процесса создания электронного краеведческого каталога. Решением данных проблем может стать расчёт трудоёмкости и эффективности процессов создания и использования компонентов краеведческого справочно-поискового аппарата на основе технологического проектирования.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК: 021.1

Stolyarov Yuri.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-18-30

Аннотация: Автор критически анализирует радикальные технократические позиции В. К. Степанова, заключающиеся в необходимости трансформировать библиотеки в качественно иные учреждения. Эти позиции отстаиваются в его последних статьях, опубликованных в журнале «Научные и технические библиотеки». Показано, что взгляды автора не новы, они высказывались ещё сто лет тому назад и затем неоднократно повторялись. Но попытки их реализовать продемонстрировали свою полную несостоятельность. Ошибочны и представления об укрощении документного потока: он стабилизировался в пропорции 20:80 в пользу нонэлектронной книги. В 99% случав читатели приходят в библиотеки за печатной (бумажной) книгой, которую лишены возможности купить в связи с непрерывным ростом цен и несовершенством системы книжной торговли. Следовательно, библиотекам рано отказываться от выполнения документивной функции. Библиотеки всегда придавали большое значение и тому, чтобы самыми разнообразными способами максимально реализовывать коммуникативную функцию, поэтому агитация В. К. Степанова за её внедрение излишняя. Призыв к трансформации библиотек в качественно иные учреждения признаётся контрпродуктивным.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 021.2+021.3

Solopova Oksana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-31-41

Аннотация: Рассмотрены особенности коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы. Названы участники коммуникационного процесса и факторы, влияющие на коммуникацию. Предложена схема коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы, которая включает в себя её сотрудников, целевую аудиторию (читателей), партнёров и контролирующие органы. Дана сравнительная характеристика формальных и неформальных коммуникационных каналов, указаны их достоинства и недостатки. Рекомендованы определённые действия, связанные с выбором актуального для целевой аудитории коммуникационного канала, с целью повышения эффективности коммуникационного процесса и корректной передачи информации реципиенту от коммуниканта. Представлены наиболее оптимальные этапы выбора коммуникационного канала. Отражены факторы, которые следует учитывать при выборе востребованного коммуникационного канала передачи информации реципиенту. Рассмотрены коммуникационные барьеры, возникающие при неверно выбранном коммуникационном канале и их негативные последствия для коммуникации. Отмечено: в связи с тем, что условия взаимодействия, приоритеты и настроения людей непостоянны, важно вовремя привнести изменения в коммуникационный процесс с учётом новых обстоятельств. Подчёркнуто, что знание особенностей коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы и алгоритма выбора подходящего коммуникационного канала поможет избежать возникновения коммуникационных барьеров.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027.7+026.06

Stepina Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-42-51

Аннотация: Рассмотрены инновационные технологии сервисного наполнения библиотечно-ин­формационного обслуживания. Представлен мониторинг удовлетворённости пользовате­лей качеством полученных услуг/продуктов и сопутствующего обслуживания в рамках реализации сервисной концепции на базе Научной библиотеки Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева. Цель исследования - изучение нового формата работы персонала, уточнение критериев и индикаторов оценки деятельности библиотеки, конкретизация содержания её сервисного наполнения. Качественные характеристики измерены и сопоставлены с идеальной моделью библиотечно-информационного обслуживания. Установлено, что сервисная доминанта созвучна общим интересам персонала и пользователей по формированию открытой, безопасной, дружественной рабочей среды. Подтверждено, что сервисные технологии - действенный инструмент гуманистической миссии. Предложены ключевые управленческие решения: мотивация роста общей культуры персонала; развитие корпоративного профессионального сотрудничества в сфере обмена информацией; генерирование собственного интеллектуального контента; интенсификация форм информирования пользователей; обеспечение методической помощи; мониторинг; продвижение имеющихся ресурсов и распространение информационной продукции. Отмечено, что полученный эмпирический материал может быть использован другими вузовскими библиотеками, так как отражает опыт деловой активности, хозяйственной инициативной деятельности библиотечного подразделения, основанной на клиентоориентированной концепции в обслуживании.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027.625

Pavlichenko Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-52-59

Аннотация: Рассмотрена проблема формирования научного мировоззрения молодого поколения в контексте нормативных документов национального и международного уровня. На основе изучения теоретических и практических взглядов на проблему в статье проведена мысль о том, что публичные библиотеки могут внести большой вклад в формирование и укрепление научного мировоззрения молодёжи. В связи с этим также подчёркнута необходимость создания организационных механизмов, способствующих формированию научной грамотности, важность которой обусловлена мировоззренческими, политическими, экономическими, образовательными трансформациями в социальной жизни. Предложены современные форматы приобщения молодёжи к научному знанию. Рассмотрены такие форматы, как лекции, мастер-классы, кинолектории, конференции и семинары, освещающие тематику естественных, технических и технологических наук. Отмечено, что библиотекам, музеям, научно-просветительским организациям на основе партнёрства предстоит многое сделать для того, чтобы молодёжь приобрела интерес к научному знанию и в дальнейшем смогла принимать осознанное решение о применении своих талантов и способностей в научной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях динамичного развития информационных технологий системная работа по поляризации науки и научных знаний превращает библиотеку в важнейший центр интеллектуальной жизни общества.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 81᾽225.2

Sysoev Alexander, Shapsheva Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-60-74

Аннотация: Обсуждаются трудности, возникающие при переводе атрибутивной группы существительных, известной как «noun chain» - цепочка существительных, в заглавиях документов на материале англоязычных изданий научно-технической литературы, поступающей в электронный каталог БЕН РАН. Впервые рассмотрены особенности перевода заглавий в случае, когда в составляющую заглавие атрибутивную группу входят союзы и предлоги, вследствие чего «правило ряда» не работает. Такая ситуация говорит о появлении структурно-лексических единиц нового типа, которые авторы выделяют как атрибутивные группы с ветвлением существительных. В практической работе каталогизатора рекомендуется использовать подход, позволяющий избежать возможной путаницы при переводе этих структурно-лексических единиц. В процессе перевода рекомендуется: провести грамматический анализ английского заглавия, выделить атрибутивную группу и структурировать её в предложенном шаблоне для установления логических и семантических связей между отдельными словами. Наглядное представление связей позволяет переводчику-каталогизатору увидеть и оценить информационный порядок слов в рамках обсуждаемого явления. Рекомендуемый анализ позволяет выявлять словосочетания, отвечающие известным терминологическим конструкциям, адекватный перевод которых способствует выбору верного индекса систематизации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 02:378

Klyuev Vladimir.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-75-84

Аннотация: Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-инфор­мационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК: 026.06

Savitskaya Tatyana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-85-97

Аннотация: Проанализировано «Заявление ИФЛА по сетевому нейтралитету и нулевому рейтингу», принятое 15 авг. 2016 г. на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе - 82-й генеральной конференции ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., шт. Огайо, Колумбус, США), его значение для международного библиотечного сообщества, а также социально-эконо­мический и культурный контекст, обусловивший его принятие. Выступив в защиту сетевого нейтралитета и против практики нулевого рейтинга, ИФЛА обозначила зону латентного на тот период конфликта коммерческих интересов интернет-провайдеров и правил равного доступа пользователей ко всем видам контента без ограничения скорости и дополнительной платы. Конфликт этот годом позже, в 2017 г., стал достоянием общественности в период активной борьбы против отмены принципа сетевого нейтралитета в США. Отмечено, что рыночная тарификация трафика, зелёный свет которой был дан в результате отмены сетевого нейтралитета в США 14 дек. 2017 г. Федеральной комиссией по коммуникациям, особенно чувствительна для библиотек с ограниченным финансированием, неспособных оплатить высокоскоростной интернет. Помимо платного доступа к широкополосному интернету очевидную опасность для библиотек представляет практика нулевого рейтинга, предоставление бесплатного и безлимитного трафика в рамках популярных социальных сетей или пакетных тарифных планов от крупных корпораций, что ведёт к монополизации информационного рынка крупнейшими IT-корпорациями и дальнейшей маргинализации библиотек. Как естественные противники прогрессирующей монетизации сети библиотеки выступают за трактовку интернета как коммунальной службы, общедоступного общественного ресурса с прозрачным и стабильным тарифом, законодательно ограждённого от попыток провайдеров получить сверхприбыль.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

УДК: 02(470+571)(092)

Dvorkina Margarita.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-98-106

Аннотация: Статья посвящена выдающемуся учёному, доктору педагогических наук, профессору Аркадию Васильевичу Соколову. Выделены темы и публикации, которые существенно отличают его от других исследователей: будущее библиотеки, библиотековедения и библиографии, гуманизм, интеллигенция и библиотечная интеллигенция, социальная информатика, социальные коммуникации, философия информации. Отмечено, что А. В. Соколов в своих работах уделяет большое внимание библиотечной профессии, библиотекарям, библиотечному образованию, библиотеке. Рассмотрен оригинальный проект А. В. Соколова - сборники «Ретроспектива…». Подчёркнуто, что новаторское начало проявляется у А. В. Соколова не только в научной деятельности, но и в общественной: в 1967-1984 гг. он возглавлял первую в стране кафедру информатики в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской; организовал первое в России библиотечное общество - Петербургское. Обращено внимание на научную школу А. В. Соколова. Приведены некоторые биографические сведения о А. В. Соколове, отмечены привлекательные черты его личности, присвоенные ему звания. Перечислены журналы, в которых он является членом редколлегии, и читаемые Аркадием Васильевичем дисциплины. В конце статьи дан перечень (55 названий) основных трудов А. В. Соколова.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ


Mazurik Nataliya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-107-118

Аннотация: Освещена работа Двадцать второй международной конференции «LIBCOM-2018» - «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (26-30 ноября 2018 г., г. Суздаль). Представлены основные мероприятия программы, такие как: открытие конференции и пленарное заседание, научная конференция «Наукометрия, библиометрия, открытые данные и публикации в науке», Центральная дискуссионная площадка конференции, Открытая сессия, «круглый стол» «Библиотеки и корпорации: сотрудничество в период цифровой трансформации», заседание правления и членов Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего». Отмечено: девиз нынешнего форума - «Открытый доступ - дорога к знаниям» стал лейтмотивом докладов и мероприятий конференции, что подтверждает её соответствие мировым трендам. Особое внимание уделено научной конференции «Наукометрия, библиометрия, открытые данные и публикации в науке», впервые организованной в рамках «LIBCOM». Подведены итоги работы конференции. Приведены слова председателя Оргкомитета «LIBCOM-2018» - генерального директора ГПНТБ России, доктора технических наук, профессора Я. Л. Шрайберга о том, что сформировались основные темы конференции: открытый доступ, наукометрия и библиометрия, научный образовательный кластер, вузовские библиотеки; необходимо развивать тематику школьных библиотек.

  • Show annotation

  • Ключевые слова