Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 07
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 026.06:378
Klyuev Vladimir.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-15-28
Аннотация: Рассмотрен структурно-содержательный аспект вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в области проектного менеджмента и социокультурного проектирования. Представлены формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования универсальные, общепрофессиональные и профессиональные проектные компетенции, предусмотренные действующими федеральными государственными образовательными стандартами и официальными проектами примерных основных образовательных программ, обозначены базовые индикаторы их достижения. Охарактеризованы преподаваемые в Московском государственном институте культуры профильные библиотековедческие учебные дисциплины «Проектный практикум» (бакалавриат) и «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» (магистратура): объективированы проблематика и круг образовательных задач, выделены формируемые компетенции и обозначены индикаторы подтверждения их освоения. «Проектный практикум» ориентирован на формирование проектной культуры будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности с учётом актуальных направлений социокультурного проектирования и возможностей библиотек. Основные виды контактной работы со студентами – практические занятия, в том числе индивидуализированные и мелкогрупповые. Большое место отведено внеаудиторной самостоятельной работе над материалом учебного курса. Магистерская дисциплина «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» нацелена на дальнейшее освоение фундаментальных и прикладных аспектов проектного знания. Проблемные лекции оптимально сочетаются с тематическими дискуссионными семинарами, позволяющими дать стройную систему научных знаний по дисциплине, сформировать у студентов научный подход к проектной деятельности библиотек. Важное место в процессе изучения курса занимают групповые и индивидуализированные задания в рамках аудиторных и внеаудиторных (в том числе выездных) практических занятий, а также активная самостоятельная поисковая деятельность студентов. Сделан вывод: есть достаточная учебно-методическая база для формирования у студентов в рамках двухуровневого обучения комплексных проектных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; существует логическая преемственность специальной проектной под-готовки студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 028
Grushevskaya Nataliya, Finogina Liliya, Golubeva Natalya.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-29-48
Аннотация: Представлены результаты исследования, посвящённого применению стратегии чтения студентами информационно-библиотечного факультета. Разработанная методика базируется на видах чтения (по цели и способам) и информационных ресурсах, необходимых для каждого из них. Виды «чтения в целях образования» в рассматриваемой стратегии располагаются в зависимости от их приоритетности: для студентов бакалавриата на первом месте – учебное, затем – общекультурное, самообразовательное, научное и досуговое чтение; для студентов магистратуры – научное, учебное, самообразовательное, общекультурное и досуговое чтение. Выявлено, что дифференциация чтения в целях образования выступает условием реализации стратегиального подхода в процессе формирования читательской компетентности будущего библиотекаря, позволяет успешно овладеть всеми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, развития целостной системы подготовки библиотечных кадров на единой концептуальной основе. В статье раскрыта методика работы с видами чтения отдельно для студентов бакалавриата и магистратуры. Приведены результаты эксперимента контрольных и экспериментальных групп студентов. Особое внимание уделено взаимосвязи видов чтения с формируемыми компетенциями, необходимыми будущим библиотечным специалистам. Сделан вывод: применение студентами стратегии чтения существенно повышает уровень овладения компетенциями и способами работы с образовательной информацией.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
УДК: 908:004
Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-49-70
Аннотация: Подчёркнуто изменение требований государства к деятельности библиотек по созданию и использованию цифрового контента. Охарактеризованы нормативные документы, содержащие новые показатели деятельности библиотек в цифровой среде. Приведены результаты исследования официальных сайтов центральных библиотек 85 субъектов РФ: 22 республик, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округов, 1 автономной области, 3 городов федерального значения. Задачами исследования стали: диагностика состава и структуры краеведческого цифрового контента на сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации; выявление типичных ошибок при формировании краеведческого цифрового контента, создающих барьеры для удалённых пользователей. Охарактеризованы достижения российских библиотек по созданию краеведческих электронных информационных ресурсов, доступных удалённым пользователям. Проанализированы виды электронных информационных ресурсов, которые библиотеки чаще всего представляют удалённому пользователю. Отмечено отсутствие унифицированной терминологии в сфере цифрового контента, многозначность названий видов электронных информационных ресурсов. Рассмотрена проблема отражения краеведческого цифрового контента в составе рубрик сайтов ЦБ субъектов РФ различного статуса. Намечены перспективы исследования по оптимизации краеведческого цифрового контента в составе сайтов центральных библиотек субъектов РФ.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
УДК: 026.06
Vikhreva Galina, Chernyshova Oksana.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-71-86
Аннотация: Представлены основные положения стратегии развития доступа к электронным ресурсам, разработанной отделом периодики ГПНТБ СО РАН; освещены некоторые направления деятельности по их реализации. Отмечено, что условием раз-работки оптимальных критериев формирования разноформатного фонда библиотеки, способного удовлетворять информационные потребности науки и образования, является понимание специалистами библиотеки тенденций развития той социальной среды, в которой функционирует библиотека. Сегодня стратегические задачи библиотеки – это развитие эффективной региональной библиотечно-информационной системы для обслуживания не только учёных, научно-исследовательских, проектных и производственных организаций, но также вузов города и региона. Подчёркнуто, что основополагающий принцип в комплектовании фондов библиотеки – приоритет электронных ресурсов перед традиционными. При этом особо отмечено значение тестового доступа для оптимизации параметров подписки на электронные ресурсы. Представлен опыт реализации проекта по формированию корпоративного доступа научных организаций к электронно-библиотечным системам. Это направление деятельности признано перспективным для дальнейшего развития наряду с другими, намеченными стратегией и способствующими повышению оперативности, полноты и качества обслуживания в новой информационной среде.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ
УДК: 026.06
Udartseva Olga.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-87-110
Аннотация: Веб-представительства открывают перед библиотеками новые возможности, позволяя активно взаимодействовать с пользователями и продвигать собственные информационные продукты в виртуальном пространстве. Предпосылкой для эффективного развития веб-представительств библиотек в виртуальном пространстве является их последовательная оценка. Цель статьи – изучить, как используются методы оценки эффективности деятельности библиотек в веб-пространстве. Автор рассматривает текущее состояние и популярные тенденции развития веб-представительств библиотек в виртуальном пространстве с применением современных методов веб-аналитики. В статье изложены результаты опроса «Современные тенденции развития ресурсов библиотек в веб-пространстве» 2019 г., в котором приняли участие 387 российских и зарубежных библиотек разных организационно-правовых форм. Особое внимание уделено присутствию библиотек в веб-пространстве и управлению ресурсами с использованием веб-аналитических инструментов. Результаты опроса позволили сделать вывод: сегодня главным достижением библиотек остаётся наличие официальных сайтов и аккаунтов в социальных медиа. Респонденты отметили, что они используют веб-аналитический инструментарий для оценки собственных веб-представительств. Однако результаты опроса показали: фактически используется только незначительная часть того потенциала, который предоставляют сегодня аналитические инструменты.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
УДК: 02(470+571) (09)
Pleshkevich Evgeny.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-111-120
Аннотация: Рец. на кн.: Мазурицкий А. М. Библиотеки в годы Великой Отечественной войны : учеб. пособие. – Орёл, 2020. – 139 с. Рассмотрено учебное пособие, посвящённое истории отечественного библиотечного дела в период Великой Отечественной войны. Представлен обзор структуры пособия. Дидактический анализ показывает: изложение логично и способствует раскрытию учебного материала, который имеет важное воспитательное значение. В плане научной дискуссии высказаны рекомендации по дальнейшему развитию темы. К ним относятся следующие: 1) обеспечение средствами библиотечного дела высокого морального духа и боевого настроя бойцов Красной армии (фронтовые и флотские библиотеки); 2) библиотечное обеспечение лечебного процесса и библиотерапия (госпитальные библиотеки); 3) библиотечно-информационное обеспечение перспективных научно-технических разработок (заводские научно-технические библиотеки); 4) библиотечное дело в системе культурно-просветительской и морально-психологической поддержки жителей блокадного Ленинграда; 5) поддержка средствами библиотечного дела высокого морального духа и веры населения в победу над врагом. Отмечены своевременность и актуальность рассматриваемого учебного пособия; подчёркнута необходимость подготовить учебник по истории библиотечного строительства в период Великой Отечественной войны.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
УДК: 02
Kushnarenko Natalya, Solyanyk Alla.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-121-132
Аннотация: Рец. на кн.: Столяров Ю. Н. Возвращённый Рубакин / Ю. Н. Столяров. – Москва : РШБА, 2019. — 416 с. : ил. Монография Ю. Н. Столярова уникальна по масштабности рассмотрения автором многогранной творческой и общественной деятельности Н. А. Рубакина как библиотековеда, библиографа и библиографоведа, книговеда, библиопсихолога, социолога книги и читателя, популяризатора науки, талантливого писателя, просветителя-энциклопедиста. Корректное использование автором исследовательского потенциала диалектического подхода впервые на солидном методологическом уровне позволило доказать жизнеспособность главного научного детища Рубакина — теории библиопсихологии, построенной на объективной научной основе и беспрецедентной эмпирической базе. В монографии впервые введены в научный оборот богатейшие фактологические и документальные свидетельства, подтверждающие, что разработанная учёным методика соединения книги и читателя опередила своё время на целое столетие. Охарактеризовано влияние предшественников, учителей и учеников Н. А. Рубакина на формирование теории и методики библиопсихологии. Научную и историческую ценность представляет опубликование составленных Рубакиным библиопсихологических портретов известных деятелей своего времени. В рецензии подчёркнуто, что монография Ю. Н. Столярова способствует существенному приросту библиотековедческого знания и выступает мощным катализатором дальнейшего осмысления вклада Н. А. Рубакина в мировую книжную культуру.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
НАША ИСТОРИЯ
УДК: 025.4.011
Gaudet Marcel.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-133-140
Аннотация: Публикуемый материал представляет собой предисловие к ключевому фрагменту переведённого доклада швейцарского библиотековеда и библиографа Марселя Годе (фр. Marcel Godet; 1877, Невшатель, Швейцария – 1949, там же) на конгрессе FID – Международной федерации по документации (1939). Доклад «Что означает термин “документация”» был переведён отечественным библиотековедом, основоположником библиотечного образования в нашей стране Любовью Борисовной Хавкиной (1871, Харьков – 1949, Москва); перевод сохранился только в рукописи. Этот фрагмент представляет двойной интерес – как свидетельство, во-первых, того времени, когда феномен документации, а также появившихся центров документации, только ещё осмысливался и обсуждался; деятельность новых центров критиковалась, соотношение их деятельности с функциями библиотек было неясно; во-вторых, пристального внимания к этому вопросу классика отечественного библиотековедения Л. Б. Хавкиной, к тому моменту только ещё вырабатывавшей своё отношение к появившейся в западном мире инновации. В предисловии к публикации фрагмента доклада приведены биографические сведения о Марселе Годе. Он имел библиотечное образование и работал по специальности. В 1909 г. был избран директором Швейцарской национальной библиотеки в Берне и занимал эту должность вплоть до ухода на пенсию в 1945 г. Благодаря усилиям М. Годе библиотека была усовершенствована, её деятельность существенно улучшена.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК:
Zverevich Victor, Sokolova Yuliya, Shrayberg Yakov.
Сведения о данной статье в Google Scholar
DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-141-162
Аннотация: Представлен аналитический обзор работы первой научно-практической конференции «Буква и Цифра: библиотеки на пути к цифровизации» («БиблиоПитер–2020»), которая состоялась 17–19 февр. 2020 г. в Санкт-Петербурге. Организаторами конференции выступили: ГПНТБ России, РГБ, Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» (НАББ), Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. В задачи конференции входило объединение усилий библиотек и других образовательных, информационных и научных учреждений различных ведомств для разработки новых подходов, методов и технологий в библиотечно-информационной сфере в условиях современной цифровой среды. В рамках программы конференции работали Школа НАББ и Школа ИРБИС «Цифровые технологии и сервисы в библиотеках». На конференции были представлены доклады самых известных и авторитетных учёных и специалистов в сфере библиотековедения, библиографии, информатики, библиометрии и культурологии; проведены круглые столы «Особый читатель в библиотеке» и «Интеллекты и библиотечный логос», мастер-класс по патентному поиску, специальное мероприятие по вопросам открытой науки, презентация книги: Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Авторское право в библиотеках, научно-исследовательских и учебных заведениях. В работе конференции приняли участие свыше 100 специалистов; было заслушано более 30 докладов. Прямые интернет-трансляции мероприятий конференции посмотрели более 600 человек. Записи всех мероприятий конференции в полном объёме доступны на ютьюб-канале ГПНТБ России, а презентации докладов – на сайте НАББ. Успех конференции обусловил принятие решения о её ежегодном проведении в Санкт-Петербурге (в середине февраля).
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼