Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2020, Номер: 12
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕУДК: 02:37
Sokolov Arkady, Turgaev Alexander.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-15-44 Аннотация: В Указе Президента В. В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» названы две национальные цели, имеющие непосредственное отношение к книжно-библиотечному делу: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Российский Библиологос (книжный разум) коллективно создавался в течение тысячелетий. Познание сущности Библиологоса — приоритетная задача книжно-библиотечной науки и библиотечно-информационного образования в наши дни. В статье рассмотрены биологические и социальные предпосылки книжной коммуникации, динамика развития классического Библиологоса и научно-педагогические основы формирования неклассического Библиологоса XXI в.
Библиологос – биологически и социально обусловленная разумная производительная сила, освоенная людьми в процессе гоминизации (очеловечивания). Предложено её функциональное определение.
Классическая Библиосфера – суперсистема книжно-коммуникационных систем, обеспечивающая воспроизводство, сохранение и дальнейшее развитие национальной книжной культуры. Её структуру образуют социально-культурные институты (системы или отрасли книжного дела): издательское дело, полиграфическая промышленность, книжная торговля, библиотечное дело, библиографическое дело. Каждый институт включает практику, образование, науку, специальную коммуникацию, органы управления. Отраслевые проблемы библиосферы изучаются родственными, но относительно самостоятельными научно-практическими учениями (библиографоведение, библиотековедение, документоведение, история книги, библиополистика, эдициология и др.), а общей проблематикой – комплексная наука о книге и книжном деле – книговедение, а также общая теория документа, или документология.
Подробно рассмотрено участие российского Библиологоса и библиотечной школы в реализации указов Президента В. В. Путина. Особое внимание обращено на европейский опыт моделирования человека нового типа, исторический проект «Память для будущего», киберсоциализацию общества будущего, актуальную проблематику неклассического библиотечно-информационного образования и синтез книжной культуры и цифровой культуры XXI в.
- Show annotation ▼
In the Decree of the President V. V. Putin of July 21, 2020 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", there are two national goals that are directly related to the book and library business: the education of a harmoniously developed and socially responsible personality and the implementation of digital transformation of key sectors of the economy and social spheres. The Russian Bibliologos (book mind) has been creatively and collectively created over millennia. Cognition of the essence of the Bibliologos is a priority task of book and library science and library and information education today. The article examines the biological and social prerequisites of book communication, the dynamics of the development of the classical Bibliologos and the scientific and pedagogical foundations of the formation of the non-classical Bibliologos of the XXI century.
The Bibliologos is understood as a biologically and socially determined intelligent productive force mastered by people in the process of hominization (humanization). The following functional definition is proposed: Bibliologos is the collective mind of a historically stable community of people who own the book culture, write and read books and are directly involved in the production of the bibliosphere.
The Classical Bibliosphere is defined as a supersystem of book-communication systems that ensures the reproduction, preservation and further development of the national book culture. The structure of the bibliosphere is formed by socio-cultural institutions (systems, or branches of the book business), namely: publishing, printing industry, book trade, librarianship, bibliography. Each institute includes practice, education, science, special communication, management bodies. The branch problems of the bibliosphere are studied by related, but relatively independent, scientific and practical studies (bibliography, library science, records management, book history, bibliopolistics, editsiology, etc.), and bibliology is engaged in general problems – a complex science (or a complex of sciences) about books and books, as well as general document theory, or documentology. In addition to branch institutes, the bodies of the bibliosphere are: bibliophile socio-cultural movement; non-profit and commercial founders and voluntary associations; government authorities and censorship.
The participation of the Russian Bibliologos and the library school in the implementation of the human-creative project as a national target is envisaged. Particular attention is paid to the European experience of modeling a new type of person, the historical project "Memory for the Future", cyber-socialization of the society of the future, topical issues of non-classical library and information education and the synthesis of book culture and digital culture of the XXI century. It is concluded that national security and the well-being of future generations depend on the non-classical Bibliosphere, in particular on national libraries and school librarians.
- Ключевые слова ▼
библиологос, библиосфера, библиотековедение, библиотечно-информационное образование, библиотечное дело, книговедение, книжная культура, педагогика, разум коллективный, Россия, указы Президента В. В. Путина, цифровая культура, человек нового типа, bibliologos, bibliosphere, library science, library and information education, librarianship, bibliology, book culture, pedagogy, collective mind, Russia, presidential decrees, digital culture, a person of a new type
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИУДК: 022.42+930.25
Shrayberg Yakov, Goncharov Mikhail, Kolosov Kirill.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-45-58 Аннотация: Рассмотрены принципы и технологии, используемые при создании Открытого архива ГПНТБ России. Особое внимание уделено актуальности поставленной задачи в условиях цифровизации. В качестве основной цели выступает создание единого Открытого архива информации (ЕОАИ) ГПНТБ России, объединяющего все электронные полнотекстовые ресурсы, создаваемые или собираемые библиотекой на правовой основе. Приведены базовые принципы ЕОАИ ГПНТБ России как целостной информационной системы. Раскрыты функциональные возможности и структура таблиц используемых протоколов для разработки специального программного и технологического обеспечения для ЕОАИ ГПНТБ России. Приведена и обоснована перспективная функциональная схема архива. Рассмотрены возможные схемы программно-технической реализации сервера приложений и метаданных ЕОАИ ГПНТБ России, а также вопросы взаимодействия со смежными и родственными крупными информационными системами, в том числе Национальной электронной библиотекой. Отмечено, что реализация системы будет важным этапом на пути к созданию типовой модели электронной библиотеки, функционирующей как участник взаимодействия в системе открытых архивов. Это упростит технологию обмена данными в информационных системах библиотек, научно-информационных подразделениях научных организаций, университетов, общеобразовательных учреждений и обеспечит поддержку поиска информации через единую точку доступа на веб-порталах. Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 075-01300-20-00 «Разработка и совершенствование системы Открытого архива интегрированных информационно-библиотечных ресурсов ГПНТБ России как современной системы управления знанием в цифровой среде: на пути к Открытой науке» на 2020–2022 гг.
- Show annotation ▼
The authors examine the principles and technologies of RNPLS&T’s Open Archive development. Special attention is given to the urgency of the task under the circumstances of digitalization. The main goal is seen as building the Single Open Archive of Information (SOAI) of the Russian National Public Library for Science and Technology that is to accumulate every digital full-text resources designed or acquired legally by the Library. The key principles of SOAI as an integrated information system are specified. The functionalities and protocol table structure for RNPLS&T’s SOAI soft- and hardware are discussed. The projected functional structure of the archive is described and explained. Possible software and hardware solutions for SOAI application and metadata server are discussed along with the interaction with large related information systems like the National Electronic Library (NEL). The system implementation will become the next important stage in building the typical model of e-library as a player in the open archive system. This is to facilitate the technology of data exchange in library information systems, units of science information within research organizations, universities, general educational institutions, and to support information retrieval via the single access point at web-portals. The article is prepared within the framework of the State Order № 075-01300-20-00 “Design and development of RNPLS&T’s Open Archive of Integrated Information Library Resources as a modern system of knowledge management within the digital environment: On the way to Open Science” for the years 2020–2022.
- Ключевые слова ▼
открытый доступ, открытые архивы, библиотечные автоматизированные системы, Open access, open archives, automated library systems
НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯУДК: 001.816+001.811
Lapochkina Victoria, Dolgova Vladislava, Bezrodnova Karina, Orshanskaya Yuliya.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-59-82 Аннотация: Цель представленного исследования – разработка и обоснование методического подхода к оценке публикационной активности российских исследователей по регионам Российской Федерации на основе данных Web of Science Core Collection и Scopus. Принципиальное отличие предложенного в статье методического подхода к оценке публикационной активности российских исследователей по регионам Российской Федерации от существующих состоит в устранении недостатков – завышения или занижения значений показателей публикационной активности, полученных ими. Кроме этого, предложенный подход позволяет анализировать все регионы страны в целом, а не отдельные области или регионы. Исследование подтверждает неравномерность научно-технологического ландшафта по федеральным округам и отсутствие в некоторых из них корреляции между результатами научной деятельности и имеющимися в регионе ресурсами. Результаты проведённой работы позволят государственным органам принимать необходимые управленческие решения на федеральном и муниципальном уровнях.
Исследование выполнено за счёт средств государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение продвижения национальных журналов в международные базы научного цитирования и информационно-аналитическое обеспечение государственной подписки научных и образовательных организаций к международным информационным ресурсам в сфере науки».
- Show annotation ▼
The study task is to develop and substantiate the methodological approach toward assessing publication activities of Russian researchers in the RF regions based on Web of Science Core Collection and Scopus. The fundamental distinction of the proposed method from the existing ones is that it enables to eliminate over-estimation and under-estimation of publication activity figures. Besides, it enables to analyze all the regions at once rather than individual districts or territories. The study sustains inconsistency of the sci-tech landscape in different federal okrugs (regions) and, for several of them, lacking the correlation between the research results and available resources in the regions. The study findings would enable the government authorities to make administrative decisions at the federal and municipal levels.
The study was accomplished out of the funds of the State Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation “Organizational, technological, research and methodological support and promotion of national journals to the international science citation databases; information and analytical support of the publicly funded subscription to international information resources in science for research and educational organizations”.
- Ключевые слова ▼
публикационная активность, российские исследователи, научные статьи, Web of Science Core Collection, Scopus, регионы Российской Федерации, методический подход, publication activity, Russian researchers, scientific papers, Web of Science Core Collection, Scopus, regions, Russian Federation, methodological approach
УДК: 579
Tsvetkova Valentina, Mokhnacheva Yuliya, Kharybina Tatyana, Beskaravainaya Elena, Mitroshin Ivan.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-83-98 Аннотация: Проблема выявления наиболее активно развивающихся научных тем очень актуальна. Отслеживание динамики терминологии научных направлений на примере тематической области «Микробиология» позволяет сделать выводы о происходящих внутри научного направления изменениях. Особенно показателен анализ такой динамики у часто цитируемых публикаций, как наиболее востребованных научным сообществом. На примере разработанного нами ранее рубрикатора «Микробиология» мы показали методику по определению наиболее активно развивающихся научных тем на основе метода частотного распределения ключевых слов. Можно предположить, что доля уникальных ключевых слов в рубриках может служить индикатором, показывающим широту спектра разнообразия исследований, методов, организмов: чем больше доля таких слов, тем более разнообразными являются исследования по направлению. Показано, что по числу документов выделяется рубрика «Генетика дрожжей и микроскопических грибов», вобравшая в себя наибольшее количество документов, а на долю уникальных ключевых слов приходится 83%.
К числу активно развивающихся рубрик можно также отнести «Почвенную микробиологию», «Геомикробиологию», «Взаимоотношение возбудителя и хозяина» и «Генетику бактерий».
- Show annotation ▼
It is very important to identify the most developing research areas. The analysis of terminology dynamics, as exemplified by microbiology, enables to make conclusions on the current changes within the corresponding branch of science. The terminological dynamics of the most cited publications demonstrates high relevance of research findings demanded by scientific community. As exemplified by our Microbiology subject index, we introduce the method of identification of the most developing research problems based on key words frequency distribution. We suggest that the share of unique topic-oriented key words in the articles which belong to the same topic-oriented group is a variable that correlates with the range of research studies, methods, and the diversity of microorganisms: the greater is the number of these words, the greater diversity of topics is comprised by scientific papers in the field. Within this study, the group of papers falling under the heading of Genetics of yeasts and microfungi is leading in the number of papers with the number of topic-oriented key words amounting to 83%. Soil microbiology, Geomicrobiology, Pathogen-host interactions, and Bacterial Genetics also belong to the most developing topics.
- Ключевые слова ▼
библиометрические исследования, тематические направления в науке, микробиология, ключевые слова, уникальные ключевые слова, частотное распределение, bibliometric research, thematic areas in science, microbiology, keywords, unique keywords, frequency distribution
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИУДК: 026.06
Grigoryev Sergey, Dunaeva Natalya, Tsarapkina Yuliya, Anisimova Alena.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-99-126 Аннотация: Статья посвящена использованию электронно-библиотечной системы с помощью личного кабинета студента – личной электронной библиотеки. В связи с появлением большого потока информации и отсутствием у студентов критериев её отбора проблема использования информационных технологий для обеспечения обучающихся качественной учебной информацией выходит на первый план. Статья знакоимт с результатами разработки личной электронной библиотеки, обеспечивающей студентов учебным материалом в полном объёме, а также с исследованием эффективности использования личного кабинета в процессе обучения. Авторы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх модулей: базового, теоретического и интеллектуального, а также установили влияние личной электронной библиотеки на уровень учебной мотивации студентов и успеваемости. Результаты исследования показали, что личная электронная библиотека повышает учебную мотивацию студентов, положительно влияет на их успеваемость, повышая качество образования. Практическая значимость работы заключается в создании личной электронной библиотеки студента на базе электронно-библиотечной системы РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. Библиотека студента может использоваться при обучении студентов вуза.
- Show annotation ▼
The article is devoted to the currently topical topic of using the electronic library system by means of creating a student's personal account – a personal electronic library. The problem of using information technologies to provide students with high-quality educational information is currently coming to the fore due to the emergence of a large flow of information and the lack of criteria for its selection among students. The purpose of the publication is to acquaint readers with the results of work on the development of a personal electronic library of a university student, to provide students with educational materials in full, as well as with the results of a study of the effectiveness of using a personal account in the process of teaching students. To achieve this goal, the authors carried out experimental work, consisting of three modules: basic, theoretical and intellectual, as well as experimental work to establish the influence of the developed personal electronic library on the level of educational motivation of students, as well as its relationship with academic performance. The results of the study show that the use of a personal electronic library increases the educational motivation of students to study the subject, and also positively affects the academic performance of students, improving the quality of education. The practical significance of the work lies in the creation of a student's personal electronic library based on the electronic library system of the RSAU-Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazeva, which can be used in teaching university students.
- Ключевые слова ▼
информационные технологии, личный кабинет, учебная мотивация, электронная информационно-образовательная среда, электронно-библиотечная система, information technology, personal account, educational motivation, electronic information and educational environment, electronic library system
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫУДК: 025.4036+338.436.33
Bunin Mikhail, Kolenchenko Irina, Pirumova Lidiya.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-127-142 Аннотация: Рассмотрены исследования, проведённые в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке по актуализации общеотраслевых лингвистических средств, используемых в информационно-поисковой системе библиотеки и сводном каталоге библиотек научно-исследовательских учреждений АПК России. Кратко описан набор используемых лингвистических средств, представлена двухуровневая модель структуры лингвистического обеспечения библиотеки. Рассмотрены роль и преимущества использования информационно-поисковых языков в автоматизированной информационно-поисковой системе. Цель исследования – совершенствование информационного обеспечения научных исследований в АПК в части актуализации БД информационно-поискового тезауруса по сельскому хозяйству и продовольствию и БД «Авторитетный файл наименований НИУ АПК» (АФ). Представлены краткие характеристики этих ИПЯ и их функции. Информационно-поисковый тезаурус индексирует документы и запросы; отражает парадигматические отношения, существующие между лексическими единицами; обеспечивает контроль и нормализацию лексики по сельскому хозяйству и продовольствию, единое и формализованное представление информации в БД «АГРОС», автоматизированное расширение поискового образа документа; выполняет функции терминологического справочного пособия в области сельского хозяйства и продовольствия. АФ выступает справочным пособием для получения информации о наименовании учреждения с момента его основания и инструментом для формирования элемента библиографической записи «Наименование организации (коллективный автор)»; организует поиск в информационных ресурсах. Представлены работы по пополнению контента новыми лексическими единицами и редактированию ранее включённых данных.
- Show annotation ▼
The studies were accomplished at the Central Scientific Agricultural Library (CSAL) to update the industry-wide linguistic instruments used in the Library’s Information Retrieval System and union catalog of the research institutions’ libraries of the Agroindustrial Complex (AIC) of Russia. The set of linguistic tools is briefly described; the two-level model of the linguistic support structure is introduced. The significance and advantages of using information retrieval languages in the Automated Information-Retrieval System are discussed. The purpose of the study was to improve the information support of research in the AIC in terms of actualization of the database (BD) of the Information Retrieval Thesaurus in Agriculture and Food and the database “Authority File (AF) of Scientific Research Institutions (SRI) in the AIC”. Brief descriptions of these information retrieval languages and their functions are included. The functions of the Information-Search Thesaurus are: to index documents and inquiries; to reflect the paradigmatic relations between lexical units; to control and normalize lexis in agriculture and food; to provide unified and formalized information representation in AGROS database; to expand automatically document search profiles; it also functions as a terminological guide in agriculture and food. As the guide, it retrieves the names of institutions since the foundations date; it can be also used for constructing the bibliographic record element (organization’s name. or corporate author); and retrieves information from information resources. The procedures for adding new lexical items and revising the previously included data are described.
- Ключевые слова ▼
лингвистическое обеспечение, информационно-поисковые языки, авторитетные файлы, тезаурусы, информационное обеспечение, научные исследования, АПК, ЦНСХБ, linguistic support, information retrieval languages, authority files, thesauri, information support, research, AIC, CSAL
УДК: 025.49
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-143-158 Аннотация: Приведена общая справочная информация о двух национальных классификационных системах – Китайской Народной Республики и Республики Корея. Публикации по этой теме в отечественной профессиональной литературе не известны. Автор использует определение термина, принятое в Международном обществе по организации знаний. В статье рассказано о типологических категориях классификационных систем. В первой части статьи изучена совершенно оригинальная система – Библиотечная классификация Китая. Последовательно рассмотрены история её создания, имеющиеся варианты и издания, структура и особенности, границы распространения. Во второй части проанализирована Десятичная классификация Республики Корея, в основе которой лежат широко известные таблицы Десятичной классификации
М. Дьюи. Часть основных классов была использована без изменений, а другие полностью перестроены так, чтобы Корея и корейский язык в таблицах оказались на первых делениях. Аналогичные изменения были внесены в класс религии. Эта система существует только в одном варианте (последнее, шестое, издание имеет три тома). Считается национальной, но не используется в некоторых научных библиотеках Южной Кореи. Знание практики применения классификационных систем в зарубежных странах – безусловный показатель нашей классификационной культуры.
- Show annotation ▼
The purpose of the article is to provide general background information about two national classification systems (CS), about which there have been practically no publications in Russian professional literature. The author gives the definition of national CS, adopted by the International Society for Knowledge Organization (ISKO) and talks about the typology categories of CS. The first part considers the Library Classification of the People's Republic of China (CLC). The history of its creation, the available variants and publications are sequentially analized. The distribution boundaries of CLC are shown, its structure and features are considered. CLC is a completely original system created by Chinese experts. The second part of the article analyzes the Decimal Classification of the Republic of Korea (KDC). Widespread in the world of DDC schedules were taken as the basis of the KDC many years ago. Some of the main classes were used unchanged, while others were completely rearranged so that Korea and Korean language were in the first places in the schedules. Similar changes were made to the religion class. KDC has only one option (the last 6th edition is in 3 volumes). It is considered national, but not used in all scientific libraries in South Korea. Knowledge of the classification practices of foreign countries is an indisputable indicator of our classification culture.
- Ключевые слова ▼
национальная классификация, Международное общество по организации знаний, ИСКО, терминология классификационных систем, типология классификационных систем, Библиотечно-библиографическая классификация, ББК, Десятичная классификация М. Дьюи, ДКД, Библиотечная классификация Китайской Народной Республики, БКК, Десятичная классификация Республики Корея, ДКК, Онлайновый компьютерный библиотечный центр, классификационная культура, national classification system, International Society for Knowledge Organization, ISKO, classification systems terminology, classification systems typology, Library-Bibliographical Classification, LBC, Dewey Decimal Classification, DDC, Chinese Library Classification, CLC, Corean Decimal Classification, CDC, Online Computer Library Center, OCLC, classification culture
БИБЛИОТЕЧНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯУДК: 026.06:001.4
Volkova Ksenia, Zverevich Victor.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-159-172 Аннотация: Предпринята попытка определить, какое из двух прилагательных предпочтительнее использовать при описании процессов или объектов (предметов) исследования сфер научного знания, связанных с функционированием современной библиотеки, или это синонимы и их правомерно употреблять в равной степени. Описана история возникновения прилагательных «цифровой(ая)» и «электронный(ая)» и связанных с ними терминов. Приведены определения этих терминов в двух наиболее известных словарях английского языка – Оксфордском и Кембриджском. Оценено современное использование этих прилагательных, в том числе в сфере библиотечно-информационной деятельности и науки. Приведены данные, полученные в результате анализа сайтов крупнейших мировых библиотечных объединений – Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и Американской библиотечной ассоциации. Проанализированы история применения и современное использование прилагательных «цифровой(ая)» и «электронный(ая)» в библиотечно-информационной практике и науке нашей страны. В контексте поставленных в статье задач проанализирован ГОСТ 7.0.103-2018 «Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения». Авторы делают вывод: оба прилагательных можно употреблять как синонимы при решении теоретических и/или практических задач библиотечной и информационной деятельности, и что вполне допустимо использовать термины «цифровая (электронная) библиотека» или «цифровое (электронное) библиотековедение».
- Show annotation ▼
The authors attempt to determine which of two adjectives are preferable to be used to describe processes and/or objects of cognition within scientific disciplines related to modern libraries, and whether these two terms are the synonyms to be reasonably equally used. The history of the adjectives digital and electronic as well as of the related terms is described; the definitions are given as they appear in Oxford and Cambridge dictionaries of the English language.
The modern-day use of these adjectives, in particular in library and information activities and studies is assessed. The findings of the analysis of the websites of major world library associations are presented, e.g. those of International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA) and American Library Association (ALA). The history of use and the current status of the adjectives digital and electronic in library and information practice and scientific studies are analyzed. Within the context of the problems set forward in the article, the state terminological standard GOST 7.0.103-2018 “Library and information services. Terms and definitions” is reviewed. The authors conclude that the two adjectives are synonymous and may be used equally when solving theoretical and/or practical problems in library and information activities and studies; and that the combinations digital/electronic libraries and digital/electronic library science are equally acceptable.
- Ключевые слова ▼
цифровая библиотека, электронная библиотека, цифровая книга, электронная книга, цифровое библиотековедение, электронное библиотековедение, digital library, electronic library, digital book, electronic book, digital library science, electronic library science
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХУДК: 026.06
Shevchenko Lyudmila.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-173-188 Аннотация: Рассмотрена история развития зарубежных и российских библиотечных сайтов по данным за 1996–2017 гг., полученным из материалов профессиональной литературы и веб-архива. Были проанализированы сайты
российских библиотек: БЕН РАН, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, РГБ, ГНПБ
им. К. Д. Ушинского, ГПНТБ России, РНБ, ЦНМБ, ГПНТБ СО РАН и отделение ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ, БАН, ДВГНБ, Нижегородская ОУНБ, Новосибирская государственная ОНБ. Исследовалось ограниченное количество сайтов, так как проследить развитие сайта из-за смены доменных имён невозможно. Анализировались архивные копии домашних страниц указанных библиотек, сделанные с помощью сервиса «Wayback Machine». Проведено сравнение первых домашних страниц зарубежных и российских библиотек (1996–1998 гг.), выявлены отличия контента. Показана динамика развития сайтов российских библиотек до 2017 г. Сделан вывод: на протяжении своего развития библиотечные сайты меняют дизайн, наполнение, форму представления информации, системы навигации и поиска, но это не всегда удобно пользователям. Библиотекам необходимо демонстрировать и эффективно продвигать свой контент и ресурсы, ориентируясь на удобство пользователей. Развитие интернет-технологий, создание веб-представительств библиотек изменило библиотечную работу. Библиотекам следует тщательно продумать, как организовать сайт и как его оценивать.
- Show annotation ▼
The history of foreign and Russian libraries’ websites in 1996—2017 is analyzed on the basis of professional publications and web-archive. The author analyzed the websites of Russian libraries, i. e. RASL Library for Natural Sciences, All-Russia Library for Foreign Literature, Russian State Library, Russian National Library, State National Pedagogical Library, Russian National Public Library for Science and Technology, Central Scientific Medical Library, State Public Scientific and Technological Library of the RAS Siberian Branch and divisions, Central Scientific Agricultural Library, Russian Academy of Sciences Library, Far Eastern State Scientific Library, Nizhny Novgorod Regional Universal Scientific Library, Novosibirsk State Regional Scientific Library. The number of websites was limited due to many changed domain names which disables the analysis. The archive copies of the selected libraries’ home pages obtained through the Wayback Machine service were analyzed. The first (1996–1998) home pages of Russian and foreign libraries are compared and distinctions are identified. The dynamics of Russian libraries’ websites up to 2017 is characterized. The author concludes that the libraries have been regularly changing design, content, representation forms, and navigation and retrieval systems, which is often not welcome by their users. The libraries have to introduce and promote efficiently their content and resources with the focus on user friendliness. Internet technologies and libraries’ representing themselves on the World Wide Web have changed library practice, and the libraries have to think over how to design the website and how to assess it.
- Ключевые слова ▼
сайты библиотек, homepage, веб-архив, удобство использования, library websites, homepage, web-archive, user friendliness
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИУДК: 027.7
Antonova Olga, Sladkova Olga.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-12-189-201 Аннотация: Информационное пространство университета рассмотрено как часть образовательной среды, способствующей успешной социальной и профессиональной адаптации студентов. Проведено в пилотном режиме исследование восприятия студентами информационной составляющей образовательной среды. В 2019–2020 учебном году в Российском государственном аграрном университете – МСХА им. К. А. Тимирязева. Проанализирована роль университетской библиотеки в образовательной среде вуза. Подчёркнуты исторические особенности ЦНБ им. Н. И. Железнова. Перечислены информационные продукты, создаваемые библиотекой вуза, и внешние информационные ресурсы (специализированные базы данных, сайты и серверы ведущих учреждений в области сельского хозяйства) к которым организован доступ. Подчёркнуты продуктивность совместной деятельности информационных специалистов и преподавателей университета и роль библиотеки в воспитании информационной культуры будущих специалистов и в формировании их позитивного информационного поведения. Подведены итоги и намечены перспективы работы ЦНБ по созданию и сохранению благоприятной среды для формирования профессиональных компетенций и социальной адаптации студентов университета.
- Show annotation ▼
Academic information space is seen as an element of educational environment to facilitate student social and professional adaptation. The students’ perspective of the information component of educational environment was studied at Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy in 2019–2020 as the pilot project. The role of the academic library in the life of university educational environment is analyzed. The long-standing characteristics of Zheleznov Central Scientific Libraries are discussed. The Library’s information products and external information resources (special databases, www-sites and webservers of leading agricultural institutions with the access provided) as well as the Library’s information services and factors to define professional information demands are discussed. The efficiency of collaboration between librarians and the faculty is emphasized. The role of the Library in educating information culture in specialists-to-be and influencing their satisfactory information behavior is characterized; the Library’s cultural and educational activities and events (lectures, arts exhibition, etc.) are discussed. The conclusions are made and prospects for developing favorable environment for students’ social adaptation and for educating professional competences are outlined.
- Ключевые слова ▼
библиотека университета, информационные ресурсы, информационная культура, информационные технологии, образовательная среда, профессиональная компетентность, психологическое благополучие студентов, university library, information resources, information culture, information technology, educational environment, professional competence, students’ mental well-being