Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 02
ДОКУМЕНТОЛОГИЯУДК: 002.1
Stolyarov Yury.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-15-40 Аннотация: В статье раскрыты исходные положения документологии. Её предметом является документ как абстрактное понятие, рассматриваемое на методологическом, теоретическом, историческом и практическом уровнях. В структурном отношении документ правомерно изучать как в целом, так и по отношению к его отдельным сторонам, особенностям. Результат такого изучения – разделение документологии на всеобщую, особенную и частную. Главное общецивилизационное значение документа как самого выдающегося изобретения человеческого гения состоит в том, что при посредстве документа представилась возможность осуществить то, чего не удавалось в других сферах человеческого бытия, – остановить время и даже повернуть его вспять. Документ представляет собой овеществлённую бесплотную мысль из всех областей знания и за всё время существования цивилизации. Появление письменности позволило провести рубеж между доисторическим и историческим временем существования человечества. Без документа невозможно выполнение ни одной общественной функции, именно он является самым мощным фактором развития мировой цивилизации.
Сущность документа сравнивается с сущностью информации; документ освещается главным образом со стороны его составляющих: номинативной, генерарной, материальной, сигнативной, семантивной, синтактивной, темпоральной и прагмативной. Отмечено, что из множества определений документа наилучшее принято Международной организацией по стандартизации (ISO): документ – это «записанная информация или материальный объект, которая может использоваться в качестве единицы в документационном процессе»;
в частности, документом библиотечного фонда предлагается считать записанную информацию или материальный объект, который соответствует профилю этого фонда.
Дано общее представление об основных постулатах документологии, выработанных к настоящему времени: они включают в себя структуру документологии, её законы, общие закономерности создания, распространения, хранения и применения документов, характеристику основных составляющих документа.
- Show annotation ▼
The author introduces the basic principles of documentology. Its subject is the document as an abstract concept considered at the methodological, theoretical, historical and practical levels. Structurally, it is legitimate to study the document as a whole, as well as in relation to its individual aspects and features.
The result of this study is the division of documentology into general, special and specific discipline. The pan-civilization significance of documents as the most important masterpiece of human genius is that it enables to freeze things in time or even to turn time back – which is otherwise impossible for the human beings.
The documents give the material form to ethereal thoughts and knowledge of any kind, over the entire existence of the humankind. The appearance of the written language enables to draw the line between prehistorical and historical periods of human existence. No one social function is possible without documents; the documents has been the most powerful factors of the civilization progressing.
The entity of document is compared to that of information; the former is characterized mainly with its components, namely nominative, generative, material, signative, semantic, syntaxive, temporal and pragmatic. The best definition of document is given by the International Organization for Standardization (ISO): Document is “recorded information or material object which can be used as a unit in the documentation process”; in particular, the document in library collections is the recorded information or a physical matter matching the collection profile. The basic postulates of documentology are generalized; they comprise the discipline structure and laws, the general principles of creating, disseminating, storing and using the documents; as well as the core document elements.
- Ключевые слова ▼
предмет документологии, структура документологии, сущность информации, информационный объект, сущность документа, документологическая терминология, законы документологии, составляющие документа, object of documentology, documentology structure, entity of information, information object, entity of document, documentological terminology, laws of documentology, document components
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕУДК: 02(092) Минкина В. А.
Brezhneva Valentina, Babushkina Yuliya, Paramonova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-41-48 Аннотация: В марте 2021 г. исполнилось 80 лет со дня рождения В. А. Минкиной − известного учёного, доктора педагогических наук, профессора кафедры информационного менеджмента, которую она возглавляла с 1992 по 2004 г.
В память Валентины Альфредовны на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры ежегодно проводится международная научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование». Вклад Валентины Альфредовны в развитие библиотековедения трудно переоценить. В статье дан краткий очерк о деятельности В. А. Минкиной как учёного, лидера научной школы и замечательного педагога. Авторы приводят основные этапы зарождения, становления и развития конференции, посвящённой памяти В. А. Минкиной. Эта конференция выделяется из множества других, проводимых в библиотечной сфере, поскольку здесь рассматриваются именно вопросы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений, чему способствуют воплотившиеся в жизнь идеи Валентины Альфредовны и традиции кафедры.
- Show annotation ▼
In March, 2021, Valentina A. Minkina would turn eighty. Valentina
A. Minkina is a prominent scientist, doctor of pedagogy, Professor of Information Management Department that she headed from 1991 to 2004. In memory
of Valentina Minkina, the Library and Information Faculty of Saint-Petersburg State Institute of Culture holds the annual International Scientific and Methodological Conference “Continuing LIS Education”. Due to the COVID-19 pandemic, many professional events had to move to online or were deferred to a later date, and this conference, too. It is hard to overestimate the contribution of Valentina Minkina made to the library science. The authors review in brief her research
efforts as the leader of the library scientific school and a wonderful mentor.
The authors also review the origins and development of the conference.
Among other library professional forums, the conference is unique as it focuses on professional education and training staff for libraries and information organizations, which is due not in no small way to Minkina’s ideas and the faculty’s traditions. The most significant publications in the periodicals on the conference are listed.
- Ключевые слова ▼
СПбГИК, библиотечно-информационный факультет, В. А. Минкина, кафедра информационного менеджмента, непрерывное библиотечное образование, Saint Petersburg State Institute of Culture, library and information Faculty, Valentina A. Minkina, information management department, continuing LIS education
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИУДК: 021.2:574+02:004
Elena Bychkova.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-49-64 Аннотация: Экологическая тематика – значимое направление в деятельности ГПНТБ России. В 2009 г. в библиотеке создана «Электронная библиотека по экологии», которая на данный момент включает в себя 22 коллекции, содержащие более 800 книг, журналов и продолжающихся изданий из Фонда раритетных изданий ГПНТБ России и организаций-партнёров проекта. Коллекции выпускаются на DVD, они представлены и в открытом доступе в экологическом разделе сайта библиотеки. Цель проекта – создание доступного полнотекстового ресурса, отражающего вопросы природопользования в России на основе научной литературы ХVIII – начала ХХ в. Ресурс пополняется за счёт создания новых тематических коллекций. Для достижения поставленной цели сотрудники группы проектов в области экологии и устойчивого развития разработали и реализуют алгоритм создания тематических коллекций, включающий подбор и оценку содержания изданий, их оцифровку и создание электронного издания, зарегистрированного в НТЦ «Информрегистр». После размещения коллекции в открытом доступе проводится дополнительная работа по популяризации её содержания путём создания методических рекомендаций по использованию изданий в экологическом просвещении.
Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 075-01300-20-00.
- Show annotation ▼
Ecological issues make the significant stream in RNPLS&T’s activities. In 2009, the Ecological E-library was established. At present, the E-library comprises 22 collections of over 800 books, journals and serials in the rare publications collections of RNPLS&T and partner organizations. The collections are being published on DVDs and are also available on open access on the Library’s ecological webpage. The project goal is to acquire an accessible full-text resource in the RF nature management built on science literature of the 18th-early 20th centuries. The resource is being enriched with new special collections. For this purpose, Ecology and Sustainable Development Projects Group has implemented the algorithm for special collection development encompassing content selection and assessment, digitization of publications and publishing the digital periodical registered by Informregistr Sci-tech Center. After the collection is loaded online, the Group is to promote it through issuing methodological guide on how to use the collection in ecological education.
The article is prepared within the framework of the State Order № 075-01300-20-00.
- Ключевые слова ▼
электронная библиотека, электронные коллекции, экология, природопользование, раритетные издания, e-library, digital collections, ecology, nature management, rare publications
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХУДК: 025:004
Timoshenko Igor.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-65-80 Аннотация: Изложены вопросы развития библиотечных технологий за счёт полнофункционального использования стандартных возможностей систем бесконтактной автоматической идентификации. Представлены: технические возможности таких систем для уникальной идентификации библиотечных документов в библиотечных информационных системах различного уровня масштабирования; возможность использования стандартных идентификаторов библиотечных документов в информационных системах не библиотечного назначения, а также возможность использования функциональности таких систем для автоматизации библиотечных технологий. Показана ведущая роль технологии радиочастотной идентификации (РЧИ) в развитии бесконтактной автоматической идентификации. Рассмотрены особенности применения технологии РЧИ в библиотеках с точки зрения гармонизации нормативной базы библиотечных технологий в этой области с существующими международными и национальными стандартами Российской Федерации в области бесконтактной автоматической идентификации. Развитие концепции интернета вещей ведёт к появлению новой коммуникационной среды, основанной на технологии бесконтактной автоматической идентификации. Стандартные возможности новой технологии могут существенно расширить функциональные возможности библиотечной автоматизации. Интеграция библиотечных информационных систем с глобальными системами автоматической идентификации сегодня назрела – это вытекает из общей логики развития информационных систем и, в частности, библиотечных систем РЧИ.
Статья подготовлена в рамках проведения работ по государственному заданию 730000Ф.99.1.БВ09АА00006.
- Show annotation ▼
The author examines prospects for applying the full-range standard functionalities of automatic proximity identification systems. He discusses their performance capabilities for unique identification of library documents in the library information systems of different scaling plateau; using standards library standard identifiers in non-library information systems; the functionality of automatic proximity identification systems for library automation. The RFID technology plays the key role in developing automatic proximity identification. The library application features are examined from the viewpoint of harmonization with international and RF standards of automatic proximity identification systems. Developing the Internet of things concept gives into a new communication environment emerging based on the automatic proximity identification. This technology's standard capabilities may significantly expand the functionality of library automation. Integration of library information systems with global automatic identification systems is on agenda which is evidenced by the logic of development of information systems and library RFID.
The article is written within the framework of the State Order № 730000F.99.1.BV09АА00006.
- Ключевые слова ▼
автоматическая бесконтактная идентификация, радиочастотная идентификация, АБИС, РЧИ, автоматизация библиотек, электронный код продукции, интернет вещей, automatic proximity identification, Radio Frequency Identification, ALIS, RFI, library automation, production electronic code, internet of things
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХУДК: 025.5:004
Smirnov Yury, Sokolova Yuliya.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-81-90 Аннотация: Статья посвящена новому виду дистанционного обслуживания читателей – чат-коммуникации. Рассмотрено использование этой технологии в различных организациях и библиотеках. Исследовано применение интеллектуальных информационных систем при создании виртуальных помощников, или чат-ботов. Авторы отмечают, что научно обоснованная классификация чат-ботов на данный момент отсутствует. В статье сделана попытка типологизировать виртуальных собеседников на основе типологий, предлагаемых организациями – разработчиками систем чат-ботов. Уделено внимание российской разработке – библиотеке искусственного интеллекта iPavlov. Авторы отмечают, что различные системы чат-коммуникации с читателями внедряются не только за рубежом, но и в России. Наиболее интересные примеры – чат-боты в мессенджере Telegram от Российской государственной библиотеки для молодёжи, ГКУК г. Москвы «Дирекция культурных центров» и от Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих и выполняемые ими функции. В статье представлена система чат-коммуникации jivo, внедрённая в ГПНТБ России. Обоснован выбор именно этой системы, показаны результаты её эксплуатации. Сделан вывод: чат-коммуникация полностью соответствует принципам обслуживания читателей и повышает эффективность обслуживания.
- Show annotation ▼
The chat communication is a new type of user distance service. The authors examine the technology applications in different organizations and libraries, in particular. Intelligent information systems are used for designing virtual assistants and chatbots. The authors emphasize that, as for today, the scientific classification for chatbots is lacking. They attempt to categorize virtual talkbots. They discuss iPavlov artificial intellect library. The most interesting Russian developments are Telegram chatbots of Russian State Library for Young Adults, Directorate of Cultural Centers of Moscow, and that of St. Petersburg State Library for the Blind and Visually Impaired. RNPLS&T has implemented jivo system of chat communication. The reasons for choosing this system and operation results are discussed. The authors conclude that chat communication meets the principles and improves efficiency of user services.
- Ключевые слова ▼
чаты, чат-коммуникация, чат-боты, виртуальный собеседник, интеллектуальная информационная система, chats, chat communication, chat bots, virtual talkbot, intelligent information system
УДК: 025.44/.47:004
Kononova Ekaterina, Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-91-100 - Show annotation ▼
Classification systems are published primarily in the book form, for various purposes and in different versions. They are identified by the number or year of publication. The authors propose another variant of maintaining classification systems, i.e. in the card format.
The authors discuss the issues of presenting classification schedules of popular classification systems on the Internet with special focus on their applications. They explain why privately owned classification systems, like Dewey Decimal Classification (DDC) and Universal Decimal Classification (UDC), are not published on the Internet, while the systems supported by government organizations (e.g. national libraries) are traditionally published openly. The authors provide the example of the Library of Congress Classification (LCC), which is the United States’ National Classification System and which is published on open access. The project of the open presentation of the Library-Bibliographical Classification (LBC) in several versions supplemented with indices on the website of the Russian State Library (RSL) is described in more detail. The possibilities for their use are analyzed.
- Ключевые слова ▼
классификационные системы, основные таблицы, вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель, Десятичная классификация Дьюи, ДКД, Универсальная десятичная классификация, УДК, Консорциум УДК, УДКК, Библиотечно-библиографическая классификация, ББК, Классификация Библиотеки Конгресса США, КБК, формат классификационных данных, Всемирная паутина, classification systems, main classification schedules, classification tables, alphabetical subject index, Dewey Decimal Classification, DDC, Universal Deci-mal Classification, UDC, UDC Consortium, UDCC, Library of Congress Classification, LCC, Library-Bibliographical Classification, LBC, classification data format, World Wide Web
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВАУДК: 001.811
Piccardi Tiziano, West Robert, Redi Miriam, Colavizza Giovanni.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-101-115 Аннотация: Википедия – один из самых посещаемых сайтов интернета и самых распространённых источников информации для многих пользователей. В качестве энциклопедии Википедия задумывалась не как источник оригинальной (окончательной) научной информации, а, скорее, как ворота к более глубоким и точным источникам. В соответствии с базовыми принципами Википедии факты должны быть подкреплены надёжными источниками, которые отражают полный спектр всех мнений по рассматриваемой теме. Хотя цитаты лежат в основе функционирования Википедии, пока мало что известно о том, как пользователи работают с ними. Чтобы устранить этот пробел, авторы создали клиентские (пользовательские) инструменты для ведения записей (журналов) всех взаимодействий со ссылками из англоязычных статей Википедии на цитируемые ссылки в течение одного месяца и провели первый анализ взаимодействия читателей с цитатами.
Сопоставление факторов, связанных с переходами по ссылке, показывает, что переходы происходят чаще на страницах более коротких и относительно низкого качества, из чего можно предположить, что ссылки чаще всего требуются, когда Википедия не содержит информацию, которую ищет пользователь. Кроме того, авторы обратили внимание, что источники открытого доступа и ссылки о библиографических данных (рождения, смерти, браки и т.д.) особенно популярны.
Собранные воедино, наши выводы углубляют понимание роли Википедии в глобальной информационной экономике, где надёжность становится всё менее определённой, а значение источников – всё более важным.
Исследование, проведённое авторами, представлено ими как доклад на конференции в Тайбэе (Тайвань) в апреле 2020 г. и размещено в системе Arxive Корнельского университета (США) под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (cc-BY 4.0).
Справочный формат АСМ для ссылок:
Тициано Пикарди, Мириам Реди, Джовани Колавицца и Роберт Вест, 2020.
Количественная оценка взаимодействия с цитатами в Википедии. В трудах: Веб-конференция 2020 (WWW’20), 20–24 апр. 2020 г., Тайбэй, Тайвань. АСМ, Нью-Йорк, США. 12 с.; https://doi.org/10/1145/3366423.3380300.
- Show annotation ▼
Wikipedia is one of the most visited sites on the Web and a common source of information for many users. As an encyclopedia, Wikipedia was not conceived as a source of original information, but as a gateway to secondary sources: according to Wikipedia’s guidelines, facts must be backed up by reliable sources that reflect the full spectrum of views on the topic. Although citations lie at the heart of Wikipedia, little is known about how users interact with them. To close this gap, we built client-side instrumentation for logging all interactions with links leading from English Wikipedia articles to cited references during one month, and conducted the first analysis of readers’ interactions with citations. We find that overall engagement with citations is low: about one in 300 page views results in a reference click (0.29% overall; 0.56% on desktop; 0.13% on mobile). Matched observational studies of the factors associated with reference clicking reveal that clicks occur more frequently on shorter pages and on pages of lower quality, suggesting that references are consulted more commonly when Wikipedia itself does not contain the information sought by the user. Moreover, we observe that recent content, open access sources, and references about life events (births, deaths, marriages, etc.) are particularly popular. Taken together, our findings deepen our understanding of Wikipedia’s role in a global information economy where reliability is ever less certain, and source attribution ever more vital.
- Ключевые слова ▼
цитирование, гиперссылки, примечания, справки, Википедия, математическая статистика, поведение пользователей,
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИУДК: 02(092) Захаров А. Г.
Glushanovsky Aleksey, Levner Mikhail, Kalenov Nikolay.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-129-140 Аннотация: Статья посвящена памяти первого директора Библиотеки по естественным наукам (БЕН) Российской академии наук (до 1991 г. – БЕН АН СССР). БЕН была образована в 1973 г. на базе Сектора сети специальных библиотек (занимался комплектованием библиотек академических институтов Москвы и ведением сводного каталога их фондов). БЕН создавалась как информационно-библиотечный центр, основная задача которого – информационное обеспечение учёных на основе современных технологий. Директором БЕН был назначен Александр Григорьевич Захаров – профессиональный военный, незадолго до назначения вышедший в отставку в звании генерал-лейтенанта. В кратчайшие сроки он создал централизованную библиотечную систему (ЦБС) во главе с БЕН, отвечающую самым строгим современным требованиям. На протяжении многих лет ЦБС БЕН оставалась наиболее крупной и развитой сетью библиотек страны, а БЕН – одной из ведущих библиотек в области автоматизации информационно-библиотечных процессов на основе новейших компьютерных и сетевых технологий. Авторы проработали в БЕН более 40 лет, из них – более 30 под руководством А. Г. Захарова. В статье рассмотрены основные этапы жизненного пути Александра Григорьевича: Великая Отечественная война (прошёл её от начала до конца), служба на космодроме Байконур (подготовка запуска космических кораблей, в том числе полёта Ю. А. Гагарина), работа в БЕН.
- Show annotation ▼
The article is dedicated to the memory of the first director of the Library of Natural Sciences of the Russian Academy of Sciences (before 1991, the USSR Academy of Sciences). The Library for Natural Sciences was established in 1973 on the basis of the Sector for Special Libraries (in charge of collection development of Moscow research institutes and of their union catalog maintenance). The Library for Natural Sciences was conceived as an information library center focused on science and research information support based on modern technologies. Alexander Grigorievich Zakharov, newly-retired military professional, Lieutenant General, headed the library. In the shortest time possible, Alexander Zakharov built the centralized library system headed by the Library for Natural Sciences and meeting the demands of the time. For many years the Library’s Centralized Library System has been the largest and most developed network; the Library has been the leader in library automation based on the newest computer and network technologies.
The authors have been working for the Library for over 40 years, and over 30 years under the leadership of Alexander G. Zakharov. They review the main stages of Zakharov’s career: the Great Patriotic War (he went through the war from beginning to end), his service at cosmodrome of Baikonur (launch operations, including support of Yury Gagarin’s flight), his work in the Library for Natural Sciences.
- Ключевые слова ▼
Библиотека по естественным наукам РАН, А. Г. Захаров, история библиотечного дела, Library for Natural Sciences of the Russian Academy of Scienes, Alexander G. Zakharov, history of librarianship