Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 03
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ НАУКА И ПРАКТИКАУДК: 01
Likhovid Tatiana.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-15-30 Аннотация: Проанализирован вклад О. П. Коршунова в становление библиографоведения; рассмотрены структура и этапы развития этой научной дисциплины. Отмечены основные положения теории О. П. Коршунова: применение диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному при изучении библиографических явлений; признание системы документных коммуникаций метасистемой функционирования библиографии, а противоречия/ информационные барьеры, существующие в ней, – объективной причиной возникновения социальных институтов-посредников (библиотек, архивов, библиографии и др.), смысл существования которых заключается в установлении соответствий между документами и потребителями; разработка понятия «библиографическая информация» как сущностного отличия библиографии от других видов информационной деятельности; установление форм существования и функций библиографической информации, общих закономерностей библиографической деятельности. Названы конкурирующие теории библиографии: информационно-культурологическая (М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева), идеографическая (Н. А. Сляднева), управленческая (А. А. Гречихин), семиотическая (Г. Я. Узилевский), синергетическая (Т. А. Новоженова); отмечены концептуальное многообразие теории библиографии в России и невозможность выработки единой теории библиографии в настоящее время. Показаны достижения и проблемы разработки теории библиографии в рамках вузовской и библиотечной науки; сформированность основных разделов библиографоведения: теории и методологии библиографии, истории библиографии, организации библиографической деятельности, методики и технологии библиографии.
Обозначены перспективы библиографоведения, которые устанавливаются российскими учёными на основе использования теории научных революций Т. С. Куна. История становления науки о библиографии единогласно связывается учёными (в разной терминологии) с книговедческой и документоведческой парадигмами, а будущее библиографии трактуется по-разному, но во всех случаях доминирует технологическая проблематика.
- Show annotation ▼
Oleg Pavlovich Korshunov’s contribution to the theory of bibliography is discussed; the discipline structure and development stages are analyzed. The main principles of Oleg P. Korshunov’s theory are outlined: dialectical method of rising from the abstract to the concrete applied to bibliographic phenomena studies; the view of document communication system as a metasystem of bibliographic functioning. The theory also sees the contradictions/information barriers existing in the
system of document communications as an intrinsic reason for the emergence
of mediating social institutions (libraries, archives, bibliography, etc.), which mission is to establish correspondence between documents and end users.
Oleg P. Korshunov also developed the concept of bibliographic information as an intrinsic distinction of bibliography from other types of information activity; he derived the modes and functions of bibliographic information and common patterns of bibliographic activity. The author specifies several rival bibliography theories: information-cultural (M. G. Vokhrysheva, N. B. Zinovieva), ideographic
(N. A. Sliadneva), management (A. A. Grechikhin), semiotic (G. Ya. Uzilevskiy), and synergetic (T. A. Novozhenova). The author points to the conceptual diversity of the theory of bibliography in Russia and current unavailability of the single theory.
The author demonstrates the achievements and challenges of the theory of bibliography within the framework of academic studies, as well as maturity of bibliography subdisciplines, i. e. theory and methodology of bibliography, history of bibliography, management of bibliographic activities, bibliographic methods and technologies. The prospects of theory of bibliography are specified as stated by Russian scholars on the basis of Thomas S. Kuhn’s theory of scientific revolutions. They unanimously connect development history of theory of bibliography to the bibliological and documentological paradigms (in different terminologies), while interpreting the future of bibliography in different ways though always with dominating technological issues.
- Ключевые слова ▼
библиографоведение, О. П. Коршунов, структура научной дисциплины, теория и методология библиографии, история библиографии, организация библиографической деятельности, методика и технология библиографии, вузовская и библиотечная формы науки о библиографии, theory of bibliography, Oleg Pavlovich Korshunov, academic discipline structure, theory and methodology of bibliographic studies, history of bibliographic studies, management of bibliographic activities, bibliographic methods and technologies, academic and library forms of theory of bibliography
УДК: 025.47 ББК
Volkova Natalia, Khodanovich Marina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-31-42 Аннотация: Изменение научного знания исключает одни и включает другие сферы исследования в магистральную линию развития науки. Появляется новая литература, в которой пересматриваются устоявшиеся концепции, выдвигаются новые постулаты. Любая рациональная реконструкция истории науки вычленяет ту линию развития, которая приводит к современному знанию.
Создание в середине прошлого века отечественной ББК было требованием времени. Смена парадигм в нашей стране в 1990-е гг. привела к концептуальному пересмотру научных ценностей и появлению в сфере научных интересов новых дисциплин. В этот период выросли прикладные исследования со своими целями и ценностями, стандартами и нормами.
В последнее время наблюдается интерес к гуманитарным исследованиям, в которых конструируется обобщающая межпредметная дисциплина. Статья посвящена вопросу об адекватном месте исследований гуманитарной области знания в структуре национальной ББК, вызванному появлением большого количества литературы по гуманитарной проблематике.
Планируемый раздел предназначен для литературы о гуманитарной экспертизе, о новых технологиях, а также о социальных, юридических, экономических, международных последствиях их применения. Приведены предполагаемые деления нового раздела.
- Show annotation ▼
Changing scientific knowledge entails the exclusion of some areas of research and inclusion of others into the main line of development of science, with the new publications revising well-established concepts and offering the new ones. Any rational reconstruction of the history of science has to identify the line of development that has resulted in the modern knowledge.
The Soviet Library and Bibliographic Classification developed in the mid-20th century responded to the challenges of the epoch. The paradigm shift of the 1990s in this country resulted in the conceptual revision of scientific values and the emergence of new academic disciplines. That period gave rise to applied studies with their specific goals and values, standards and norms.
In the recent period, the humanities studies proliferate to construct generalized interdisciplinary theory. The vast number of publications in the humanities knowledge suggests that the appropriate place for these studies within the structure of the national Library Bibliographic Classification has to be found.
- Ключевые слова ▼
Библиотечно-библиографическая классификация, гуманитарные науки, гуманитарное познание, гуманитарная сфера, гуманитарные исследования, гуманитарные технологии, гуманитарная экспертиза, Library Bibliographic Classification, humanities, humanitarian knowledge, humanitarian sphere, humanitarian research, humanitarian technologies, humanitarian expertise
УДК: 027:021
Lavrik Olga, Yudina Inna, Kalyuzhnaya Tatiana.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-43-57 Аннотация: Роль и задачи научных библиотек меняются, что связано с внешними факторами, один из которых – утрата библиотеками функции единственного источника информации. В статье представлены результаты анкетирования библиотек институтов Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН по актуальным видам деятельности академических библиотек. Цель исследования: определить соотношение видов задач – традиционных и новых, выполняемых в научных библиотеках ННЦ, задумывалась в ноябре 2019 г., ещё до событий, связанных с пандемией. В первой части статьи описываются методы и методология исследования. Основным методом стал опрос. Проанализировано анкетирование по традиционным и инновационным формам работы с ресурсами в библиотеках ННЦ. Обработка результатов анкетирования позволила прийти к выводам: для решения новых задач (создание и ведение систем для отслеживания публикационной активности учёных, поддержка институционального репозитория данных, подготовка реферативного и аналитического обзоров, продвижение результатов института в социальных сетях, пользователей по вопросам авторского права и плагиата, консультирование по подбору и оформлению грантов и т.д.) администрации НИИ либо привлекают сотрудников библиотек, либо создают новые структуры, выполняющие эти задачи; в решении новых задач, характерных для поддержки научных исследований в исследовательских университетах мира, сотрудники библиотек институтов ННЦ участвуют мало. Полагаем, что полученные выводы отражают состояние деятельности научных библиотек НИИ при решении старых и новых задач. Скорее всего, после окончания карантина ситуация может резко измениться, поскольку изменится мир.
- Show annotation ▼
The role and tasks of academic libraries are changing due to external factors, and among them is the atrophy of their function as the only information source. The authors analyze the survey of the Novosibirsk Scientific Center’s libraries related to the relevant services provided by academic libraries. The study goal is to determine the balance of traditional and innovated tasks being accomplished by the libraries. The idea of the survey was conceived in 2019 before the pandemic. In Part One, the authors describe the methods and methodology of their study. The key method is the survey questionnaire. The findings are analyzed and the conclusions are presented: to solve new problems (like establishing and maintaining the systems for monitoring researchers’ publication activity, maintenance of institutional data repository, preparation of reviews and analytical surveys, advocating institutes through social media, users support on copyright and plagiarism, consulting on grant selection and application), academic administration bring the expertise of librarians, or establish new structures; however, the librarians are insufficiently engaged in solving the new tasks of science support. The authors suggest that their findings reflect the activities of academic libraries, however after the pandemic, the situation may change with the world.
- Ключевые слова ▼
научные библиотеки, анкетирование, направления деятельности библиотек, Новосибирский научный центр, academic libraries, questionnaire, library services, Novosibirsk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch
УДК: 02+02:37
Satagalieva Sandi.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-58-70 Аннотация: Рассмотрены современные направления работы библиотек, на основании которых модернизируется библиотечно-информационное образование в Республике Казахстан. Государство ставит перед библиотеками серьёзные задачи: удовлетворение возрастающих информационных потребностей науки, образования, экономики и производственной сферы; развитие информационного общества. Важнейший фактор, повышающий эффективность деятельности библиотек, – кадровый потенциал отрасли. На Всеказахстанском съезде библиотекарей в 2018 г. была разработана концепция формирования человеческого капитала, которая предусматривает повышение требований к квалификации библиотекаря, расширение его профессиональных компетенций, привлечение в профессию молодых специалистов. Сегодня в высших учебных заведениях, готовящих библиотечные кадры, ведётся целенаправленная работа по повышению научного и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава, привлечению студентов к проектной и творческой деятельности; развитию креативного мышления и навыков применения инновационных технологий в профессиональной деятельности. Совершенствуются учебный процесс и образовательные программы (по результатам взаимодействия с работодателями и выпускниками). Тенденциями модернизации библиотечного образования в Республике Казахстан являются также интеграция страны в единое информационное пространство; реализация основного содержания образовательных программ на трёх языках (в рамках образовательной политики).
- Show annotation ▼
The modern trends for the libraries to update library and information education in the Republic of Kazakhstan are examined. The state and the society offer challenges: meeting the expanding information demands in science, education, economics and industries; contributing to the information society. The human resources in the information industry makes the most important factor of increasing the efficiency of libraries. In 2018, the Congress of Kazakhstan librarians adopted the concept of human capital assets which required advanced training, expanding professional competencies and recruiting young professionals. Today, the university library departments focus on increasing scientific and creative potential of the faculty, engaging students in projects and creative activities; educating creative thinking and skills of applying innovative technologies in professional activities. The educational process and curricula are improved as a result of the feedback obtained from graduates and employers. Among the modernization trends in library education in the Republic of Kazakhstan are the country’s integration into the single information space and implementation of the main educational content within the context of trilingual educational policy.
- Ключевые слова ▼
библиотека, библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информационное образование, образовательная программа «Библиотечное дело», library, library and information activities, library and information education, specialty “Library Science”
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВАУДК: 001+02
Zakharchuk Tatiana, Gruzova Anna.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-71-94 Аннотация: Рассмотрены основные изменения, происшедшие за последние годы в структуре научной коммуникации. Прежде всего они связаны с более активным использованием научным сообществом информационно-коммуникационных технологий. Показаны основные тенденции развития научной коммуникации в «большой науке». Сделана попытка охарактеризовать развитие коммуникаций в библиотечно-информационной науке. Показаны особенности формирования системы книгоиздания, периодических изданий, научных мероприятий, научных школ и невидимых колледжей. Охарактеризован институт рецензирования. Выявлены особенности отражения научных публикаций библиотечно-информационной тематики в международных базах данных научного цитирования. Определены основные черты научных школ и невидимых колледжей в библиотечно-информационной науке в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Сделаны выводы о состоянии собственно научных коммуникаций, а также коммуникаций исследователей со специалистами-практиками. Чтобы повысить уровень взаимодействия и широко использовать результаты исследований в библиотечно-информационной сфере, следует более активно осваивать современные электронные каналы коммуникации, что, в свою очередь, может повлиять на большую прозрачность и видимость научных исследований и их более активное использование научным сообществом.
- Show annotation ▼
The recent transformations in scientific communication are reviewed. These changes are owing to information and communication technologies increasingly used by scientific community. The main trends in the “Big Science” scientific communication are specified. The developing system of book and periodical publishing, scientific events, scientific schools and invisible colleges is discussed. The institution of peer reviewing is described. Presentation of library and information scientific publications in international science citation databases is characterized. Main features of scientific schools and invisible colleges within library and information science under the circumstances of wide use of information and communication technologies are defined. The conclusions are made on the status of scientific communications and communications between researchers and practitioners. The modern digital communication channels enable to enhance the interaction and to apply research findings to the library and information sphere which, in its turn, will support greater transparency and visibility of scientific activities and research and their intensive use by professional community.
- Ключевые слова ▼
научная коммуникация, формы научной коммуникации, журналы библиотечно-информационной тематики, научные конференции в библиотечно-информационной сфере, библиометрическая оценка деятельности учёного, международные базы данных научного цитирования, scientific communication, scientific communication forms, library and information journals, library and information scientific conferences, bibliometric assessment of research activities, international science citation index
УДК: 002.2
Markova Victoria.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-95-112 Аннотация: Подлинное понимание книжной коммуникации возможно только с применением исследовательского инструментария ряда наук гуманитарного цикла. Условно выделены основные этапы эволюции взглядов научного сообщества на книгу как феномен социальной коммуникации. На каждом этапе исследователи в той или иной мере обращались к методологии других наук. Предложено авторское видение междисциплинарного исследования книжной коммуникации. Подчёркнута первостепенность социально-коммуникативного подхода: рассмотрение объекта исследования в категориях коммуникативного процесса. Представленная модель является нелинейной и многоуровневой, охватывает синхронный и диахронный срезы коммуникативного процесса, включает обратную связь. Для её адекватного представления на диахронном уровне необходимо применение историко-генетического и культурологического подходов. Чтобы получить всестороннее представление об авторской и читательской деятельности в структуре книжной коммуникации, необходимо использовать работы по литературной теории, представленные концепциями рецептивной эстетики, постструктурализма и герменевтики. Для понимания закономерностей функционирования книжной коммуникации в новой среде необходимо привлекать работы теоретиков информационного общества и представителей постмодернистской философии. Методологически важно использование работ, в которых осмысливаются такие феномены новой коммуникативной среды, как интернет, гипертекст, сетевая словесность, коллективное авторство.
- Show annotation ▼
The author argues that true understanding of book communications may be obtained through the application of research tools of various disciplines in the humanities. The evolution stages of scholarly views on the book phenomenon of social communications are reviewed. On each stage, researchers always turned to the other sciences’ methodologies. The author introduces her original interpretation of interdisciplinary studies of book communications. She emphasizes, however, that the central place in such studies belongs to the socio-communicative approach, where subject is examined within the context of communication.
This non-linear and multilevel model covers both synchronous and diachronous cross-sections of communication, including the feedback. For the accurate representation at the diachronic level, both the historical-genetic and the cultural approaches have to be applied. The literary theory and in particular the concepts of receptive aesthetics, poststructuralism and hermeneutics have to be applied
to obtain comprehensive understanding of the authorial and the readership roles in the structure of book communications. The information sciences and theories
in postmodern philosophy would enable to understand the laws of book communications within the new information environment. Methodologically, it is important to use the works that investigate into the new communication environment phenomena such as the Internet, hypertext, online literature, and collective authorship.
- Ключевые слова ▼
книжная коммуникация, междисциплинарный подход, социальная коммуникация, социально-коммуникативный подход, историко-генетический подход, культурологический подход, модель книжной коммуникации, book communication, interdisciplinary approach, social communication, social and communicative approach, historical and genetic approach, culturological approach, book communication model
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫУДК: 02:004
Merkulova Almira.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-113-126 Аннотация: Представлен анализ документопотока по проблемам автоматизации библиотек, выполненный на базе национальной информационно-аналитической системы «Российский индекс научного цитирования» за последние 20 лет. Цель исследования – оценить состояние и развитие автоматизации библиотек в структуре документного потока по библиотечно-информационной деятельности. Выявлены этапы становления и развития проблем автоматизации библиотек; охарактеризован отбор публикаций для поиска и анализа проблем по обозначенной теме. Представлены статистические показатели документопотока. Выявлен стабильный интерес к исследуемой проблеме. На основе двух- и пятилетнего импакт-фактора определены десять самых продуктивных журналов по теме исследования, среди которых выделяются «Научные и технические библиотеки» и «Библиотековедение». Представлены основные организации, занимающиеся проблемами автоматизации библиотек. Дана характеристика отраслевой и содержательной структуры исследуемого массива, выделены актуальные направления автоматизации библиотек, связанные с расширением возможностей АБИС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Представлен ранжированный ряд публикаций по отдельным АБИС.
- Show annotation ▼
The 20-year document flow in library automation is analyzed based on the Russian Science Citation Index. The study goal was to evaluate the state of library automation as reflected in the document flow in library and information studies. The stages of library automation are specified; selection principles for related publications retrieval and analysis are characterized. The dynamics and statistical data of the dataflow are presented; sustainable interest toward the problem is revealed. Based on the 2- and 5-year impact factor, 10 most productive journals on the subject are identified, among them “Scientific and technical libraries” and “Bibliotekovedenie” [Russian journal of Library Science] journals. Organizations leading in library automation are introduced. The sectoral and content structures of the array of interest are characterized; the current trends in library automation related to expanding ALIS functionality and implementation of information and communication technologies are identified. The ranked list of publications on individual automated library and information systems is included.
- Ключевые слова ▼
автоматизация библиотек, автоматизированные библиотечно-информационные системы, Российский индекс научного цитирования, библиометрический анализ, library automation, automated library and information systems, Russian Science Citation Index, bibliometric analysis
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХУДК: 026.06
Protopopova Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-127-132 Аннотация: Сайты классифицируются по большому количеству признаков. Классификация необходима, чтобы составить техническое задание веб-мастеру и обеспечить понимание между заказчиком и исполнителем относительно конечного результата работы. У сайтов различных типов специфическая структура. В статье сделана попытка выделить их базовые признаки на основе изучения действующих сайтов российских библиотек разных типов и принадлежности. Представлены классификации (для каждой из них приведены конкретные примеры): по технологии реализации, по принадлежности, целевому и возрастному назначению, по типу контента и состоянию (статусу) ресурса. Классификации основаны на умозрительном изучении отечественного и зарубежного опыта создания библиотечных сайтов и размышлениях автора о том, как может трансформироваться традиционная управленческая, библиографическая, методическая деятельность библиотек. Предложены и другие классификации сайтов: по возрастной принадлежности, по типу контента, состоянию (статусу).
- Show annotation ▼
The websites can be classified by various characteristics. Classifying is essential for drawing up requirement specification presented to webmaster and achieving contractor – customer understanding on the resulting website. Every website type has its unique specific structure. Based on the study of the existing Internet sites of Russian libraries of different types and affiliation, the author attempts to identify their key features. The classifications by implementation technology, affiliation, purpose and target age, or by resource content type and status are discussed. The classification proposed in the article is based on a speculative study of national and foreign experience and the author's suggestions on how the libraries’ traditional management, bibliographic, and methodological activities can be transformed on the Web. Other classifications are proposed: by user group age, content type, or status.
- Ключевые слова ▼
цифровые ресурсы библиотек, виды сайтов, классификация библиотечных сайтов, library digital resources, types of websites, classification of library websites
БИБЛИОТЕЧНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯУДК: 02:004+004:001.4
Stolyarov Yury.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-133-140 Аннотация: Библиотековедческая терминология, связанная с использованием новых информационных технологий, с появлением термина «цифровой» как альтернативы термину «электронный» стала неустойчивой. Автор даёт высокую оценку проведённому К. Ю. Волковой и В. В. Зверевичем анализу этих терминов, который они представили в статье «Цифровой или электронный» (Науч. и техн. б-ки. – 2020. – № 12. – С. 159–172), продолжает рассматривать смысловые различия в содержании этих терминов. Показано, что обсуждение современной терминологии началось с термина «виртуальный», появившегося в нашей специальной литературе в 1990-е гг. Тогда же была предсказана недолговечность его использования, и практика подтвердила правильность этого прогноза. Электронный и цифровой виды документа существуют в кластере технодокумента и – далее – только технотронного его вида. Технотронный документ – это документ, создание и воспроизведение которого требуют применения современных технических средств и технологий. Электронный – наиболее современный на данный момент вид технотронного документа. Широко распространённая в современной мировой библиотековедческой литературе альтернатива «цифровой – электронный» некорректна. На самом деле «цифровому» противостоит «аналоговый». Термин «электронный» является обобщающим по отношению и к «цифровому», и к «аналоговому», а также к «виртуальному». Дихотомическую пару понятий образуют термины «электронный» и «нонэлектронный». Автор предвещает продолжительную востребованность понятия «электронное библиотековедение».
Работа выполнена в рамках Государственного задания ГПНТБ России на 2021 год № 30000Ф.99.1.БВ09АА00006.
- Show annotation ▼
The library science terminology related to the new information technologies has become unstable with the emergence of the term “digital” as an alternative to the term “electronic”. The author expresses high opinion of the analysis
of these terms, accomplished by Ksenia Yu. Volkova and Victor V. Zverevich in their article “Digital or electronic” (Nauch. and tech. b-ki. – 2020. – № 12. –
P. 159–172), and as a follow-up, digs into the semantic difference of the terms content. In the professional literature, the discussion of modern terminology began with the term "virtual" in the 1990s. It was at the same time that the short life for the term was predicted, and experience speaks to the truth of the prediction. Electronic and digital document types exist in the technodocument cluster and – further – only of its technotronic subtype. The technotronic document is a document which creation and reproduction require modern technical instruments and technologies. Electronic document is the most modern type of technotronic document for the moment. The digital – electronic contraposing, which is widely used in the modern world library literature, is incorrect. In fact, the digital opposes the analog. Electronic is a general term applied both to digital and analog, as well as to virtual. The terms electronic and non-electronic make the dichotomous pair of concepts. The author foresees long relevance of the concept of electronic library science.
- Ключевые слова ▼
документ, термины «цифровой», «аналоговый», «электронный», «виртуальный», «нонэлектронный», электронное библиотековедение, document, terms digital, analog, electronic, virtual, non-electronic, electronic library science
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕУДК: 023
Romanova Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-141-156 Аннотация: Уточнено понятие корпоративной библиотеки, показаны её особенности и отличительные черты. Рассмотрены проблемы образования, компетентности и повышения квалификации персонала. К корпоративным (бывшим научно-техническим и профсоюзным) относятся библиотеки как государственных, так и коммерческих организаций с различными формами собственности.
В мировой практике корпоративные библиотеки – это разновидность специальных библиотек на предприятиях и в учреждениях; структурное подразделение, ориентированное на выполнение информационных и культурно-просветительских функций и нацеленное на повышение эффективности работы организации. Специфика их деятельности известна.
В отечественном библиотековедении корпоративные библиотеки глубоко не изучались. Они не представлены в РБА и в национальной классификационной системе России – ББК.
Компетенции и успешная деятельность персонала корпоративных библиотек зависят от образования, квалификации, опыта сотрудников. Без квалифицированного персонала невозможно осуществить оперативное, полное и точное удовлетворение информационных потребностей специалистов организации. В статье перечислены компетенции, способствующие эффективной деятельности корпоративной библиотеки как структуры.
- Show annotation ▼
The author clarifies the corporate library’s definition, specifies its particular qualities and distinctive features. She reviews the issues of education, competences, and advanced training of corporate library staff.
The corporate libraries (during the Soviet era they were sci-tech units and trade-union libraries of organizations) are affiliated by both governmental and commercial organizations. As a result of cost optimization, the number of technical libraries decreased, while the trade union libraries completely ceased to exist. However, in every epoch, the mission of institutional or corporate library to satisfy the information needs and demands of workers and their on-the-job training. The collections of corporate libraries comprise digital resources, books, unpublished documents, periodicals and other information sources demanded by the corporate community.
In fact, globally, the corporate libraries are the special libraries affiliated by companies and institutions, their units fulfilling information, cultural and educational functions and contributing to corporate efficiency improvement. In Russian library science, the corporate libraries have remained understudied; they are not represented in the Russian Library Association (RLA) or the National Library Bibliographic Classification (LBC). Meanwhile, in foreign countries, the corporate libra¬ries have been well-established institutions with their specific features widely recognized. The author examines the problems the corporate library structure, efficiency and functionality, as well as the competences of staff, their education and experience.
The competences and high qualification of corporate specialists enable them to meet information needs of corporate professionals immediately, completely and relevantly and to support strategic decisions. The author specifies the key competencies that contribute to the efficiency of corporate libraries.
- Ключевые слова ▼
типология библиотек, специальная библиотека, корпоративная библиотека, государственная библиотека, библиотека коммерческой организации, персонал корпоративной библиотеки, компетенции сотрудника библиотеки, организационная культура, корпоративная этика, корпоративная культура, уровень образования, typology of libraries, special library, corporate library, state-funded library, library of commercial organization, staff of corporate library, competencies of library employees, organizational culture, corporate ethics, corporate culture, education level.