Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Научные и технические библиотеки: Год: 2021, Номер: 06
НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯУДК: 001.816
Mokhnacheva Yulia, Tsvetkova Valentina.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-15-28 Аннотация: Приведены результаты исследования массива российских научных публикаций за 2010–2019 гг. и показана их динамика за эти десять лет.
Для полноты информации параллельно использовались два наиболее авторитетных политематических международных ресурса – Web of Science Core Collection (WoS CC) и Scopus. Динамика научных публикационных массивов России представлена в двух вариантах: все типы публикаций, проиндексированные системами, и избранные типы публикаций – исследовательские статьи, обзоры, главы из книг и письма. В результате выявлена положительная динамика доли российских публикаций в мировом массиве, обнаружено повышение рейтинговых позиций России по количеству публикаций в период 2010–2019 гг.
Публикации с российским участием представлены во всех 153 научных областях (классификатор WoS CC «Research Areas»), но лишь по 42 направлениям был преодолен барьер в 1% от общего сегмента российских публикаций, отражённых в WoS CC. Показано, что в последние годы наряду с тенденцией к уменьшению долей публикаций по физике и химии в российском публикационном массиве, наблюдается увеличение долей публикаций по техническим, общественным и гуманитарным наукам. Активному продвижению работ по гуманитарным и общественным наукам в мировое публикационное пространство способствует ESCI, вошедшая в WoS CC с 2015 г. Несмотря на снижение доли физики и химии в российском сегменте публикаций, эти направления остаются пока несомненными лидерами по доле публикаций в WoS CC.
- Show annotation ▼
The findings of the study of Russian publications array of 2010-2019 are presented. The dynamics for the ten-year period (2010-2019) is demonstrated. For completeness, two of the most authoritative international polythematic resources, i. e. Web of Science Core Collection (WoS CC) and Scopus, were analyzed in parallel. The dynamics of Russian publications is presented in two versions: all types of publications indexed by the systems, and selected types of publications (research articles, reviews, book chapters, and letters). The positive dynamics of the share of Russian publications within the global array was determined, as well as the increase in Russia’s rating positions in terms of the number of publications in the period 2010-2019, were determined. The publications with Russian participation are represented in all 153 science areas (the WOS CC classifier "Research Areas"), however, the barrier of 1% of the total segment of Russian publications reflected in the WoS CC was cleared just in 42 areas. It is demonstrated that in the recent years, along with the decreasing tendency for the share of publications in physics and chemistry within the Russian publication array, there has been an increase in the rate of publications in the technical, social sciences and the humanities. The Emerging Sources Citation Index (ESCI), a WoS CC member since 2015, promotes intensively the works in the humanities and social sciences to the world publishing space. Despite the decrease in the rate of physics and chemistry in the Russian publication segment, these areas remain the undisputed leaders in the share of publications in WoS CC.
- Ключевые слова ▼
публикационная активность, научные направления, наука в России, научный рейтинг России в мире, наукометрия, библиометрия, publication activity, research area, science in Russia, Russian science rating, scientometrics, bibliometrics
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕУДК: 02:37
Kudrina Ekaterina, Matveeva Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-29-46 Аннотация: Проанализирована коллаборация как одна из эффективных форм сотрудничества в системе дополнительного профессионального образования библиотечно-информационной сферы. Исследование базируется на общенаучных методах, включая методы институционального анализа. Предмет исследования – коллаборация как инструмент взаимодействия и совместной деятельности, в результате которой происходит обменом знаниями, опытом и умениями в конкретной образовательной экосистеме. Объект исследования – коллаборации в системе дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. На основе ресурсного, организационного и процессного подходов определена сущность понятия коллаборация. Сделан акцент на её особой институциональной структуре и способности эффективно развивать взаимодействие между субъектами экономики знаний. Выявлена сущность дефиниции образовательная коллабарация с учётом неотъемлемых признаков и различных авторских подходов к трактовке. Представлен опыт работы Корпоративного университета «ЛЕНИНКА» Российской государственной библиотеки и отдела непрерывного профессионального образования ГПНТБ СО РАН в 2019‒2020 гг. по созданию коллаборации организаторов дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. Подчёркнута особая роль коллаборации в дополнительном профессиональном образовании. Отмечено: образовательная коллаборация активизирует соорганизацию профессиональных сообществ. Их деятельность становится более эффективной и востребованной.
- Show annotation ▼
Collaboration is one of the most efficient forms of cooperation within the system of continuing library and information education. The study is based on general scientific methods, including that of institutional analysis. The study subject is collaboration as an instrument of interaction and joint efforts, wшер the results to be actualized through exchange of knowledge, experience and skills in a specific educational ecosystem. The study object is collaboration within the system of continuing library professional education. With resource, organizational and process approaches, the essence of the concept of "collaboration" is identified; the focus is made on its special institutional structure and role in efficient interaction between the subjects of knowledge economy. The essence of the definition of "educational collaboration" is revealed, taking into account the inherent features and various individual approaches to its interpretation. The experience in building the collaboration of library continuing education providers, i.e. "LENINKA" Corporate University of the Russian State Library and Department of Continuing Professional Education of the State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, is analyzed (2019-2020). The special role of collaboration in providing continuing professional education to Russian library specialists is emphasized. It is demonstrated that collaboration in education facilitates co-organization of professional communities, render their activities more efficient and highly demanded within the digital economy and knowledge society.
- Ключевые слова ▼
библиотека, библиотечные кадры, библиотечно-информационная сфера, дополнительное профессиональное образование, коллаборация, образовательная коллаборация, library, library personnel, library and information sphere, continuing professional education, collaboration, educational collaboration
ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯУДК: 025.171.004
Ryabova Vera.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-47-62 Аннотация: В статье определено значение цифровизации визуальных источников в редкой научной книге, как потенциальной составляющей научных исследований. Рост информации в современном мире поставил проблему отбора источников. Часто их важная часть оказывается вне поля зрения исследователя, что приводит к энтропии информации. Особенно это относится к редкой научной книге и её визуальной составляющей. До последнего времени визуальным источникам не уделялось должного внимания; ими считались, в основном, кинофотоматериалы, плакаты, открытки и т. д., которые оставались за пределами научного исследования. Автор статьи доказывает, что визуальная информация в редкой научной книге – важный информационный источник для науки, поскольку она обладает точностью, чёткостью изображения, достоверностью, информативностью. Отражено участие БЕН РАН в программах цифровизации библиотечных фондов. На примерах раскрыто научно-информационное богатство визуальных источников в редкой научной книге. Сделаны выводы о важности цифровизации визуальных источников в электронной библиотеке редких книг. Это способ расширить информационную базу библиотеки для профильных научных исследований в разных областях науки и учебных программах, что в перспективе имеет практическую значимость.
- Show annotation ▼
The significance of digitalization of visual sources in rare science books for potential research and studies is emphasized. The consistent information growth in the modern world evokes the problem of selecting sources. Often, the significant fraction of these sources is outside the purview of researchers, which results in information entropy. This is particularly true for the rare scientific books and their visual components. Until recently, the visual sources, i. e. films, photos, posters, postcards, etc., remained outside the scope of scientific research. The author argues that visual information as presented in rare science books can be an important source of information for science owing to its accuracy, image clarity, reliability, and information value. Involvement of the RAS Library for Natural Sciences in the library collection digitalization programs is discussed. The examples are provided to demonstrate the scientific and information value of visual sources in rare science books. The conclusions are made on the importance of digitalization of visual sources in the DL of rare books. This approach enables to expand library information foundation for specialized scientific research in various fields of science as well as for educational programs, which would be of practical significance in perspective.
- Ключевые слова ▼
визуальная информация, визуальный источник, редкая научная книга, единое информационное пространство, цифровизация, книжное собрание, экслибрис, visual information, visual source, rare scientific books, single information space, digitalization, book collection, ex-libris
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИУДК: 027.54:004
Maksimova Sargylana.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-63-76 Аннотация: Рассмотрен проект по модернизации информационной системы «Электронная библиотека Национальной библиотеки РС (Я)», цели которой – обеспечение удалённого доступа к электронному контенту, расширение и развитие информационных услуг библиотеки в электронной среде. В данном случае электронная библиотека – это способ усовершенствовать библиотечное обслуживание населения республики и повысить статус библиотеки в современном технологическом мире. Представлены новые сервисы (услуги) электронной библиотеки как результат синтеза информационных технологий (инструмент реализации) и свежего взгляда на традиционные библиотечно-библиографические процессы. Разработаны сегменты для разных категорий пользователей («Школа», «Читаем с рождения», «Наука Якутии», «Электронное издательство»), что позволяет наиболее полно удовлетворять информационные потребности каждой отдельно взятой группы читателей. Кратко охарактеризованы: варианты использования личного кабинета и основные статистические показатели работы; документный фонд ЭБ, отбор и организация ресурсов, методы группировки. Отмечено, что поисковый инструмент – важный показатель функциональности электронной библиотеки: он работает по всем сегментам и подборкам; ведётся по полям описательных метаданных для всех типов ресурсов (форм представления). Показаны поисковые возможности электронной библиотеки. Организационно-технологическое перспективы формирования представлены концепцией создания единой библиотечно-информационной среды на базе Национальной библиотеки Республики.
- Show annotation ▼
The upgrade project for the Electronic Library of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia) is discussed. The goal is to provide remote access to its digital content, to expand and develop library information services in the digital environment. The e-library enables to improve library services of the republican population and to raise the profile of the library in the modern technological world. The e-library’s new services emerge at the synthesis of new information technologies (implementation tool) and new approaches to traditional library and bibliographic processes. The user-group oriented segments were designed ("School", "Reading since very birth", "Science in Yakutia", "Electronic publishing house") which enables to meet information demands to the fullest extent possible. The options for using personal accounts, statistical performance indicators, e-library document collection, resources selection and systematization, and grouping methods are characterized in brief. The search instrument makes an important performance indicator; it can be used for every segment and collection and is locked to descriptive metadata fields for all types of resources (formats). The concept of creating Single Library and Information Environment based on the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia) provides the organizational and technological prospects for the e-Library.
- Ключевые слова ▼
электронная библиотека, сегменты электронной библиотеки, информационные сервисы, информационные ресурсы, единая информационная среда, electronic library, e-library’s segments, information services, information resources, single information environment
БИБЛИОТЕЧНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯУДК: 002.6
Gribkov Dmitry.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-77-94 Аннотация: Понятие «информационные ресурсы» – одно из ключевых при формировании информационного общества и информационного пространства. Но за ним ещё не закрепилось однозначное толкование. В статье проанализировано значение термина «информационные ресурсы» в справочных, правовых, нормативных, научных источниках; рассмотрено его историческое развитие от момента введения в научный оборот до сегодняшнего дня. Автор опирается на категорию «знание», которая служит связующим звеном в освоении природы; при создании и использовании техники, технологий; способов организации жизнедеятельности. Этот подход стал основой модели кругооборота информационных ресурсов от индивидуума к социуму при помощи компьютерной и коммуникационной техники. Сделан акцент на значимости информационных ресурсов в эпоху формирования информационного пространства. Автором статьи предложена компонентная структура информационных ресурсов, состоящая из пяти элементов: общество, аппаратные средства (обеспечение), программное обеспечение (софт), данные и базы знаний, коммуникация. Каждый элемент структуры содержит взаимодополняющие друг друга компоненты. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о значимости термина в научно-исследовательской и библиотечно-информационной деятельности и подтверждают необходимость его закрепления в нормативно-правовых документах.
- Show annotation ▼
The study is novel in that the author attempts to define unequivocally the term "information resources" to be integrated into scientific, professional and regulatory discourse. The concept of information resources is one of the key ones for building information society and information space, meanwhile it has been still interpreted equivocally. The author analyzes the meaning of the term “information resources” as used in reference, legal, regulatory and scientific documents. He also reviews its historical background from the very introduction till nowadays. In considering the phenomenon of information resources, the author proceeds from the category "knowledge," which serves as a link in embracing the nature, development and use of technologies, and life activities. This approach forms the basis for the model of information resources circulation from individuals to the society using computer and communication technology. The importance of information resources in the era of information space development is emphasized. The author proposes the component structure of information resources to comprise five elements: the society, hardware, software (software), data and knowledge bases, and communication. Each element of this structure comprises a number of complementary components. The findings of the study evidence on the significant role of the term in research, library and information activities, as well on the need to include this term in law and regulatory documents.
- Ключевые слова ▼
информационные ресурсы, информационное пространство, метаданные, компонентная структура, information resources, information space, metadata, component structure
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИУДК: 008:378(092) Лопатина Н. В.
Glazkov Mikhail, Bonch-Bruevich Svetlana.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-95-102 Аннотация: Статья посвящена юбилею Н. В. Лопатиной – российского учёного, педагога, организатора науки. Представлена её биография и основные аспекты деятельности. Завершив обучение в Московском государственном институте культуры в 1992 г., Н. В. Лопатина приступила к преподавательской работе
в этом вузе. В 1998 г. Н. В. Лопатина – доцент, а с 2005 г. – профессор МГИКа; в 2011 г. назначена учёным секретарем диссертационного совета при МГИКе, а в 2020 г. возглавила его. Подчёркнута активная деятельность Н. В. Лопатиной по развитию работы диссовета. В марте 2015 г. Н. В. Лопатина успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Показана её работа в качестве главного редактора профессионального журнала «Культура: теория и практика». Особо отмечена деятельность Н. В. Лопатиной на посту заведующей кафедрой библиотековедения и книговедения (впоследствии – кафедры библиотечно-информационных наук).
Эта кафедра сейчас способна решать самые сложные научно-творческие и образовательные задачи. Перечислены избранные научно-исследовательские и учебные труды Н. В. Лопатиной, дана их краткая характеристика.
- Show annotation ▼
The article is written on the jubilee of Natalia Viktorovna Lopatina, Russian scholar, pedagogue, and science leader. Her biography and key activities are reviewed. N. V. Lopatina graduated from Moscow State Institute of Culture (MGIK) in 1992, and since that she has been teaching at the institute; in 1998 she became an associate professor, and later, in 2005, a professor. In 2011, Natalia V. Lopatina was appointed an academic secretary of MGIK Dissertation Board,
and since 2020, she has been heading it. Her role in improving the Dissertation Board activities is emphasized. In March 2015, N. V. Lopatina completed her doctoral dissertation in pedagogy. She is the Editor-in-Chief of the professional journal «Culture: Theory and practice»; she also heads the chair of library and information studies (previously, the chair of library studies and bibliology). Today,
the chair comprises seven Ph. D. and D. Sc. who are able to solve the most challenging educational, research and intellectual problems. Selected research and academic works by N. V. Lopatina are reviewed in brief.
- Ключевые слова ▼
Н. В. Лопатина, биография, российская наука и образование, Московский государственный институт культуры, Natalia Viktorovna Lopatina, biography, Russian science and education
УДК: 02:378(092) Омаров К. О.
Ammaev Kurbanmagomed.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-103-110 Аннотация: Статья посвящена 90-летию Дагестанского государственного университета и 80-летию со дня рождения видного библиотековеда и организатора библиотечного образования Казима Омаровича Омарова, кандидата педагогических наук, профессора, президента Ассоциации библиотечных работников Дагестана. К. О. Омаров приложил немало усилий в организацию и подготовку специалистов для библиотек Дагестана и всего Северного Кавказа. Представлены биографические сведения учёного, освещена его педагогическая, научная и общественная деятельность, большую часть которой он посвятил заведованию кафедрой библиотековедения и библиографии (с 1983 по 2008 г.).
- Show annotation ▼
The article is written on the 80-th anniversary of Kazim Omarovich Omarov, Candidaate of Sciences in Pedagogy, Professor, and President of Dagestan Association of Librarians. He made a great contribution to library professional education and training librarians in the Republic of Dagestan and Northern Caucasus on the whole. Omarov’s biography is reviewed — his pedagogical, academic, research and public activities. His contribution as the head of library studies and bibliography (1983—2008) is emphasized.
- Ключевые слова ▼
Омаров К. О., библиотечное образование, Дагестанский государственный университет, кафедра библиотековедения, Kazim Omarovich Omarov, library education, Dagestan State University, Library Studies Chair
НАША ИСТОРИЯУДК: 027.021(062)
Panchenko Anatoly, Timofeeva Yulia.
Сведения о данной статье в Google ScholarDOI:
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-6-111-128 Аннотация: В статье на основе архивных и дореволюционных опубликованных источников впервые представлены итоги комплексного исследования участия военно-научных библиотек в Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу 1–7 июня 1911 г. Систематизация форм участия военно-научных библиотек в работе съезда позволила выделить 4 его основных направления: 1) подготовка съезда (ведущая роль в работе различных комиссий – организационной по съезду, подготовительной к съезду по государственным, академическим и специальным библиотекам, президиума секции государственных, академических и специальных библиотек, а также в разработка анкет для академических библиотек); 2) работа на самом съезде (выступления с докладами А. Р. Войнич-Сяноженцкого и С. Д. Масловского, обсуждение выступлений, руководство секцией, выполнение функций секретарей секций); 3) выставочная деятельность (представление экспонатов); 4) анализ и оценка работы съезда и его итогов. Проведенное исследование конкретизировало, систематизировало и значительно расширило представление о роли военно-научных библиотек в подготовке, организации и работе Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу. Проведенный анализ исторического опыта совместной работы представителей военного и других ведомств на библиотечном поприще показал успешность такого сотрудничества и необходимость его продолжения и использования на современном этапе.
Полученные результаты будут полезны сотрудникам военно-научных и научных библиотек в решении вопросов установления и развития продуктивного сотрудничества и обмена опытом, исследователям истории военно-библиотечного дела в частности и библиотечного дела в целом, организаторам различных библиотековедческих мероприятий – съездов, форумов, конгрессов, симпозиумов, ассамблей.
- Show annotation ▼
For the first time, the findings of the comprehensive study of the contribution of military scientific libraries to the First All-Russia Congress of Libraries held on June 1-7, 1911, are published. The study was based on archival and pre-revolutionary published sources. Four participation forms are distinguished: 1) preparation for the congress (leading role in various commissions - organizational, preparatory commission for academic and special libraries, presidium of the section of public, academic and special libraries, as well as in the development of questionnaires for academic libraries); 2) work at the congress (speeches delivered by A. R. Voynich-Syanozhentsky and S. D. Maslovsky, discussions, chairing sections, secretarial responsibilities at the sections); 3) activity at the exhibition (presentations); 4) analysis and evaluation of the congress and its results. The study enabled to specify, systematize and significantly expand the knowledge of the role of military scientific libraries in preparation, organization and work of the First All-Russia Congress of Libraries. The historical experience of joint efforts of military and other library types evidences on the efficiency of such cooperation and the need to use it at the present stage.
The findings will be useful for the professionals at military scientific and scientific libraries developing cooperation, as well as for researchers investigating into the history of military libraries, and organizers of library events, e.g. congresses, forums, congresses, symposia, assemblies.
- Ключевые слова ▼
Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу (1911), военно-научные библиотеки, библиотека Генерального и Главного штаба, Императорская Николаевская военная академия, Императорская Военно-Медицинская академия, Александровская Военно-юридическая академия, С. Д. Масловский, А. Р. Войнич-Сяноженцкий, культурно-историческое наследие, First All-Russia Congress of Libraries (1911), military scientific libraries, Library of the General and General Staff, Imperial Nickolas Military Academy, Imperial Military Medical Academy, Alexander Military Law Academy, Sergey D. Maslovsky, Aleksey R. Voynich-Syanozhentsky, cultural and historical heritage.