Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Научные и технические библиотеки: Год: 2022, Номер: 07



НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

УДК: 001.83-047.44

Glushanovsky Aleksey.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-16-31

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению хронологической структуры библиографических ссылок на научные публикации в журналах, включённых в БД Web of Science (WoS), в рамках использования библиометрических методов в библиотечной (для целей уточнения сроков комплектования и хранения литературы в фондах) и информационной практике. Рассмотрение ведётся по семи тематическим направлениям естественных наук (Subject Areas в терминах WoS). Анализируются особенности «старения» публикаций (уменьшения их цитирования по мере отдаления от даты выхода публикации в свет) в зависимости от их тематического направления и страны издания. В качестве параметров-детерминантов вводятся: время (период от года публикации) наступления максимального значения годового цитирования, время насыщения (стабилизации уровня годового цитирования), уровень годового цитирования (в процентах от максимального), особенности поведения графика цитирования на больших сроках от года издания (до 40 лет). Установлено, что форма графика цитирования зависит от тематического направления и практически (за исключением масштаба) не зависит от страны публикации. Для шести из семи тематических направлений (исключение – математика) время достижения максимума годового цитирования составляет 2–4 года. Период достижения насыщения (постоянного уровня годового цитирования) колеблется в широких пределах (от 8 до 23 лет). Уровень насыщения существенно различается как для различных тематических направлений, так и для стран внутри одного тематического направления и меняется в широких пределах от 12% до 63% от максимального годового цитирования. Отмечен вторичный рост цитирования для многих тематических направлений в конце периода наблюдения. Причины этого явления требуют дальнейшего исследования. Хронологическая структура библиографических ссылок для тематического направления «Математика» существенно отличается от прочих шести тематических направлений: нарастание годового цитирования происходит в течение длительного (более 40 лет) периода; дальнейшее поведение графика не могло быть прослежено по причине его несоответствия пределам выбранного периода наблюдения.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

УДК: 025.3; 025.4

Dmitrieva Elena, Pronina Tatiana, Smirnova Olga, Smyslova Irina, Startseva Olga, Terekhova Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-32-51

Аннотация: Разрабатываемая в ГПНТБ России единая сеть взаимосвязанных классификаций на настоящий момент охватывает четыре классификационных системы: ГРНТИ (версия 2021 г.), который составляет основу разрабатываемой сети и является базовым рубрикатором ГСНТИ, УДК (таблицы УДК на русском языке), классификатор ВАК, классификации предметных областей и предметных категорий WoS и международный классификатор ОЭСР. Смысловые соответствия между рубриками ГРНТИ и кодами других классификаций определены как отношения логического совпадения, включения и пересечения объёмов понятий, в том числе ключевых терминов и словосочетаний, индексирующих тематику конкретных рубрик. Установлены три вида смысловых связей рубрик: эквивалентность, иерархическая подчинённость и ассоциация. Приведена статистика распределения видов установленных смысловых соответствий по иерархическим уровням тематических разделов государственного рубрикатора. На основе анализа статистических характеристик определён основной вид смысловых соответствий, а также наибольшие доли всех видов связей по каждой сопоставляемой с ГРНТИ классификации. На примере «перекрёстного» рубрицирования тематических направлений Перечня критических технологий продемонстрированы функциональные возможности формируемой единой сети связей рубрик как системы взаимосвязанных классификаций научных объектов различных категорий. Статья (часть 1*, часть 2) подготовлена в рамках государственного задания N 1021070112681-2-1.2.1; 5.8.3 (FNEG-2022-0006).

  • Show annotation

  • Ключевые слова



НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

УДК: 021.4+023.5

Kudrina Ekaterina, Bychkov Lev, Zaruba Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-52-68

Аннотация: В статье представлен анализ научно-практических публикаций по актуальной для современного российского общества проблеме – несоответствия между назначением библиотеки как социального инcтитута и возлагаемой на неё миссией и характером её реализации. Цель статьи – актуализация проблемы, связанной с ролью библиотеки как социального института, привлечение внимания к ней исследователей из различных областей знания, развитие научного интереса к формированию профессиональных компетенций специалистов социально-культурной сферы, включая библиотеки. Авторы предлагают развивать уровень управления таким социальным институтом, как библиотека, повышать качество его деятельности. Специфика исследования предопределила использование общенаучных методов анализа и сравнения применительно к существующим нормативно-правовым и концептуальным документам учреждений культуры. В основе исследования – компетентностный и системный научно-методологические подходы. Отбор и изучение эмпирических данных выявленных источников осуществлялись при помощи методов сравнительного анализа, а также элементов системного анализа. Научно-практическая новизна статьи заключается в выявлении роли библиотеки как социального института, переживающего трансформацию и активную цифровизацию. Ключевые функции многих социальных институтов (образования, культуры, семьи и т. д.) деформируются, их миссии и роль изменяются и утрачиваются. С одной стороны, это вызвано хаотичностью и бессистемностью трансформационных процессов, а с другой – ослаблением системы управления социальными институтами и усилением системы управления бизнесом и экономическими процессами. Сегодня, несмотря на реализацию ряда национальных программ, проблемы социальных систем отражаются на экономике, финансах, экологии и т. д. В современных социально-экономических реалиях российского общества, характеризующегося трансформацией и активной цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, необходимо регулировать функции социальных систем и их компонентов. Анализ показал, что библиотеки как социальный институт утрачивают свою миссию, бессистемные и хаотичные трансформационные процессы вызывают перекосы и наносят вред. Социальные системы «принижают» уровень реализации социальных функций библиотек, что подтверждается анализом нормативно-правовых и концептуальных актов организаций социально-культурной сферы. Один из путей решения выявленной проблемы – укрепление системы управления библиотекой как социальным институтом и повышение профессионализма кадров.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

УДК: 025.5:004.77+373.5.018.43(470-25)


Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-69-80

Аннотация: В настоящее время электронные ресурсы активно используются преподавателями на различных этапах обучения и на всех ступенях основного общего образования. Авторы статьи рассматривают электронную библиотеку, размещённую на сайте «Московская электронная школа» (МЭШ). Раскрыт потенциал электронных сетевых ресурсов проекта МЭШ для саморазвития учащихся, приведены примеры использования таких ресурсов в образовательном процессе, дан краткий обзор научных источников по теме, обобщён опыт работы с электронной библиотекой. Использование подобных ресурсов как в России, так и за рубежом повышает уровень активности учащихся и качество усвоения материала. Электронные библиотеки играют большую роль в организации интерактивного обучения. Авторы отмечают повышение уровня учебной мотивации. Можно говорить о том, что ресурсы современных электронных библиотек имеют высокий дидактический и методический потенциал в обучении и формировании у обучающихся необходимых навыков, умений и знаний.

  • Ключевые слова


УДК: 025.5:004.77+373.5.018.43(470-25)

Dunaeva Natalya, Tsarapkina Yulia, Nagornova Alina, Anisimova Alyona

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-69-80

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

УДК: 025.2-028.27:37

Ivanchenko Dmitry.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-92-115

Аннотация: В работе рассмотрены теоретические, нормативные и организационные предпосылки создания электронных библиотек, а также практика их эксплуатации в различных образовательных системах мира и России. Под понятием цифровая (электронная) библиотека образовательной организации автор подразумевает комплекс организационных, программных и технологических инструментов, предназначенных для обеспечения образовательной деятельности, автоматизации основных процессов библиотечно-информационного обслуживания, интегрированных на уровне пользовательских данных с библиотечно-информационными сервисами, электронными и публичными библиотеками, цифровыми образовательными ресурсами и платформами. При построении модели цифровой (электронной) библиотеки образовательной организации рекомендуется применять сервисный подход, позволяющий структурировать перечень услуг по сбору, обработке, хранению, представлению и передаче информации пользователям библиотеки: учащимся, педагогам, родителям и административному персоналу. Определены минимальные требования сервисной модели к составу используемых данных, в том числе из смежных информационных систем; предложен набор аналитических цифровых сервисов для оценки, прогнозирования и моделирования образовательной деятельности. Заявленные подходы эффективны для цифровой трансформации библиотеки и создания цифровых (электронных) библиотек в структуре образовательной среды.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ. КНИГОВЕДЕНИЕ

УДК: 002.2+021.1/2

Sokolov Arkady, Turgaev Alexander.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-116-128

Аннотация: Критически рассмотрен проект указа президента об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, вынесенный Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Институт Наследия) в январе 2022 г. на общественное обсуждение. Книжная культура, исходя из древнего культа книги как священного откровения, понимается в качестве творческой и коммуникационной деятельности человеческого общества, осуществляемой посредством символов в книжной форме. В России она имеет статус традиционной национальной ценности и производительной силы, обеспечивающей развитие материальной, духовной и гуманистической культуры. Технократическое общество ХХ в. находится в зоне риска самоуничтожения. Экологический кризис (загрязнение природной среды, изменение климата), биологические мутации (вирусная пандемия, генетическая деградация), технологические аварии (сбой компьютерной программы, развал атомного объекта), геополитические безумства (гонка вооружений, терроризм, агрессивная глобализация, утрата национальной идентичности и суверенитета, геноцид, фанатизм) и многие другие антропогенные угрозы приобрели глобальные масштабы. Успешное противостояние опасным техногенным рискам возможно только при опоре на гуманистические книжно-библиотечные традиции. Сделан вывод о необходимости разработки научно и практически обоснованной государственной стратегии гуманистической книжной культуры в современной России.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 002.1/2

Nesterovich Yuri.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-129-147

Аннотация: Цель статьи – в представлении нового подхода к экспликации понятия книги. Он заключается в меж- и трансдисциплинарном исследовании накопленных в области теории книги знаний, комбинировании базисных схем и терминосистем теории книги, документологии и смежных областей науки, выявлении противоречий концептуализации (теоретизации) и их устранении. Предлагается широкое использование документоцентричных терминов, принадлежащих Ю. Н. Столярову и Г. Н. Швецовой-Водке; дифференцированное моделирование и типологическое классифицирование документов и иных единиц деятельности по обеспечению общества социальной информацией, а также совмещение их типологических и сущностных свойств. Это обеспечивает единство не только теоретических и онтологических знаний, но и таксономическо-мереологических и структурных аспектов теоретизации данных единиц. Результатом исследования является дефинирование термина «книга» как астадиальной единицы деятельности по обеспечению общества социальной информацией. Книга представляет собой значительный по семиотическому объёму информационный продукт; реализуется в форме свитков, блоков скреплённых листов, лазерных, оптических дисков, грампластинок, электронных устройств для чтения и др.; предназначается для чтения (аудирования, тактильного восприятия) и выполняет функцию трансляции знаний и иного семантического содержания адресату.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

УДК: 021(470):929+929 Мелентьева

Mazuritsky Alexander.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-148-157

Аннотация: Статья посвящена юбилею известного отечественного библиотековеда Ю. П. Мелентьевой. Рассмотрены этапы её жизненного пути, учёба в Московском библиотечном техникуме и Московском государственном институте культуры. Названы факторы, оказавшие влияние на выбор библиотечной профессии. Обозначен вклад Ю. П. Мелентьевой в отечественное библиотековедение.

  • Show annotation

  • Ключевые слова