Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 07



БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

УДК: 02:001.4+001.892:02

Poltavskaya Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-13-33

Аннотация: В ряде недавних статей Ю. Н. Столяров сформулировал стратегические задачи по развитию библиотековедения. Одна из них – безотлагательно обновить в официальных документах определение библиотеки, сделав акцент на её деятельности как социальном благе. В соответствии с этим предложением отмечается необходимость развивать в библиотековедении теоретическое знание, так как без него невозможно выработать однозначную научную терминологию. При формулировании определений ключевых понятий библиотековедения свою плодотворность показал системный подход, который позволяет избежать ошибок при определении совокупности элементов, составляющих системную сущность изучаемого объекта. «Библиотека» – одно из основных понятий библиотековедения – долгое время было многозначным понятием, объём и содержание которого менялись на протяжении всей библиотечной деятельности в соответствии с историческими представлениями об этом феномене. Абстрактные представления о библиотеке развивались традиционным для наук путём: от статичных (точки, линии, плоские геометрические фигуры, пространственные трёхмерные объекты) к динамическим. Для более точного описания действительности научной терминологией поддерживается предложение о формулировании разных дефиниций понятия «библиотека» для профессионалов и государственных стандартов. Исходя из результатов своих теоретических исследований, автор приводит обновлённые дефиниции: научной категории «библиотека», понятий «библиотека – социальный институт», «личная библиотека», а также «библиотека-учреждение», поскольку лишь этот элемент системы библиотека – социальный институт подлежит прямому регулированию в нормативных документах. Дифференциация научного понятия «библиотека» на частные есть основание формулирования разных определений для профессионалов и госстандартов.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

УДК: 021(091)+026.072:356.2(470)

Kanev Ivan

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-34-47

Аннотация: В статье рассматривается деятельность главной военной библиотеки Российской империи. В середине XIX в. библиотека Генерального штаба стала одним из крупнейших отечественных книгохранилищ. Цель статьи – рассмотрение основных событий, связанных с историей библиотеки в то время, когда её возглавляли Ф. Ф. Крузе и А. Н. Петров. Этот период охарактеризован как пополнением фонда, работой с военными историками, так и новыми тенденциями, связанными с расширением открытости учреждения. Одним из результатов реформы военного министра Д. А. Милютина стала доступность библиотеки для всех военнослужащих и, по особому распоряжению, гражданских лиц. Источники исследования – неопубликованные материалы Российского государственного военно-исторического архива. На основе источников и литературы показаны деятельность библиотекарей Ф. Ф. Крузе и А. Н. Петрова, внутреннее устройство учреждения, источники пополнения фонда и его состав. Несмотря на то, что управляющие библиотекой не имели специальной подготовки, – у обоих было военное образование, а Петров даже участвовал в Крымской войне – учреждение функционировало на должном уровне и выполняло все поставленные задачи.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК: 004.774:021+027.54:025.5

Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-48-63

Аннотация: Позиционирование услуг на официальных сайтах библиотек рассматривается как важный способ повышения их конкурентоспособности и обеспечения роста числа читателей и удалённых пользователей. Представлены результаты проведённого в 2021–2022 гг. исследования позиционирования услуг центральных библиотек (ЦБ) 77 субъектов Российской Федерации (РФ) на их официальных сайтах. Выявлено противоречие между диверсификацией услуг, оказываемых ЦБ субъектов РФ, и сложностью обнаружения полной и точной информации об услугах удалённым пользователям, трудностью разыскания конкретных услуг на сайтах библиотек. Доказано, что информация об услугах зачастую рассеяна по разным рубрикам и подрубрикам, а гиперссылки между ними отсутствуют. Дезориентирует пользователей дублирование ряда услуг баннерами. Делается вывод, что логически прогнозируемой и чётко организованной информации об услугах библиотек на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ в настоящее время нет. Следовательно, огромные усилия библиотек, затрачиваемые на диверсификацию услуг, не отражаются на официальных сайтах, а удалённые пользователи не знают о богатом ассортименте услуг современной библиотеки. Подчёркивается, что успешность позиционирования услуг библиотеки определяется не только наличием на главной странице сайта рубрики «Услуги», но и рациональным отражением в её составе всего многообразия услуг, которые библиотека оказывает своим пользователям как в традиционной, так и в электронной форме.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

УДК: 378.018:004.946

Pavlicheva Elena, Zhiltsov Vladimir.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-64-81

Аннотация: Статья посвящена разработке подхода к проектированию цифровых теней и двойников вузов для реализации концепции рационального управления образовательным процессом при обучении специалистов в режиме реального времени и для поддержки принятия стратегических и оперативных решений. Предложена модель для непосредственного управления многоуровневыми образовательными процессами и формированием индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) с использованием цифрового двойника (ЦД) в образовательном процессе на 3–4 курсах, в магистратуре, а также в рамках дополнительного профессионального образования. Разработана общая концепция использования ЦД в образовательной организации: студентоцентричная модель, ядром которой является ИОТ. Рассмотрены вопросы формирования ИОТ как инструмента мобильного и оперативного реинжиниринга образовательных процессов с учётом потребности экономики и текущего заказа работодателей, а также общие подходы к обеспечению ИОТ, в том числе за счёт дистанционных образовательных технологий, с использованием виртуальных образовательных платформ и ресурсов. Освещены вопросы использования платформ виртуальной реальности как элементов дистанционного обучения при формировании ИОТ в многоуровневых образовательных системах. Приведено сравнение ряда платформ виртуальной реальности, метавселенных, их инструментария и использования в образовательном процессе. Названы элементы метавселенной и подходы к формированию её архитектуры.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

УДК: 025.5:002.1-028.27+001.92

Rykhtorova Anna.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-82-101

Аннотация: В научном сообществе преобладает заинтересованность в инициативах открытого доступа (ОД), а не в открытой науке в целом. Указано на недостаточное методическое обеспечение научных кадров материалами, связанными с организацией исследований в рамках открытой науки, этике проведения исследований в рамках гражданской науки и иными составляющими открытого научного знания и участия социальных акторов. В связи с этим объясняется текущая актуальность интенсификации усилий по продвижению открытой науки как экосистемы. Результаты анализа предлагают три основных блока, группирующих деятельность библиотеки в рамках открытой науки: методическая поддержка и образование; массовая работа и маркетинг; работа с правовой и бизнес-информацией. В зависимости от структуры и кадрового потенциала библиотеки работу по каждому из направлений можно как разделить по подразделениям – от методических отделов и отделов массовой работы до центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), – так и выборочно сосредоточить в одном. Кроме того, частичное пересечение таких блоков выделяется в деятельность по интеграции библиотеки в исследовательский процесс. Первым шагом по продвижению открытой науки как целого является разработка платформы «Библиотека для открытой науки», выполняемая отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН с 2022 г. Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки», код FWZE-2022-0008.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ. КНИГОВЕДЕНИЕ

УДК: 099.3:011/016

Trofimova Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-102-121

Аннотация: Статья посвящена изучению авторских дарственных надписей в книжной коллекции Генриха Александровича Трофименко (1929–2005) – известного историка-международника, специалиста по военной стратегии США. Исследование расширяет представление об инскриптах как источниках информации о профессиональной среде: её специфике, статусах и взаимоотношениях участников. Теоретической основой исследования стали положения, рассматривающие инскрипт как историко-культурный и социокультурный феномен, который отражает как личные, так и деловые отношения. В качестве основных методов исследования выступают структурно-содержательный анализ дарственных надписей и анализ открытых биографических данных об их авторах и адресате. Показано, что особенности профессиональной среды раскрываются в инскрипте посредством его более сложной структуры; отсылки к предмету профессиональной дискуссии или содержанию презентуемой книги; указания даты и места конкретного мероприятия или обстоятельств встречи. Анализ институциональной принадлежности авторов показал, что участники профессиональной среды являются высококвалифицированными специалистами, возглавлявшими и представлявшими различные государственные, предпринимательские и общественные структуры. Включённость Г. А. Трофименко в эту среду и научное сотрудничество с зарубежными коллегами свидетельствуют о его высоком авторитете и профессионализме.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ПЕРСОНАЛИИ

УДК: 929 Швецова-Водка+002.1

Stolyarov Yury.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-122-127

Аннотация: Статья посвящена видному советскому и украинскому документологу и библиографоведу Г. Н. Швецовой-Водке. После окончания Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ) в 1966 г. Галина Николаевна обучалась в аспирантуре Ленинградского государственного института культуры (1967–1971). До 1979 г. преподавала на кафедре библиографии этого вуза. После переезда в Ровно Украинской ССР с 1979 по 1987 г. работала доцентом кафедры библиографоведения Ровненского государственного института культуры, а затем, до 1995 г., заведовала этой кафедрой. В 1995–1998 гг. Галина Николаевна была профессором этой кафедры, после чего до конца жизни – профессором Ровненского государственного гуманитарного университета. В 2002 г. защитила докторскую диссертацию «Документ и книга в системе социальных коммуникаций», став первым в СНГ доктором наук по документологии. Профессор с 2005 г. Умерла 1 мая 2023 г. в Ровно (Украина). Круг научных интересов, отражённый в 260 публикациях, включал документологию, библиографоведение, библиотековедение, книговедение. Основные труды: «Определение документа в документационно-информационной науке» (1991), «Общая теория документа и книги» (2009), «Документ в свете ноокоммуникологии» (2010). В области документологии Г. Н. Швецова-Водка ещё во времена СССР во многих отношениях выступила первооткрывателем. Одной из первых высоко оценила и поддержала концепцию связи документа и ноосферы, предложенную А. В. Соколовым идею Библиологоса. В библиографоведении оставила след учебником «Общее библиографоведение: основы теории библиографии» (1995); «Библиографические ресурсы Украины» (2000); «Введение в библиографоведение» (2004). Исследовала также историю критико-библиографической периодики 1920-х гг., другие вопросы теории, истории и практики библиографии.

  • Show annotation

  • Ключевые слова