Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Научные и технические библиотеки: Год: 2023, Номер: 08



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

УДК: 004:02+021:004.77

Shrayberg Yakov.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-13-84

Аннотация: Ежегодный доклад Седьмого международного профессионального форума «СОЧИ–2023» посвящён анализу состояния и развития основных технологических аспектов в деятельности библиотек в современных условиях. Названы такие компоненты цифровой трансформации, активно влияющие на технологические и поведенческие модели деятельности современных библиотек, как искусственный интеллект, нейронные сети, законодательство об авторском праве, трансформация информационного рынка, импортозамещение зарубежного программного обеспечения. Дана оценка применению вышеуказанных компонент в библиотечно-информационной практике. Особое внимание в докладе уделено этическим аспектам применения искусственного интеллекта, проблемам нейронных сетей, изменениям в области авторского права. Подробно рассмотрена проблема импортозамещения в библиотечной-информационной области: названы его основные принципы и методы, перечислены отечественные альтернативные цифровые решения, даны рекомендации библиотекам о работе в новых условиях. Названы топ-9 библиотечных технологий и топ-5 технологических новинок.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ТЕОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. НИР И НИОКР В БИБЛИОТЕКАХ

УДК: 021+027.54(470)

Stolyarov Yury.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-85-100

Аннотация: Анализируются два издания (2021, 2023) коллективной монографии «Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов», подготовленной тремя национальными библиотеками страны – Российской государственной, Российской национальной и Президентской им. Б. Н. Ельцина. Первое издание получило в профессиональной научной печати высокую оценку. Автор статьи считает эту оценку объективной, добавляя, что выход монографии – подтверждение способности национальных библиотек работать согласованно и без дублирования, по своему профилю и с учётом сложившихся исторических традиций. Отмечена необходимость большего внимания учредителей к научной составляющей книжно-библиотечного дела, установления единой научной политики в проведении научных исследований, равно значимых для библиотековедения, библиографоведения и книговедения, приведения государственных стандартов в сфере библиотечной деятельности в соответствие с Федеральным законом «О библиотечном деле» и иными нормативными актами общегосударственного значения. Актуальные задачи – определение действительной цели библиотечной работы и вытекающего из этого критерия оценки труда библиотекарей, критерия ценности документов библиотечного фонда, разработка теории и методики выявления информационных потребностей и др. Выход монографии – событие в нашей научной действительности незаурядное. Важно, чтобы оно повторялось регулярно и становилось всё более содержательным.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ

УДК: 027.54(470):[025.5:004.77]+004.774:025

Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-101-121

Аннотация: Отмечается актуальность создания в условиях развития цифровой среды классификации услуг библиотек, понятной для удалённых пользователей, реализующих свои информационные потребности преимущественно с помощью библиотечных сайтов. Представлены результаты проведённого в 2021–2022 гг. исследования позиционирования услуг центральных библиотек (ЦБ) 77 субъектов Российской Федерации (РФ) на их официальных сайтах. Отмечен субъективизм библиотек в построении позиционируемых на официальном сайте классификаций услуг, не сопоставимых между собой и зачастую ставящих пользователя в тупик. Названы барьеры, препятствующие оперативному разысканию сведений об услугах библиотек на официальных сайтах: отсутствие рубрики «Услуги», адресующей пользователей ко всему комплексу услуг библиотеки, рассеяние сведений об услугах по разным рубрикам без сопровождения их гиперссылками, отсутствие рубрицированных перечней услуг и прейскурантов, несоответствие информации в прейскурантах текущему состоянию дел. Высказано предположение, что одним из наиболее значимых перспективных направлений теоретических исследований является разработка лингвистических средств, обеспечивающих структурирование и упорядочение сведений об услугах, в частности создание рубрикаторов платных и бесплатных услуг, создание «аспектных сеток», позволяющих формализовать и сделать единообразной характеристику важнейших рубрик на официальных сайтах библиотек; создание унифицированных перечней нормализованных лексических единиц для формулировки рубрик на библиотечных сайтах. Обоснована необходимость поиска единых подходов к представлению результатов деятельности ЦБ субъектов РФ по оказанию услуг пользователям (в частности, удалённым) на официальных сайтах. Утверждается, что именно стандартизованная диверсификация позволит адекватно позиционировать услуги на официальных сайтах библиотек. Это даст возможность в полной мере раскрыть многогранную деятельность современной библиотеки в цифровой среде, повысить её конкурентоспособность и обеспечить прирост как читателей, так и удалённых пользователей.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ

УДК: 025.47ББК-0048.35

Golodnova Nina, Pivovarova Marina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-122-140

Аннотация: Эффективное использование библиотечной классификации непосредственно связано с её возможностью отражать актуальное состояние знания и социальной практики. Поэтому важным моментом функционирования и развития классификационной системы является процесс верификации (позднелат. verificatio – доказательство, подтверждение, от лат. verus – истинный и facio – делать) решений по её обновлению. Вопросы верификации библиотечных классификаций редко оказываются в поле зрения исследователей. Механизм (инструментарий) проверки принимаемых решений по актуализации библиотечных классификаций не описан. Поэтому вопросы определения достоверности и актуальности решений по модернизации классификационной системы представляют как научный, так и практический интерес. Цель статьи – обобщение опыта сотрудников Научно-исследовательского центра развития ББК (НИЦ ББК) РГБ, касающегося проверки решений по модернизации классификационной системы. На основе системно-структурного анализа выясняются особенности сформировавшегося во время многолетней практики разработки и использования ББК механизма, позволяющего осуществлять мониторинг публикуемых источников с целью выявления и оценки инноваций – новых терминов, понятий, явлений общественной жизни и т. п., а также оценивать и обрабатывать сведения для постоянной актуализации классификационной системы. На примере верификации решений по модернизации ББК раскрыты виды и этапы процесса, преимущества и недостатки отдельных методов. Делается вывод о том, что верификация решений по модернизации библиотечной классификации, присущая самой природе классификационной системы, должна стать ключевым элементом классификационной культуры. Уточнены и намечены пути совершенствования механизма верификации, сложившегося в НИЦ ББК РГБ. Комплексное рассмотрение процесса верификации ББК имеет прикладное значение как для теории классификации, так и для библиотечного дела.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 377:02+377.018:004.946

Chelombitko Svetlana, Gusev Sergey, Bobrova Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-141-165

Аннотация: Развитие технологий виртуальной реальности (VR) обусловило актуальность и целесообразность их апробации в образовательной деятельности Кемеровского государственного института культуры (КемГИК). VR обеспечивает наглядность излагаемого материала, даёт возможность донести информацию о сложных процессах и явлениях, продемонстрировать интерьеры зданий, музыкальные инструменты, архитектурные объекты, географические локации, создать иллюзию нахождения в воображаемом пространстве. Цель исследования – показать возможности применения технологии VR в образовательной, воспитательной, творческой и профессиональной деятельности вуза. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке и апробировании технологии VR в деятельности вуза культуры. В исследовании применялись научные методы анализа документопотока, контент-анализа сайтов вузов, подведомственных Министерству культуры РФ, метод контент-анализа текстовых источников по формированию и использованию VR в образовательной практике, метод анализа использования VR-технологий в деятельности КемГИК. Рассмотрены VR-проекты, разработанные для основных направлений обучения в КемГИК. Представлено описание дисциплины «VR-технологии» для обучающихся на образовательных программах различных направлений подготовки. Приведены примеры применения VR-технологии в профессиональной и внеучебной деятельности образовательного учреждения высшей школы. Применение VR-технологий в образовательном процессе даёт возможность сохранить объекты культурного наследия в цифровой форме, представить их привлекательными для других пользователей. Содержание дисциплины «VR-технологии» обеспечивает формирование актуальных навыков создания современных продуктов с использованием 3D-моделей. Дальнейшая разработка VR-проектов с учётом возможностей применения VR-технологии в образовательном процессе КемГИК является перспективным направлением дальнейших исследований.

  • Show annotation

  • Ключевые слова