Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Научные и технические библиотеки: Год: 2025, Номер: 01



ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

УДК: 001.62(470) + 001.3(091)(470)

Yudina Inna.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-15-32

Аннотация: В настоящее время науке и её популяризации уделяется особое внимание со стороны государства, в том числе в части правового регулирования. Данная проблема является сферой научных интересов современных учёных различных гуманитарных дисциплин. Однако вопрос о зарождении законодательных основ научного просвещения общества, в том числе средствами библиотечного дела, остаётся малоизученным. Целью нашего исследования стали выявление и анализ нормативных правовых документов Российской империи, которые повлияли на популяризацию науки в стране. В качестве объекта анализа были выбраны законодательные акты, принятые в период с 1724 по 1917 г. и относящиеся к сферам регулирования неформального образования. Субъектом исследования стали документы, в содержании которых встречаются формулировки, касающиеся популяризации науки в её современном понимании. В первой части статьи излагаются результаты анализа контента правовых документов, регламентирующих деятельность Академии наук, а также библиотечное, музейное и выставочное дело. В результате исследования, в частности, было установлено, что первые законодательные акты, фиксирующие идею научного просвещения общества, появились в начале XVIII в. и были адресованы членам Академии наук. Исторически первые, законодательно закреплённые формы популяризации науки – публичные лекции учёных, организация музейных экспозиций, проведение экскурсий, выпуск переводных научно-популярных обзоров и научно-популярных изданий. Статья подготовлена в рамках проекта «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом»; код FWZE-2022-0012, рег. N НИОКР 1021053106841-4-1.2.1;5.8.3.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

УДК: [001.83:01] – 047.44 + 001.83:51

Pechnikov Andrey.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-33-55

Аннотация: Предложен подход к исследованию тематических сообществ, основанный на графе соавторства учёных, выполняющих исследования в рамках одной научной дисциплины. Графы соавторства являются одними из часто исследуемых конструкций научного сотрудничества из-за изначальной очевидности определения «знакомства» учёных, что документируется самими статьями. Характерная особенность многих реальных сетей заключается в наличии у них свойства кластеризации, в соответствии с которым топология графа, являющегося моделью реальной сети, организована в сообщества, то есть подграфы, имеющие больше связей внутри себя, чем вовне. Анализ полученного разбиения графа соавторства на сообщества позволяет получить базовые характеристики сообществ, такие как их тип (тематическое направление исследований), количество учёных, входящих в каждое сообщество, и связей между ними. В случае наличия сообществ с одинаковой тематикой их укрупнение задаёт перечень основных направлений исследований в рамках научной дисциплины и обобщённые данные типа суммарного количества сообществ и учёных в каждом укрупнённом направлении. Эти данные, в свою очередь, могут быть использованы для принятия управленческих решений по стимулированию научных направлений, представляющих безусловную актуальность и практическую ценность на сегодняшний день. Изложены результаты апробации предложенного подхода на основе данных математического портала Math-Net.Ru. С практической точки зрения результаты апробации непосредственно указывают на необходимость стимулирования работ по таким направлениям, как роботы и робототехнические системы, горение и взрыв, методы и системы защиты информации. Результаты апробации предлагаемого подхода показывают адекватность используемых математических моделей и потенциал его прямого переноса на другие научные дисциплины. Основным условием такого переноса является наличие полной и достоверной базовой библиографической информации о соавторстве учёных в предполагаемой к исследованию научной дисциплине за достаточно большой временной отрезок. Благодарности: разработчикам проекта Math-Net.Ru за многолетнее успешное сотрудничество и предоставленные данные.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ

УДК: 025.4.012:001.83 + 001.83:502.131.1

Selivanova Irina, Blinov Pavel, Malysheva Alexandra, Kosyakov Denis.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-56-78

Аннотация: Тематическая классификация научных публикаций улучшает навигацию в потоке научной литературы, обеспечивает возможность библиометрического анализа, разноуровневой оценки результативности научных исследований. Универсальный характер повестки устойчивого развития ООН, внимание к целям устойчивого развития (ЦУР), значимость научных исследований, направленных на их достижение, а также комплексный и многоаспектный характер ЦУР обеспечивают высокий интерес к проблеме соотнесения научных публикаций и ЦУР со стороны библиографов, наукометрического сообщества, международных научных баз данных (МНБД). В Web of Science, Scopus, Dimensions, а также у отдельных групп исследователей приняты различные подходы к классификации статей о ЦУР, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны. Разница в результатах классификации требует анализа и совершенствования подходов и методов. Развитие технологий генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей открывает новые возможности тематической классификации научных текстов, в том числе в разрезе ЦУР ООН. Цель исследования – анализ методов классификации, используемых для отнесения научных публикаций к ЦУР, демонстрация применимости для этой задачи больших языковых моделей на примере ChatGPT.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

УДК: 021.1 + 021.2:502.12

Bychkova Elena, Klimova Maria.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-79-97

Аннотация: Какой должна быть библиотека в будущем? Какой должна быть современная библиотека, чтобы иметь будущее? Для ответа на эти вопросы необходимо сформировать образ, модель библиотеки будущего, учитывающий современные реалии и перспективы развития общества. В настоящее время всё большую популярность в разных странах приобретает концепция зелёной библиотеки как библиотеки будущего. В научном мире идёт активное обсуждение и происходит концептуализация основных понятий и признаков зелёной библиотеки. Данная статья логически разделена на две части. Во второй части статьи рассмотрены результаты мониторинга доступных материалов (сайтов библиотек и представленных на них тематических электронных информационных ресурсов по экологии и УР), а также проанализированы результаты анкетирования. Эти данные позволили сделать вывод о необходимости создания перечня зелёных библиотек, электронных библиотек и электронных информационных ресурсов по экологии и устойчивому развитию, а в перспективе – общероссийского стандарта зелёных библиотек и разработки тематического курса повышения квалификации. Статья подготовлена в рамках Государственного задания ГПНТБ России на 2024 г. по выполнению работы N 075-00549-24-01 по теме N 1021062311368-2-5.8.3 Развитие электронного библиотековедения как научной и учебной дисциплины в условиях трансформации библиотечных фондов, справочно-библиографического и документного обслуживания в цифровой среде (FNEG-2022-0004).

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК: 001.103.2:025.32 + 002.1 – 021.341

Stukalova Anna.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-98-119

Аннотация: Большую роль в структуре открытой науки играют институциональные репозитории (ИР), предоставляющие свободный доступ к научным и образовательным коллекциям. Одним из важнейших компонентов, отвечающих за эффективность их функционирования, являются метаданные, обеспечивающие видимость контента ИР. Чтобы определить детальность и корректность заполнения элементов метаданных объектов ИР, проанализированы 25 репозиториев российских образовательных организаций – участников программы «Приоритет-2030». В результате проведённого исследования выявлено, что метаданные содержат в основном базовые элементы, включающие описательную информацию: заглавие, выходные данные, язык и тип документа. Значительно реже в них содержатся сведения о соавторах, редакторах, коллективах, источниках публикаций. Структурные данные, включающие сведения о составе, форматах, объёме документа, также отражены не во всех метаданных объектов ИР. В редких случаях в них отражены связи, охват документа, сведения о правах доступа. При этом от полноты предоставления метаданных зависит эффективность поиска в репозиториях. С их помощью реализуются поисковые возможности, обеспечиваются уточнение результатов поиска, его сортировка. Чем больше элементов включают метаданные, тем детальнее представлена информация об объектах репозитория и тем выше вероятность того, что эта информация будет найдена пользователем. Статья подготовлена в рамках реализации научного проекта ГПНТБ СО РАН (2021–2026 гг.) «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки» N 122041100150-3.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 004.8:021

Mitroshin Ivan.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-120-134

Аннотация: В статье представлены основные понятия искусственного интеллекта (ИИ), методов машинного анализа и машинного обучения. Показаны основные возможности использования в библиотеках и информационных центрах чат-ботов СhatGPT, GigaChat, «Алиса» в качестве помощников при подготовке переводов зарубежных публикаций, кратких обзоров статей и т. п. Рассмотрена возможность включения чат-бота на сайт для оказания пользователям первичной поддержки, в том числе в нерабочее время. В статье представлена информация о применении ИИ при систематическом обзоре литературы. Сокращается количество публикаций в процессе отбора, экономится время. Показаны перспективы использования ИИ для повышения точности ответа на поисковые запросы в автоматизированных библиотечных системах и для дальнейшего развития служб личного кабинета читателя. Реализация личного кабинета позволит получать персонифицированные подборки статей, патентов и новостных обзоров по тематике исследований, подбирать наиболее подходящие для публикации ресурсы. Для корректного функционирования всей системы предлагается разрабатывать систему оценки полученного материала и качества предоставляемых услуг. На основе этой системы и запрошенных материалов рассматривается создание собственной аналитической и рекомендательной системы для определения направления дальнейших исследований и разработок. Несмотря на недостаточный уровень развития технологий, невозможность полной замены человека, высокие материальные затраты на внедрение и др., методы и алгоритмы ИИ, машинного обучения и анализа уже сейчас позволяют автоматизировать ряд процессов обработки информации, выявлять закономерности и тенденции, а также предсказывать потребности пользователей. Это открывает новые возможности для развития и совершенствования предоставляемых услуг в библиотеках и информационных центрах.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК: [377.018.43:004]:02

Savich Lyudmila, Mukhametshin Ramis.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-135-149

Аннотация: Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного библиотечного образования становятся всё более востребованными. В связи с этим предполагается поиск новых организационных и методических решений, их постоянное совершенствование в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. В качестве критериев оценки эффективности методик предлагается рассматривать предпочтения обучающихся. В статье представлены результаты анкетирования сотрудников библиотек, проходивших обучение в 2023 г. по программам повышения квалификации в рамках федерального проекта «Творческие люди». Результаты опроса сопоставлены с результатами аналогичного опроса 2017 г. Представлено, как изменились предпочтения слушателей в сфере организации учебного процесса.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОГРАФИИ. ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК: 021.1 + (049.32):021

Varganova Galina, Brezhneva Valentina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-150-155