Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ НАУКА И ПРАКТИКА журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2021, Номер: 03

УДК: 01

Likhovid Tatiana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализирован вклад О. П. Коршунова в становление библиографоведения; рассмотрены структура и этапы развития этой научной дисциплины. Отмечены основные положения теории О. П. Коршунова: применение диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному при изучении библиографических явлений; признание системы документных коммуникаций метасистемой функционирования библиографии, а противоречия/ информационные барьеры, существующие в ней, – объективной причиной возникновения социальных институтов-посредников (библиотек, архивов, библиографии и др.), смысл существования которых заключается в установлении соответствий между документами и потребителями; разработка понятия «библиографическая информация» как сущностного отличия библиографии от других видов информационной деятельности; установление форм существования и функций библиографической информации, общих закономерностей библиографической деятельности. Названы конкурирующие теории библиографии: информационно-культурологическая (М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева), идеографическая (Н. А. Сляднева), управленческая (А. А. Гречихин), семиотическая (Г. Я. Узилевский), синергетическая (Т. А. Новоженова); отмечены концептуальное многообразие теории библиографии в России и невозможность выработки единой теории библиографии в настоящее время. Показаны достижения и проблемы разработки теории библиографии в рамках вузовской и библиотечной науки; сформированность основных разделов библиографоведения: теории и методологии библиографии, истории библиографии, организации библиографической деятельности, методики и технологии библиографии. Обозначены перспективы библиографоведения, которые устанавливаются российскими учёными на основе использования теории научных революций Т. С. Куна. История становления науки о библиографии единогласно связывается учёными (в разной терминологии) с книговедческой и документоведческой парадигмами, а будущее библиографии трактуется по-разному, но во всех случаях доминирует технологическая проблематика.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 025.47 ББК

Volkova Natalia, Khodanovich Marina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Изменение научного знания исключает одни и включает другие сферы исследования в магистральную линию развития науки. Появляется новая литература, в которой пересматриваются устоявшиеся концепции, выдвигаются новые постулаты. Любая рациональная реконструкция истории науки вычленяет ту линию развития, которая приводит к современному знанию. Создание в середине прошлого века отечественной ББК было требованием времени. Смена парадигм в нашей стране в 1990-е гг. привела к концептуальному пересмотру научных ценностей и появлению в сфере научных интересов новых дисциплин. В этот период выросли прикладные исследования со своими целями и ценностями, стандартами и нормами. В последнее время наблюдается интерес к гуманитарным исследованиям, в которых конструируется обобщающая межпредметная дисциплина. Статья посвящена вопросу об адекватном месте исследований гуманитарной области знания в структуре национальной ББК, вызванному появлением большого количества литературы по гуманитарной проблематике. Планируемый раздел предназначен для литературы о гуманитарной экспертизе, о новых технологиях, а также о социальных, юридических, экономических, международных последствиях их применения. Приведены предполагаемые деления нового раздела.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027:021

Lavrik Olga, Yudina Inna, Kalyuzhnaya Tatiana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Роль и задачи научных библиотек меняются, что связано с внешними факторами, один из которых – утрата библиотеками функции единственного источника информации. В статье представлены результаты анкетирования библиотек институтов Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН по актуальным видам деятельности академических библиотек. Цель исследования: определить соотношение видов задач – традиционных и новых, выполняемых в научных библиотеках ННЦ, задумывалась в ноябре 2019 г., ещё до событий, связанных с пандемией. В первой части статьи описываются методы и методология исследования. Основным методом стал опрос. Проанализировано анкетирование по традиционным и инновационным формам работы с ресурсами в библиотеках ННЦ. Обработка результатов анкетирования позволила прийти к выводам: для решения новых задач (создание и ведение систем для отслеживания публикационной активности учёных, поддержка институционального репозитория данных, подготовка реферативного и аналитического обзоров, продвижение результатов института в социальных сетях, пользователей по вопросам авторского права и плагиата, консультирование по подбору и оформлению грантов и т.д.) администрации НИИ либо привлекают сотрудников библиотек, либо создают новые структуры, выполняющие эти задачи; в решении новых задач, характерных для поддержки научных исследований в исследовательских университетах мира, сотрудники библиотек институтов ННЦ участвуют мало. Полагаем, что полученные выводы отражают состояние деятельности научных библиотек НИИ при решении старых и новых задач. Скорее всего, после окончания карантина ситуация может резко измениться, поскольку изменится мир.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 02+02:37

Satagalieva Sandi.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Рассмотрены современные направления работы библиотек, на основании которых модернизируется библиотечно-информационное образование в Республике Казахстан. Государство ставит перед библиотеками серьёзные задачи: удовлетворение возрастающих информационных потребностей науки, образования, экономики и производственной сферы; развитие информационного общества. Важнейший фактор, повышающий эффективность деятельности библиотек, – кадровый потенциал отрасли. На Всеказахстанском съезде библиотекарей в 2018 г. была разработана концепция формирования человеческого капитала, которая предусматривает повышение требований к квалификации библиотекаря, расширение его профессиональных компетенций, привлечение в профессию молодых специалистов. Сегодня в высших учебных заведениях, готовящих библиотечные кадры, ведётся целенаправленная работа по повышению научного и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава, привлечению студентов к проектной и творческой деятельности; развитию креативного мышления и навыков применения инновационных технологий в профессиональной деятельности. Совершенствуются учебный процесс и образовательные программы (по результатам взаимодействия с работодателями и выпускниками). Тенденциями модернизации библиотечного образования в Республике Казахстан являются также интеграция страны в единое информационное пространство; реализация основного содержания образовательных программ на трёх языках (в рамках образовательной политики).

  • Show annotation

  • Ключевые слова