Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Все статьи, опубликованные в рубрике: БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2023, Номер: 05УДК: 025.5+61:002.6+001.103.2:61
Dreytser Ekaterina, Lopatina Natalia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Статья посвящена проблемам интеллектуализации информационно-аналитической деятельности. Анализируется опыт научно-информационного обеспечения медицины, сформированный системой баз данных и сервисов академической сети «Кокрейновское сотрудничество» (Кокран).
Методология (модель) информационного анализа Кокран реконструирована и изучена в предметном поле библиографоведения и информатики на основе личного участия одного из авторов в создании систематических обзоров результатов клинических испытаний методов лечения и диагностики. Цель проведённого изучения этой методологии выявление потенциала и качества отраслевых инструментов информационного анализа, рассмотрение целесообразности и возможности их адаптации и границ применения в других отраслях. Исследование базируется на отраслевом подходе в библиографоведении и информационно-аналитической деятельности, информологическом подходе, теоретических инструментах прикладной информатики. Применены структурно-функциональный и итерационный методы в изучении Кокран в проекции информационной аналитики, ориентации на пользователя-специалиста, механизмы управления знаниями. Раскрыты факторы пользовательского качества и эффективности метааналитических продуктов для целей доказательной медицины: методы отбора источников, методы работы с данными, процедурные и организационные модели, критическое резюмирование, пользовательская дифференциация в представлении информационно-аналитического результата. Разбор модели создания метааналитических информационных продуктов в доказательной медицине позволил очертить круг методологических задач и перспективных направлений разработок в информационных науках.
- Show annotation ▼
The authors discuss intellectualization of information analytics; in particular, they analyze the experience of medicine information support through the established system of databases and services of the Coсkrane Collaboration (Cockrane academic network). The authors reconstruct and explore the Cockrane method (model) of information analysis within the subject field of bibliography and informatics based on one of the authors personal experience of building systematic reviews of clinical trial results. The goal of the study is to reveal the potential and quality of the information analysis tools within the field of medicine, as well as to explore the feasibility and possibility of their adaptation and limitations in other fields. The study is based on the subject approach in bibliography and information analytics, informological approach, and theoretical tools of applied informatics. The structural functional and iterative methods were applied to study Cockrane through the prism of information analytics, professional user orientation, and knowledge management. The factors of user quality and performance of meta-analytical products for the purposes of evidence medicine are revealed; among them, source selection methods, data processing, procedural and organizational models, critical reviewing, and user differentiation in presenting information search findings. The analysis of meta-analytical information product building in evidence medicine enables to identify the range of methodological problems and promising vectors in the information studies.
- Ключевые слова ▼
научно-техническая информация, информационные потребности специалистов, медицина, доказательная медицина, Кокран, систематический обзор, отраслевой подход, библиотечное дело, библиография, данные, метаанализ, sci-tech information, information needs of practitioners, medicine, evidence medicine, Cockrane Collaboration, systematic review, subject approach, library studies, bibliography, data, meta-analysis
УДК: 027.02+025.5
Gendina Natalia, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Цель статьи определение номенклатуры видов услуг, представленных на официальных сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Услуги библиотек характеризуются как объект многоаспектного анализа и оценки. Подчёркивается нетождественность понятий «услуги библиотек» и «библиотечные услуги». Раскрывается влияние сервисной экономики на диверсификацию услуг, оказываемых библиотеками. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, представленных на официальных сайтах 77 центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Продемонстрированы масштабы диверсификации видов услуг, оказываемых республиканскими, областными и краевыми универсальными научными библиотеками. Установлено, что библиотеки вынуждены заниматься многими ранее не свойственными им видами деятельности и оказывать услуги, чуждые их природе и общественному назначению. Исследование показало, что производство услуг в библиотеках отражает 30 разных видов профессиональной деятельности. Многие из оказываемых библиотеками услуг предполагают иные, нежели библиотечно-информационные и библиотечно-библиографические компетенции. Это требует оценки качества услуг, оказываемых библиотеками, и рассмотрения вопроса о необходимости их лицензирования и сертификации. Делается вывод, что диверсификация, проявляющаяся в несвойственных для библиотек услугах, имеет вынужденный характер, обусловленный переходом к рыночной экономике, развитием экономики услуг, курсом на становление сервисно-ориентированного государства.
- Show annotation ▼
The study goal is to specify the nomenclature of services types as presented at the library official websites. The authors characterize the library services as the subject of multi-aspect analysis and evaluation. They emphasize that the concept library services and services by libraries are not identical. The service economy affects diversification of services provided by the libraries. The authors complement the publications theoretical analysis with the findings of the large-scale empirical study of services represented at the official websites of 77 central libraries of the RF constituent units (republican, regional territorial universal scientific libraries). The scale of diversification is demonstrated. The authors argue that the libraries have to undertake some unusual activities and to provide services foreign to their nature and social mission. The findings of the study demonstrate that services production in the libraries corresponds to 30 different types of professional activities. Many services provided by the libraries call for other than library, information, or bibliographic competences. Therefore, services quality assessment is needed; certification and licensing of the libraries providing them may be needed. The authors conclude that diversification as manifested in services inappropriate to the libraries is forced by the transfer to the market economy, development of service economy, and the focus on service-oriented government.
- Ключевые слова ▼
центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, официальные сайты библиотек, услуги библиотек, классификация услуг библиотек, диверсификация услуг, сервисная экономика, коммерциализация сферы культуры, платные услуги, бесплатные услуги, central libraries of the Russian Federation constituent units, official library websites, library services, library services classification, services diversification, service economy, culture commercialization, paid services, free services
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2023, Номер: 06УДК: 021.9+027.54(470):024.2+004.774:027
Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Цель статьи анализ соотношения платных и бесплатных услуг, предоставляемых центральными библиотеками субъектов РФ (республиканскими, краевыми и областными). Проблема платных услуг в библиотеках рассматривается как с точки зрения профессионального библиотечного сообщества, так и с позиции государства. Предпринята попытка расширить теоретические основы оказания услуг в библиотеке новыми идеями отечественных экономистов, специализирующихся на изучении гуманитарного сектора экономики, в частности на теории опекаемых благ. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, информация о которых представлена на официальных сайтах 77 центральных библиотек субъектов РФ. Выявлены доминирование платных услуг и резкое сокращение доли бесплатных. Установлено, что количество платных услуг в центральных библиотеках субъектов РФ в среднем превышает объём бесплатных услуг в 8,4 раза. Делается вывод, что массированное механистическое внедрение платных услуг является одним из опасных вызовов для библиотек, который грозит отказом от принципа общедоступности библиотек и может привести к отторжению читателей от библиотеки.
- Show annotation ▼
The purpose of the article is to analyze the ratio of charged and free services provided by central libraries of the constituent entities of the Russian Federation (i. e. republican, territorial and regional libraries). The problem of library charged user services is examined through the optics of professional library community and the government. The authors attempt to expand theoretical foundations of library services with the new ideas of national economists focusing on the humanitarian sector and, in particular, those developing the theory of patronized goods. The theoretical analysis is complemented with the large-scale empirical study of services presented at the official websites of 77 central libraries in the RF constituent entities. The findings demonstrate that the charged services dominate while the share of free services has drastically decreased. The charged services in these libraries exceed the free ones by a factor 8.4. The authors conclude that massive and mechanistic implementation of charged services is a dangerous challenge for the libraries as it exposes them to a risk of abandoning the principle of common availability of libraries and, in long run, of users exodus.
- Ключевые слова ▼
центральные библиотеки субъектов РФ, официальные сайты библиотек, услуги библиотек, классификация услуг библиотек, диверсификация услуг, сервисная экономика, коммерциализация сферы культуры, платные услуги, бесплатные услуги, теория рынков опекаемых благ, гуманитарный сектор экономики, central libraries of RF constituent entities, libraries official websites, library services, library services classification, services diversification, service economy, culture commercialization, charged services, free services, theory of markets of patronized goods, humanitarian sector of economy
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2023, Номер: 08УДК: 027.54(470):[025.5:004.77]+004.774:025
Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Отмечается актуальность создания в условиях развития цифровой среды классификации услуг библиотек, понятной для удалённых пользователей, реализующих свои информационные потребности преимущественно с помощью библиотечных сайтов. Представлены результаты проведённого в 20212022 гг. исследования позиционирования услуг центральных библиотек (ЦБ) 77 субъектов Российской Федерации (РФ) на их официальных сайтах. Отмечен субъективизм библиотек в построении позиционируемых на официальном сайте классификаций услуг, не сопоставимых между собой и зачастую ставящих пользователя в тупик. Названы барьеры, препятствующие оперативному разысканию сведений об услугах библиотек на официальных сайтах: отсутствие рубрики «Услуги», адресующей пользователей ко всему комплексу услуг библиотеки, рассеяние сведений об услугах по разным рубрикам без сопровождения их гиперссылками, отсутствие рубрицированных перечней услуг и прейскурантов, несоответствие информации в прейскурантах текущему состоянию дел. Высказано предположение, что одним из наиболее значимых перспективных направлений теоретических исследований является разработка лингвистических средств, обеспечивающих структурирование и упорядочение сведений об услугах, в частности создание рубрикаторов платных и бесплатных услуг, создание «аспектных сеток», позволяющих формализовать и сделать единообразной характеристику важнейших рубрик на официальных сайтах библиотек; создание унифицированных перечней нормализованных лексических единиц для формулировки рубрик на библиотечных сайтах. Обоснована необходимость поиска единых подходов к представлению результатов деятельности ЦБ субъектов РФ по оказанию услуг пользователям (в частности, удалённым) на официальных сайтах. Утверждается, что именно стандартизованная диверсификация позволит адекватно позиционировать услуги на официальных сайтах библиотек. Это даст возможность в полной мере раскрыть многогранную деятельность современной библиотеки в цифровой среде, повысить её конкурентоспособность и обеспечить прирост как читателей, так и удалённых пользователей.
- Show annotation ▼
In the context of evolving digital environment, the authors point out the urgency of developing the library services classification, friendly to the users whose needs are satisfied primarily via the library websites. The findings of the study conducted in 20212022 on positioning of the services of the central libraries of 77 subjects of the Russian Federation on their official websites are discussed. The evidence is provided that information about services is often scattered across different website headings and subheadings, and there are no hyperlinks between them. The biased nature of structuring classifications of services, that are not comparable one with another and often confusing, is also emphasized. The barriers that prevent the prompt search for information about library services on official websites are specified: i. e. the absence of Services heading linking users to the entire range of library services, scattered information about services under different headings with no hyperlinks, lacking rubricated lists of services and price lists, irrelevant prices, etc. The authors suggest that one of the most promising areas of theoretical research is the development of linguistic tools that enable structuring and ordering of information about services, in particular, building rubricators of charged and free services, designing aspect grids to allow formalization and uniformness of characteristics of the most important headings on the official websites; and building unified lists of normalized lexical units for wording of headings on the library websites. The need for unified approaches to presenting the results of the activities of the central libraries of the subjects of the Russian Federation in providing services to users (in particular, remote ones) on official websites is substantiated. The authors argue that it is the standardized diversification that will allow the services to be adequately positioned on the official websites of libraries. This will enable to provide full representation of multiaspect library activities, to increase library competitiveness and to ensure the growth in the number of physical visits and online users.
- Ключевые слова ▼
центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, официальные сайты библиотек, услуги библиотек, позиционирование, классификация услуг библиотек, диверсификация, стандартизованная диверсификация, информирование пользователей, рубрикация, перечни услуг библиотек, бесплатные услуги, прейскуранты, платные услуги, лингвистические средства, удалённые пользователи, central libraries of the subjects of the Russian Federation, official library websites, library services, positioning, classification of library services, diversification, standardized diversification, user awareness, rubrication, lists of library services, price lists of library services, charged services, free services, linguistic tools, remote users
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2023, Номер: 10УДК: 027.5.022:021+021.4
Borisova Alyona, Mikidenko Natalya, Storozheva Svetlana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и её стереотипным восприятием со стороны вовлечённых и невовлечённых аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. Цель исследования диагностика запроса фактических и потенциальных пользователей библиотек, оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Методологию исследования составили работы, фиксирующие востребованность принципиально новых подходов к взаимодействию библиотеки с целевыми аудиториями. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлечённых и невовлечённых пользователей (взрослые и учащаяся молодёжь). Для анализа эмпирических данных использованы методы статистического анализа информации. Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодёжной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.
- Show annotation ▼
The authors investigate into inconsistency between the purpose of the library as a social institution and stereotypical perception of libraries by involved and uninvolved audiences. The libraries modernizing and transforming themselves into digital ecosystems along with accomplishing their traditional mission of information archive, are becoming the centers of cultural life, interactive spaces offering users wide variety of information services and resources, and multimedia areas for co-working, communication, and learning. At the same time, the fixed stereotypical perception of the library as a book depository becomes a barrier to the expansion of the user audience. The purpose of the study is to diagnose the demands of actual and potential users of libraries and to assess the change in purpose and role of libraries as a social institution under conditions of expanding access to information services. The methodology of the study was determined by the works documenting the relevance of the search for fundamentally new approaches in the interaction of the libraries with their target audiences in the context of media communications to increase the attractiveness of libraries. Sociological methods were used to identify stereotypical ideas about libraries: the survey of two groups of respondents, i. e. engaged and unengaged users (adults and students). Methods of statistical analysis of empirical information were used for data analysis. The main findings are: the study captures the needs in positioning library services within the wider communicative space. The access is needed to special market segments with building multi-subject user chains and new ways of informing young actual and potential users about the array of services. The relatively inefficient building of awareness of new services may indicate the prevalence of traditional positioning in the nearest target market and, so far, rather low penetration into other segments. The novelty of the study is expanding knowledge of the library potential target audience, which would make the foundation for developing communication tools and attracting primarily the young audience. The flexibility of communication methods, formats, and channels is essential for interaction with the young users.
- Ключевые слова ▼
цифровизация библиотек, драйверы трансформации библиотек, барьеры трансформации библиотек, пользователи библиотек, стереотипы восприятия библиотеки, digitalization of libraries, drivers of library transformation, barriers to library transformation, library users, stereotypes of library acceptance
Год: 2024, Номер: 08УДК: 378.4.091.2 + 025.2 028.27
Choguldurov Muktar, Yusupova Gulshara, Choguldurova Elmira, Dzhetybaeva Jyldyz.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Статья посвящена информационным потребностям студентов одному из компонентов системы непрерывного образования. Авторы исследования изучили теоретико-методологические основы информационных потребностей обучающихся, проанализировали основные направления информационной компетентности будущих специалистов. Цель исследования определить роль информационных потребностей будущих специалистов для решения учебно-познавательных задач студентов, сутью которых являются непрерывность и самостоятельность в образовательном процессе. Для достижения цели исследования рассмотрены следующие задачи: необходимость в подготовке обучающихся, в овладении навыками и технологиями работы с информацией; оценка эффективности в формировании практических навыков, информационных потребностей студентов, характеризующихся информационным взрывом и кризисом XXI в., а также проблемами в информационной подготовке студентов и общества в целом. Источником исследования послужили труды учёных, в которых рассматриваются информационные потребности будущих специалистов как важная часть профессионально-образовательных навыков и умений студентов. Использован комплекс как теоретических, так и практических методов педагогического исследования. Отмечены ожидаемые результаты профессионально-образовательных навыков обучающихся по курсу «Учебная практика», где цифровые образовательные технологии обучения приобрели направления как метод решения учебно-познавательных задач в условиях непрерывного образования. Научная значимость исследования заключается в формировании выводов по результатам анализа (экспериментального контроля) по оценке уровня сформированности информационных потребностей будущих специалистов (научно-исследовательской работы студентов). Результаты исследования могут послужить основой для решения учебно-познавательных задач непрерывного образования, так как сегодня ни одна серьёзная экономическая, социальная, техническая задача не может быть успешно решена без обработки существенных объёмов информации.
- Show annotation ▼
The authors accomplished the study of the information needs of students, one of the components of the educational and cognitive tasks of the lifelong education system. The authors reviewed the theoretical and methodological foundations of the information needs of students; the main directions of information competence of future specialists were analyzed. The purpose of the study is to define the role of the information needs of future specialists as a method of solving educational and cognitive tasks of students, the essence of which is continuity and independence in the educational process. To achieve the goal of the study, the following tasks were considered: the need for training students, mastering skills and technologies for working with information; assessment of effectiveness in developing practical skills for the information needs of students, characterized by the information explosion and crisis of the 21st century and problems in the information training of students and society as a whole. The study is based on the publications focused on the information needs of future specialists as an important part of the vocational and educational skills. A complex of pedagogical research methods, both theoretical and practical, was used. As a result of the study, the authors noted the expected results of vocational and educational skills of students in the course Educational Practice, where digital educational learning technologies were developing as a method of solving educational and cognitive problems in the context of continuous education. The scientific value of the study lies in the conclusions based on the analysis (experimental control) that enable to assess the level of formation of the information needs of specialists-to-be (students' research work). The results of the study can serve as the basis for solving educational and cognitive problems of lifelong education, since today not a single serious economic, social, or technical problem can be successfully solved without processing significant amounts of information.
- Ключевые слова ▼
информационные потребности, учебно-познавательные задачи, самостоятельная работа студента, цифровые образовательные ресурсы, навыки и технологии работы с информацией, information needs, educational and cognitive tasks, independent work of the student, digital educational resources, skills and technologies for working with information