Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 05

УДК: 025.5+61:002.6+001.103.2:61

Dreytser Ekaterina, Lopatina Natalia.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Статья посвящена проблемам интеллектуализации информационно-аналитической деятельности. Анализируется опыт научно-информационного обеспечения медицины, сформированный системой баз данных и сервисов академической сети «Кокрейновское сотрудничество» (Кокран). Методология (модель) информационного анализа Кокран реконструирована и изучена в предметном поле библиографоведения и информатики на основе личного участия одного из авторов в создании систематических обзоров результатов клинических испытаний методов лечения и диагностики. Цель проведённого изучения этой методологии – выявление потенциала и качества отраслевых инструментов информационного анализа, рассмотрение целесообразности и возможности их адаптации и границ применения в других отраслях. Исследование базируется на отраслевом подходе в библиографоведении и информационно-аналитической деятельности, информологическом подходе, теоретических инструментах прикладной информатики. Применены структурно-функциональный и итерационный методы в изучении Кокран в проекции информационной аналитики, ориентации на пользователя-специалиста, механизмы управления знаниями. Раскрыты факторы пользовательского качества и эффективности метааналитических продуктов для целей доказательной медицины: методы отбора источников, методы работы с данными, процедурные и организационные модели, критическое резюмирование, пользовательская дифференциация в представлении информационно-аналитического результата. Разбор модели создания метааналитических информационных продуктов в доказательной медицине позволил очертить круг методологических задач и перспективных направлений разработок в информационных науках.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 027.02+025.5

Gendina Natalia, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель статьи – определение номенклатуры видов услуг, представленных на официальных сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Услуги библиотек характеризуются как объект многоаспектного анализа и оценки. Подчёркивается нетождественность понятий «услуги библиотек» и «библиотечные услуги». Раскрывается влияние сервисной экономики на диверсификацию услуг, оказываемых библиотеками. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, представленных на официальных сайтах 77 центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Продемонстрированы масштабы диверсификации видов услуг, оказываемых республиканскими, областными и краевыми универсальными научными библиотеками. Установлено, что библиотеки вынуждены заниматься многими ранее не свойственными им видами деятельности и оказывать услуги, чуждые их природе и общественному назначению. Исследование показало, что производство услуг в библиотеках отражает 30 разных видов профессиональной деятельности. Многие из оказываемых библиотеками услуг предполагают иные, нежели библиотечно-информационные и библиотечно-библиографические компетенции. Это требует оценки качества услуг, оказываемых библиотеками, и рассмотрения вопроса о необходимости их лицензирования и сертификации. Делается вывод, что диверсификация, проявляющаяся в несвойственных для библиотек услугах, имеет вынужденный характер, обусловленный переходом к рыночной экономике, развитием экономики услуг, курсом на становление сервисно-ориентированного государства.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 06

УДК: 021.9+027.54(470):024.2+004.774:027

Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель статьи – анализ соотношения платных и бесплатных услуг, предоставляемых центральными библиотеками субъектов РФ (республиканскими, краевыми и областными). Проблема платных услуг в библиотеках рассматривается как с точки зрения профессионального библиотечного сообщества, так и с позиции государства. Предпринята попытка расширить теоретические основы оказания услуг в библиотеке новыми идеями отечественных экономистов, специализирующихся на изучении гуманитарного сектора экономики, в частности на теории опекаемых благ. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, информация о которых представлена на официальных сайтах 77 центральных библиотек субъектов РФ. Выявлены доминирование платных услуг и резкое сокращение доли бесплатных. Установлено, что количество платных услуг в центральных библиотеках субъектов РФ в среднем превышает объём бесплатных услуг в 8,4 раза. Делается вывод, что массированное механистическое внедрение платных услуг является одним из опасных вызовов для библиотек, который грозит отказом от принципа общедоступности библиотек и может привести к отторжению читателей от библиотеки.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 08

УДК: 027.54(470):[025.5:004.77]+004.774:025

Gendina Natalya, Kolkova Nadezhda, Ryabtseva Larisa.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Отмечается актуальность создания в условиях развития цифровой среды классификации услуг библиотек, понятной для удалённых пользователей, реализующих свои информационные потребности преимущественно с помощью библиотечных сайтов. Представлены результаты проведённого в 2021–2022 гг. исследования позиционирования услуг центральных библиотек (ЦБ) 77 субъектов Российской Федерации (РФ) на их официальных сайтах. Отмечен субъективизм библиотек в построении позиционируемых на официальном сайте классификаций услуг, не сопоставимых между собой и зачастую ставящих пользователя в тупик. Названы барьеры, препятствующие оперативному разысканию сведений об услугах библиотек на официальных сайтах: отсутствие рубрики «Услуги», адресующей пользователей ко всему комплексу услуг библиотеки, рассеяние сведений об услугах по разным рубрикам без сопровождения их гиперссылками, отсутствие рубрицированных перечней услуг и прейскурантов, несоответствие информации в прейскурантах текущему состоянию дел. Высказано предположение, что одним из наиболее значимых перспективных направлений теоретических исследований является разработка лингвистических средств, обеспечивающих структурирование и упорядочение сведений об услугах, в частности создание рубрикаторов платных и бесплатных услуг, создание «аспектных сеток», позволяющих формализовать и сделать единообразной характеристику важнейших рубрик на официальных сайтах библиотек; создание унифицированных перечней нормализованных лексических единиц для формулировки рубрик на библиотечных сайтах. Обоснована необходимость поиска единых подходов к представлению результатов деятельности ЦБ субъектов РФ по оказанию услуг пользователям (в частности, удалённым) на официальных сайтах. Утверждается, что именно стандартизованная диверсификация позволит адекватно позиционировать услуги на официальных сайтах библиотек. Это даст возможность в полной мере раскрыть многогранную деятельность современной библиотеки в цифровой среде, повысить её конкурентоспособность и обеспечить прирост как читателей, так и удалённых пользователей.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСЛУГИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 10

УДК: 027.5.022:021+021.4

Borisova Alyona, Mikidenko Natalya, Storozheva Svetlana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и её стереотипным восприятием со стороны вовлечённых и невовлечённых аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. Цель исследования – диагностика запроса фактических и потенциальных пользователей библиотек, оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Методологию исследования составили работы, фиксирующие востребованность принципиально новых подходов к взаимодействию библиотеки с целевыми аудиториями. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлечённых и невовлечённых пользователей (взрослые и учащаяся молодёжь). Для анализа эмпирических данных использованы методы статистического анализа информации. Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодёжной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.

  • Show annotation

  • Ключевые слова