Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Все статьи, опубликованные в рубрике: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2022, Номер: 04
УДК: 004.8.032.26:02
Krupa Tatiana.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Представлена математическая модель применения рекуррентной сети с внешней памятью. Она предназначена для предсказания оптимальной образовательной траектории пользователя в цифровых информационных средах, к которым могут быть отнесены цифровые библиотеки. Основная задача, решаемая с помощью метода машинного обучения, основанного на применении нейронных сетей, – индивидуализация образовательных траекторий пользователя. Цель работы – моделирование различных аспектов деятельности обучающегося с использованием рекуррентных нейронных сетей для более точной индивидуализации образовательной траектории. В основе метода лежат две разновидности рекуррентных нейронных сетей: классическая с сигмоидальной функцией активации и сеть с долгой краткосрочной памятью LSTM (Long Short-Term Memory). Результаты проведённых экспериментов показали существенные преимущества применения рекуррентных нейронных сетей для предсказания шагов образовательной траектории по сравнению с аналогичными методами. Таким образом, разработанная модель имеет более высокую точность предсказания (на 15–20% выше относительно аналогов). Основная область её применения – предсказание оптимальной образовательной траектории пользователя в цифровой информационной среде, в частности – цифровой библиотеке. Прикладное исследование, результаты которого изложены в настоящей статье, осуществлено при государственной финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках соглашения № 14.576.21.0100 от 26 сентября 2017 г. (уникальный идентификатор – RFMEFI57617X0100).
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2023, Номер: 06
УДК: 004.08:025.5+004:02
Kapterev Andrey.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы использования когнитивного менеджмента в библиотеках. Изучены возможности технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различных технологических процессах библиотечно-информационной деятельности (БИД). Методологическим основанием стал системно-функциональный подход. Статья является результатом исследовательской работы автора в области цифровой трансформации библиотек и может быть интересна менеджерам библиотечного дела. Рассмотрены основные направления когнитивного менеджмента: а) управление и обеспечение сохранности библиотечного фонда; б) библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей; в) исследовательская деятельность в библиотеке. Данные направления непосредственно отражают функции БИД, зафиксированные в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Кратко проанализированы потенциальные проблемы, риски и региональная специфика использования ИИ в библиотеках. Показаны преимущества и недостатки использования ИИ в общедоступных библиотеках. Менеджерам библиотек необходимо знать об этих проблемах и прикладывать усилия, чтобы внедрение систем ИИ было эффективным и этичным. ИИ может революционизировать работу библиотек и оказание услуг пользователям. При этом необходимо тщательно анализировать последствия внедрения систем ИИ: точность и надёжность алгоритмов, возможную предвзятость, а также влияние на библиотечный персонал.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2024, Номер: 01
УДК: 0048:025.5+025.5:017/019
Neshcheret Marina.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Цель статьи дать представление о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере библиографического обслуживания на основе анализа профессиональной литературы и выборочного мониторинга сайтов российских и зарубежных библиотек. Особое внимание уделяется одному из самых популярных инструментов ИИ искусственным нейросетям. На конкретных примерах показано, как ИИ используется в библиографическом обслуживании и обеспечивающих его областях библиотечно-информационной деятельности, включая индексирование информации. Приведённые примеры раскрывают потенциал ИИ для повышения качества и эффективности операций библиографического обслуживания, улучшения пользовательских сервисов, таких как взаимодействие с пользователями с помощью чат-ботов, расширенный библиографический поиск, предоставление справок, персонализированное распространение информации и др. Инструменты ИИ, в том числе нейросети, также находят применение в процессах извлечения метаданных и формирования библиографических записей. В настоящее время наиболее развитыми услугами являются библиотечные чат-боты и системы интеллектуального анализа текстов. Проведённое исследование показывает, что технологии ИИ позволяют библиотекам успешно решать текущие задачи библиографического обслуживания пользователей. Сделан вывод о том, что потенциал ИИ ещё недостаточно изучен, не в полной мере выявлены его положительные и отрицательные стороны. Можно предполагать, что расширение сферы применения ИИ позволит существенно повысить качество и эффективность библиографического обслуживания, уровень компетентности персонала библиографических служб, внедрить новые виды и формы библиографических услуг. Статья подготовлена в рамках НИОКТР «Модель справочно-библиографического обслуживания для национальных библиотек» (рег. N 122021800339-7), осуществляемого Российской государственной библиотекой.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2024, Номер: 04
УДК: 004.8:02 + 004.77:025
Stepanov Vadim, Madzhumder Madina, Begunova Diana.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: На основании проведённого исследования рассматриваются возможности применения системы искусственного интеллекта ChatGPT для улучшения и автоматизации традиционных библиотечно-библиографических процессов, таких как комплектование, библиографирование, индексирование и предоставление справок. Методика основывается на оценке способностей языковой модели при выполнении этих задач и предлагает подробные рекомендации по эффективному использованию ChatGPT в библиотечной практике. Описан процесс установки ChatGPT, рассмотрены ограничения данной модели, включая вариативность в генерации текста, «галлюцинации» (нерелевантные или несуществующие данные), разность в достоверности ответов ИИ-системы на различных языках и отсутствие актуализации информации. Предлагаются методы решения потенциальных проблем, связанных с указанными ограничениями. Предоставляются общие рекомендации по составлению запросов для максимально эффективного использования ChatGPT в библиотечной практике. Особое внимание уделено важности фактчекинга для проверки достоверности информации, полученной от языковой модели. Разработаны рекомендации, оптимизирующие и автоматизирующие процессы комплектования, библиографирования, индексирования и предоставления справок. В исследовании подчёркивается, что ChatGPT может стать мощным инструментом в библиотечном деле. Он обладает значительным потенциалом для упрощения и улучшения традиционных процессов.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2025, Номер: 01
УДК: 004.8:021
Mitroshin Ivan.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье представлены основные понятия искусственного интеллекта (ИИ), методов машинного анализа и машинного обучения. Показаны основные возможности использования в библиотеках и информационных центрах чат-ботов СhatGPT, GigaChat, «Алиса» в качестве помощников при подготовке переводов зарубежных публикаций, кратких обзоров статей и т. п. Рассмотрена возможность включения чат-бота на сайт для оказания пользователям первичной поддержки, в том числе в нерабочее время. В статье представлена информация о применении ИИ при систематическом обзоре литературы. Сокращается количество публикаций в процессе отбора, экономится время. Показаны перспективы использования ИИ для повышения точности ответа на поисковые запросы в автоматизированных библиотечных системах и для дальнейшего развития служб личного кабинета читателя. Реализация личного кабинета позволит получать персонифицированные подборки статей, патентов и новостных обзоров по тематике исследований, подбирать наиболее подходящие для публикации ресурсы. Для корректного функционирования всей системы предлагается разрабатывать систему оценки полученного материала и качества предоставляемых услуг. На основе этой системы и запрошенных материалов рассматривается создание собственной аналитической и рекомендательной системы для определения направления дальнейших исследований и разработок. Несмотря на недостаточный уровень развития технологий, невозможность полной замены человека, высокие материальные затраты на внедрение и др., методы и алгоритмы ИИ, машинного обучения и анализа уже сейчас позволяют автоматизировать ряд процессов обработки информации, выявлять закономерности и тенденции, а также предсказывать потребности пользователей. Это открывает новые возможности для развития и совершенствования предоставляемых услуг в библиотеках и информационных центрах.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼